Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41

Файлы: 1 файл

Весь диплом.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

 Момент «эксплуатации» заключается в том, что дети поют интуитивно, в меру своего внимания, с ними не ведется специальной работы по постановке голоса. Поскольку у ребенка нет никаких представлений о нем (кроме обыденной речи), он будет интонировать речевым голосом, то есть петь в «грудном» (нефальцетном) регистре по мере своих природных звуковысотных и динамических возможностей (в основном в первой октаве и громко). В результате возникает специфический тембр хора, например, звучание пионерских хоров. Такое звучание приемлемо для пионерских песен, а при исполнении классики возникают трудности и в тембровом отношении, и в реализации тесситуры и диапазона. Солистами часто становятся дети, одаренные от природы не столько в вокальном, сколько в слуховом, координационном отношении. Их «пение», скорее не пение, а мелодекламация, что, как способ фонации, физиологически не целесообразно. Участники таких хоров часто заболевают узелковыми ларингитами. (12)

Поскольку есть потребность, спрос на новое – оно рано или  поздно появляется и, как правило, альтернативном существующему положению виде. Так  возникло второе, весьма распространенное направление детского вокально-музыкального воспитания, основателем которого является Д.Е.Огороднов. Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования.

«Эксплуатационное» направление  декларирует использование «  среднего» участка диапазона детского голоса, подразумевая под этим зону ми – си первой октавы. По отношению к этой «середине» методика Д.Е.Огороднова предлагает начинать работу над голосом существенно ниже, вплоть до ля малой октавы в установочном упражнении.

Третье направление вокально-хоровой работы с детьми, теоретическим и методическим основателем которого является Г.П. Стулова, для начального этапа развития голоса предлагает использовать преимущественно звуковысотную зону выше «середины» и в фальцетном режиме.

В отличие от «эксплуатационно» направления рекомендации Д.Е. Огороднова и Г.П. Стуловой носят обоснованный, строго научный характер. Отсюда эффективность и «гигиеничность» работы хормейстеров этих направлений.

Все три перечисленных  направления объединяет то, что дети разными способами учатся исполнять музыку, которая не всегда адресована им.

Четвертое направление отличается тем, что музыка пишется специально для детей, для развития их вокальных  способностей. Речь идет о методе преподавания В.О. Астровой. Суть ее работы в том, что детям в игровой ситуации предлагается оригинальный музыкальный материал с постепенно повышающимся уровнем сложности (12).                

Наибольшая общность фонетического  метода наблюдается с методом  Г.П. Стуловой. Общность эта заключается в едином представлении о регистровом строении голоса, в целесообразном использовании доречевых звуковых сигналов, воспроизводимых подсознательно, и в одинаковом отношении к тональностям. Таковы точки соприкосновения теорий, хотя разрабатывались они независимо друг от друга разными авторами.

Фонопедию как комплекс педагогических возможностей, направленных на постепенную  активизацию и координацию нервно-мышечного  аппарата гортани с помощью специальных  упражнений, коррекцию дыхания, а  также коррекцию самой личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, когда голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте (14). Фонопедия функциональных расстройств имеет много общего с вокальной педагогикой и вокально-хоровой работой.

В любом случае все  хормейстеры и учителя музыки в ходе обучения сталкиваются с рядом  сложных вопросов:

1. Обучение пению и  певческая нагрузка приходятся  на период формирования голосового аппарата, то есть в 15-19 лет.

2. Трудность верной диагностики  типа голоса из-за его несформированности  или отсутствия.

3. Несравнимость на начальном  этапе обучения продолжительности  пения под контролем педагога (1 час в неделю) и самостоятельного пения.

4. Сложности применения традиционных  приемов вокальной педагогики  из-за отсутствия у обучаемых  основных показателей певческого  голосообразования. 

5.  Необходимость демонстрации  певцам вокальных приемов (без  полноценного певческого голоса) сводится к показу не качества звука, а механизма его извлечения, не результата, а процесса. Происходит это в несвойственной данному типу голоса тесситуре и диапазоне.

