П. И. Чайковский. Кантатно-ораториальное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:18, реферат

Описание работы

К коронации русского Императора Александра III, Чайковский также по заказу коронационных организаций сочинил кантату "Москва" на стихи А.Майкова. Премьера этой кантаты состоялась в Грановитой палате Московского Кремля, во время коронационных торжеств в 1883 году. Стихи Майкова повествуют об истории становления и развития первопрестольной столицы России. Особую популярность завоевало ариозо Воина из неё.

Файлы: 1 файл

Чайковский.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где продирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней заболел холерой и скончался. Похоронен Чайковский в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

В Клину, по инициативе брата композитора  Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей композитора.

  • Хоровое творчество П. И. Чайковского

Чайковский всю свою творческую жизнь работал в хоровых жанрах. Однако его высказываний об отношении  к этому виду музыкального творчества не обнаруживается. С детства Чайковский пел в хоре, был слушателем хоровых коллективов. В Училище Правоведения, по воспоминаниям современников, он даже замещал регента, будучи учеником старших классов. А им был знаменитый русский хормейстер Г. Ломакин, друг М. И. Глинки, один из известных мастеров своего дела. Одним из первых самостоятельных сочинений Чайковского, написанных в стенах Петербургской консерватории, были сочинения для хора без сопровождения и в сопровождении оркестра на стихи Н. П. Огарева "На сон грядущий".

Приехав в Москву, Чайковский близко сходится с К. К. Альбрехтом, известным хормейстером. По его просьбе в сборники, которые он составлял, Чайковский также пишет хоры. Один из них, "Весна", недавно обнаруженный, считался утраченным. Для Альбрехта тогда же в 1870- году Чайковский написал хор "Вечер". И хор "Весна", и "Вечер" написаны на собственные стихи.

Почти все хоровые сочинения  написаны композитором по просьбе и  заказу. Так, в 1885 году он написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия  для празднования в честь этих святых. В честь 50-летия Училища  Правоведения композитор написал также на собственные стихи "Правоведческую песнь" (музыка не сохранилась).

Результатом общения Чайковского  с различными хорами и их руководителями стали появление на свет таких  его сочинений, как "Ночевала тучка  золотая", написанная в 1887 году по просьбе каких-то людей в Боржоме. По просьбе того же К.К.Альбрехта Чайковский сочинил хор "Блажен, кто улыбается" на стихи К.К.Романова, посвященный студенческому хору Московского университета. Одним из самых поэтических сочинений композитора можно считать хор "Соловушко" также на собственные стихи. Его эскиз записан композитором в рукописи эскизов балета "Спящая красавица". "Соловушко" написан для концерта хора Императорской оперы под руководством Ф.Ф.Беккера. Этот коллектив был участником всех оперных премьер Чайковского в стенах Мариинского театра.

К юбилею, 50-летию артистической  деятельности учителя Чайковского  А.Г.Рубинштейна, он написал на стихи  Я.Полонского хор, заказанный юбилейной  комиссией по проведению торжеств. Самым последним сочинением Чайковского для хора было создание в 1891 году по просьбе певца И.А.Мельникова для руководимого им Бесплатного хорового класса цикла из трёх хоров (мужского, femqjncn и смешанного). В качестве литературных первоисточников композитор использовал стихи Пушкина ("Что смолкнул веселия глас"), Н.Г.Цыганова ("Не кукушечка во сыром бору", "Без поры, да без времени").

  •  

    • Кантатно-ораториальное творчество

    Также к разряду "заказных" сочинений  Чайковского принадлежат его  кантаты и хоры в сопровождении  оркестра. Первой из них - музыка на гимн Ф. Шиллера "К Радости". Это было задание Совета профессоров Петербургской консерватории, которое получил молодой Чайковской при окончании Петербургской консерватории. Эта кантата стала его дипломной работой. Использование текста, который уже был использован в 9 симфонии Бетховеном, стало символичным фактором творческой биографии Чайковского, весь дальнейший творческий путь которого сделал его наследником творческих традиций великого немецкого симфонизма. Это сочинение Чайковского было исполнено на выпускном в Петербургской консерватории. Друг Чайковского Г.А.Ларош увидел в нём "торжественное обещание" превзойти своих современников, всех русских композиторов после М.И.Глинки.

    К открытию Всероссийской выставки в честь 200-летия Петра Великого Чайковским была написана кантата на стихи Я.Полонского, заказанная ему организационным комитетом выставки. Чайковский выполнил этот заказ. Кантата прозвучала на Троицком мосту перед Кремлем, под специальным навесом. Впоследствии рукопись кантаты была утрачена и восстановлена по сохранившимся хоровым и оркестровым голосам.

    К коронации русского Императора Александра III, Чайковский также по заказу коронационных  организаций сочинил кантату "Москва" на стихи А.Майкова. Премьера этой кантаты  состоялась в Грановитой палате Московского Кремля, во время коронационных торжеств в 1883 году. Стихи Майкова повествуют об истории становления и развития первопрестольной столицы России. Особую популярность завоевало ариозо Воина из неё.

    Известны также и другие попытки и замыслы Чайковского писать музыку для хора. Однако они не были осуществлены. В целом хоры и кантаты Чайковского стали существенным вкладом в дело развития светской русской хоровой культуры.

    «К радости», музыка к гимну Ф. Шиллера для солистов, хора и оркестра, была написана Чайковским в ноябре-декабре 1865 года к выпускному экзамену в Петербургской консерватории по заданию совета профессоров. Русский текст составлен по переводам К. С. Аксакова, В. Г. Бенедиктова и М. А. Дмитриева. Кантата была исполнена на публичном экзамене 29 декабря 1865 года силами учащихся консерватории. Дирижировал А. Г. Рубинштейн. Это было первое сочинение П. И. Чайковского, исполненное публично.

    Кантата была высоко оценена кафедрой. Г. А. Ларош, друг и однокашник Петра  Ильича, писал ему в письме: «...эта кантата самое большое музыкальное событие в России после "Юдифи"; она неизмеримо выше (по вдохновению и работе) "Рогнеды"... Не воображайте, что я говорю как другу: откровенно говоря, я вотчаянии признать как критик, что Вы самый большой музыкальный талант современной России. Более мощный и оригинальный, чем Римский-Корсаков; я вижу в Вас самую великую или, лучше сказать,― единственную надежду нашей музыкальной будущности. Вы отлично знаете, что я не льщу... Ваши творения начнутся, может быть, только через пять лет; но эти, зрелые, классические, превзойдут всё то, что мы имели после Глинки». Однако в ответ на предложение П. И. Юргенсона издать катату, П. И. Чайковский писал ему в июле 1890 года: «Печатать я её не желаю, ибо это юношеское произведение без будущности; к тому же, ведь она на текст "К радоси" Шиллера. Соперничать с Бетховеном неловко».

    В 1872 году в Москве открылась Политехническая  выставка. Ее организаторы поставили  целью ознакомление самой широкой  публики со всеми новейшими достижениями научной и инженерной мысли. Церемонию открытия этого уникального для тогдашней России мероприятия они постарались обставить с максимальной торжественностью. Для этого мероприятия Музыкальным отделом выставки Чайковскому в конце января была заказана кантата в память двухсотой годовщины рождения Петра Великого. Текст кантаты заказали поэту Я. П. Полонскому. Сочинение было закончено к началу апреля. Первое исполнение кантаты «В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого» состоялось 31 мая 1872 года на Троицком мосту перед Кремлем под специально сооруженным навесом. Дирижировал К. Ю. Давыдов, оркестр и хор — театральные, соло пел артист Большого театра А. М. Додонов. Прозвучавшее произведение произвело фурор. 14 июня того же года кантата была исполнена вторично, в помещении Большого Театра в том же исполнении.