6.  Владение, в пределах возможного, механизма голосообразования другого  пола и детского голосообразования, технологией пиано, мецца-воче. 

7.  Умение переходить от пения  к речи и обратно.

8.  Ежедневность и продолжительность  нагрузки.

Все эти вопросы существуют объективно и не могут быть просто устранены волевыми методами. Нужны  такой подход и метод, которые бы учитывали как голосовые данные учащихся, так и задачи их будущей деятельности, интересы охраны и развития детского голоса (не только эстетическом музыкальном плане, но и как функция общения) (3).

Специфика фонопедического  подхода В.В. Емельянова.

Любой педагог и хормейстер, так или иначе,  в своей работе решает четыре группы задач:

  1. координационные;
  2. мышечно-тренировочные;
  3. эстетические;
  4. музыкально-исполнительские.

Вокально-хоровая работа пытается решать эти задачи комплексно, целостно (12).

Независимо от того, в  рамках какой эстетики и каких  исполнительских жанров протекает  деятельность хорового коллектива, поющим необходимы здоровые, выносливые голосовые  аппараты, функционирование которых  отвечает следующим критериям: биологическая  и эстетическая целесообразность, акустическая эффективность, энергетическая экономность. Целью фонопедического подхода и является приоритетное решение координационных и тренировочных задач, то есть формирование голосовой функции по этим критериям.

Как пишет сам автор, как правило, «безголосая половина», обучающихся в учебных заведениях на самом деле не безголосая, а с невыявленными голосовыми возможностями, с голосами, находящимися в латентном виде. Одна из задач фонопедического подхода – предложить способы выявления таких голосов, перевода их из неявного состояния в явное. Эта задача и является сущностью фонопедического метода В.В. Емельянова.

Но даже с «голосистыми»  детьми дело обстоит не так хорошо, как хотелось бы. Ведь дело не только в том, чтобы они запели сами. Надо уметь учить детей петь. А хормейстеры с голосами оказываются в вокально-педагогическом отношении не менее беспомощными, чем безголосые. Но последние в ходе собственных поисков голоса находят эмпирически какие-то «свои» приемы активизации голосового аппарата и переносят их на детей, иногда весьма успешно. Те же преподаватели, что с «голосом», пытаются работать методом «делай, как я», а это с детьми отнюдь не всегда дает нужный результат.

В.В. Емельянов пишет, что между поющими и непоющими людьми нет непроходимой границы. Голос, голосовые функции заложены в человеке от природы. Отсюда вытекает одна из задач фонопедии: преодолеть разрыв между теорией и практикой, показать вокально-педагогический процесс реальным, для чего введено такое понятие, как показатель певческого голосообразования.

Общение педагога и учеников в работе над технологией пения протекает  в трех сферах:

  1. голосовой (обмен певческими звуками: показ – повторение);
  2. интуитивно-моторной (певец в хоре интуитивно, через видеомоторику, чувствует механику голосообразования и имитирует ее);
  3. словесной.

Фонопедический подход является узконаправленным, технологическим, подготовительным и вспомогательным  по отношению к вокальной педагогике или искусству вокальной работы с хором. Изначально «фонопедические упражнения» предназначались для фониатрических больных. 

Целью фонопедических упражнений является решение только координационных  и тренажных задач работы над  голосом без затрагивания задач  эстетического и исполнительского характера. Слишком разная эстетика пения, например, народного и академических хоров; слишком разные исполнительские задачи стоят, например, перед хором оперного театра и детской хоровой студии. Развивать, тренировать и охранять голосовой аппарат необходимо в равной мере всем.

Цель фонопедических упражнений - подготовка голосового аппарата к работе в певческом режиме, стимуляция мышечных групп, принимающих участие  в голосообразовании, наведение  начинающего петь на специфические  певческие движения голосового аппарата и связанные с этими движениями специфические ощущения и эмоциональ-образные представления.