    Автограф партитуры кантаты  до сих пор не обнаружен. Имеются  сведения, что он хранился в библиотеке Большого театра в Москве. Но в 1900 году, когда брат Петра Ильича М. И. Чайковский хотел издать кантату, ее там не оказалось. Ранее по оркестровым и хоровым партиям библиотекарь театра А. Фарский восстановил партитуру. Именно этот восстановленный вариант кантаты и был издан, по нему же в 1902 году был сделан клавир.

    Произведение Чайковского получило неоднозначную оценку у его современников и в наше время продолжает вызывать дискуссии. Некоторые темы из кантаты Чайковский впоследствии использовал в своей 3-й симфонии (в скерцо). Значительная часть материала кантаты была заимствована им из финала своей 1-й симфонии.

    • Кантата «Москва»

    Кантата «Москва» относится к произведениям, написаным П. И. Чайковским по заказу, однако это нисколько не умаляет  её художественного достоинства. По заказу работало и работает большинство  профессиональных композиторов: ведь заказ означает спрос, он приносит материальную выгоду (ведь надо же композитору жить на что-то), а кроме того необходимость срочной работы дисциплинирует творческую волю и повышает тонус творчества. Другое дело, что в России во времена Чайковского сочинения по заказу были сравнительной редкостью из-за любительского статуса многих, даже известных, авторов; во всяком случае членам «Могучей кучки» заказов, как правило, не делали. Даже по этому признаку Чайковский выступает в ряду других как первый российский мастер-профессионал, вслед за ним двинется новое поколение композиторов, для которых сочинение музыки по заказу станет юбыкновением (Стравинский, Прокофьев). И хотя всё же Петра Ильича по большей части заказные работы тяготили, но он, будучи профессионалом, соглашался на них, и результат оказывался вдохновляющим, из под его пера выходила превосходная музыка. Нельзя не привести в связи с этим строки из письма П. И. Чайковского Надежде Филаретовне фон Мекк о кантате «В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого», также написанной по заказу:

    «Я постараюсь рассказать (...) в общих чертах, как я работаю. Прежде всего я должен сделать  очень важное для разъяснения  процесса сочинения подразделение  моих работ на два вида:

    1. Сочинения, которые я пишу по собственной инициативе, вследствие непосредственного влечения и неотразимой внутренней потребности.
    2. Сочинения, которые я пишу вследствие внешнего толчка, по просьбе друга или издателя, по заказу, как, например, случилось, когда для открытия Политехнической выставки мне заказали кантату.

    (...) Спешу оговориться.  Я уже по опыту знаю, что  качество сочинения не находится  в зависимости от принадлежности  к тому или другому отделу. Очень часто случалось, что  вещь, принадлежащая ко второму  разряду, несмотря на то что первоначальный толчок к ее появлению на свет получался извне, выходила вполне удачной, и наоборот, вещь, задуманная мной самим, вследствие побочных обстоятельств удавалась менее».

    Чайковский писал по случаю государственных  и общественных событий, он с молодых лет стал государственным композитором, к нему постоянно обращались, когда возникала необходимость музыкадьно отозваться на нужды российского общества и российской власти. Его произведения были не только мастерскими, но и доступными, приветливыми, способными выразить всеобщее настроение соотечественников.

    Государственные заказы делались Чайковскому  с ведома и согласия царской семьи. Известно, что он был любимым композитором Александра Третьего, и его музыка сопровождала собой почти всю  эпоху «царя-миротворца».

    8 марта 1883 года Чайковский, находившийся  в это время в Париже, получил  из Москвы официальное письмо  с заказом сочинения большой  кантаты по случаю грандиозного  праздника в честь коронации  государя императора Александра  Третьего. К письму прилагался готовый текст кантаты, написанный А. Н. Майковым. Само торжественное мероприятие назначено на середину мая, готовую же партитуру кантаты просили прислать не позже 17 апреля. Нельзя сказать, что композитор был рад этому заказу. Несколькими днями ранее он уже получил от Коронационной комиссии заказ на Торжественный коронационный марш для этого же мероприятия и уже принялся его писать, как вдруг ему присылают ещё один. Оно бы и ничего, но Чайковский в тот момент длительное время работал над написанием оперы «Мазепа», которая давалась ему с большим трудом, теперь же из-за срочного заказа ему придется отложить эту серьезную работу, кроме того сроки выполнения заказов приводили композитора в ужас. «Первая мысль моя была ― отказаться,― сообщал композитор в письме Н. фон Мекк,― но потом я решил, что во что бы то ни стало нужно постараться и обе работы исполнить к сроку. Мне известно из достоверных источников, что государь весьма расположен ко мне (т. е. к моей музыке) и я бы не хотел, чтобы ему донесли, что я отказался».

    Известно, что сначала написание  кантаты было предложено А. Г. Рубинштейну, но тот отказался ввиду большой занятости и сжатых сроков. Чайковский в данном случае был единственным, кто мог спасти ситуацию. И он блестяще справился с поставленной задачей даже раньше установленного срока (что, кстати, было для него вполне типично). Оба заказа композитор окончил уже к 24 марта. В очередном письме к  Н. фон Мекк он писал: «Мне  очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны. Есть маленькая патриотическая хвастливость, ― но вместе с тем вся пиэса глубоко прочувствована и написана оригинально, в ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова».

    Исполнение кантаты состоялось 15 мая на церемонии коронации  в Грановитой палате во время торжественного обеда Императора. Исполнителями были хор и оркестр Большого театра, Е. А. Лавровская, И. А. Мельников, дирижировал Э. Ф. Направник. Сам автор на празднике не присутствовал. Находясь в это время в Петербурге, он получил известия из Москвы о благополучном исходе коронационных торжеств и написал по этому поводу в письме к фон Мекк: «Признаюсь, что мне лестно и приятно было быть заглазным участником этих торжеств в качестве автора кантаты. Я питаю к государю тем большую симпатию и любовь, что мне известно из достоверных источников, что он со своей стороны благоволит к моей музыке, и я очень рад, что на меня пал жребий положить на музыку кантату».

    Кантата «Москва», написанная с присущим Чайковскому мастерством, состоит  из шести взаимосвязанных эпизодов: трех сольных и трех хоровых. Первый номер «С мала ключика...» ― хоровой, в духе былинного сказа, открывается красивым торжественно-эпическим оркестровым вступлением, повествует о том как зарождалась Москва ― сначала возникнув как маленькое княжеское селение на берегу реки Москвы, о нашествии монголо-татар и порабощении земель русских. Второй номер сольный ― ариозо меццо-сопрано «То не звёздочка засветилася в непроглядной тьме ― то зажглась свеча воску яраго в каменной Москве...», повествует нам в метафоричной форме об усилении роли Москвы, об объединении Русских земель и становлении государства. Третий номер ― очень яркий и радостный, быстрый и мощный хор, повествующий о свержении монголо-татарского ига. Четвертый номер ― монолог и хор, открывается небольшим оркестровым вступлением, затем солист баритон рассказывает о крахе Византийской империи, расширении Российского государства и о том, что Москва должна стать преемницей Константинополя, и солист с хором в конце торжественно произносят знаменитое пророчество о том, что Москва есть третий Рим. Пятый номер кантаты, исполняемый соло меццо-сопрано, пожалуй, самый известный, часто называемый «Ариозо воина»; на самом же деле он поется от лица молодого помазанника божьего, призванного взойти на царский престол. Он вопрошает Господа о  том, достоин ли принять это бремя, по силам ли оно ему. Шестой номер ― финал, состоящий из трех частей: соло