Фонопедические упражнения предусматривают выработку и  развитие основных показателей академического голосообразования: произвольное управление регистрами, певческое вибрато, активный фонационный выдох и связанные с ним комплекс ощущений опоры, специфическая певческая установка резонаторных полостей и связанные с этой установкой вибрационные ощущения.

В фонопедических упражнениях  предлагаются только однозначно понимаемые и, безусловно выполнимые движения, однозначно понимаемые и однозначно имитируемые звуки, речь идет только о представлениях и ощущениях, присущих каждому. Контроль за выполнением упражнений – преимущественно визуальный и осязательный.

Как показала практика внедрения, способ описания и средства контроля позволяют хормейстерам, применяющим фонопедические упражнения успешно работать по методической разработке, созданной В.В.Емельяновым и употреблять упражнения в вокально-хоровой работе.

Преимущественно визуальный контроль позволяет хормейстеру точно контролировать исполнение упражнений большой группой обучаемых вплоть до целого хорового коллектива.

 

Принципы фонопедического  метода.

Первый принцип состоит в рассмотрении трех уровней голосовой активности:

    - доречевого (кашель, чихание, выдувание, плачь, шип, рычание, гудение, крик, смех, вой, писк и др.);

    - речевого (обычная речь, напевание, речь громкая, пение фольклорное, эстрадное, исполнение рок-музыки);

    - певческого (профессиональная сценическая или ораторская речь).

Уровни голосовой активности выступают в виде диалектической триады. Речевой уровень представляющий собой вторую сигнальную систему, есть отрицание доречевого, а певческий  – отрицание речевого, т.е. отрицание  отрицания. Последний можно рассматривать также как возврат к доречевому на более высоком витке диалектической спирали, ибо с точки зрения физиологии и акустики певческий уровень есть не что иное, как голосовые сигналы доречевой коммуникации.

Второй принцип – формирование сложного певческого двигательного навыка на операционном уровне – в полном виде выглядит так: навык складывается из элементарных двигательных операций, каждая из которых абсолютно доступна любому человеку. Если навыка от природы нет, то есть, нет певческого голоса, то певческий навык в его «черновом», технологическом виде может быть постепенно сформирован путем синтеза элементарных операций.

Голосовой аппарат –  саморегулирующаяся система. Поэтому третьим принципом будем считать соотношения управления и регуляции. Во время пения непрерывно происходит сопоставление воспринимаемого акустического результата с регулировочным образом своего голоса как представлением об оптимальном субъективном звучании.

Чем же можно реально  управлять, то есть, проще говоря, двигать, непрерывно ощущая  и контролируя процесс движения?

Мышцами лица: губами, принимающими участие в артикуляции, мышцами  щек, жевательной мускулатурой нижней челюсти, языком, с помощью которого можно поднимать и опускать гортань. 

Из существующих уровней  голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, так как голосовой аппарат – саморегулирующаяся система, которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Фонопедические упражнения способствуют расширению диапазона, увеличению силы и яркости голоса, полетности звучания, улучшению вибрато, певучести  голоса, а также раскрепощению певческого процесса.

Единство принципов  голосообразования и, прежде всего, регистрового строения взрослого и  детского голосов позволяют одинаково  успешно работать как со взрослыми, так и с детьми любого возраста.

Фонопедические упражнения могут применяться хормейстерами и педагогами, как в комплексе, так и изолированно – для решения каких-либо координационных задач, не решаемых по каким-либо причинам традиционными методами. Это зависит от уровня хора. От уровня зависит и дозировка упражнений, применяемых для разогрева голосового аппарата профилактики нарушений его нормального функционирования, или для выработки у пока не поющих детей всех показателей голосообразования на базе голосовых сигналов доречевой коммуникации. На любом уровне упражнения помогают снять усталость, увеличить диапазон, повысить интенсивность звучания, выровнять тембр, унифицировать артикуляцию.

Информация о работе Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк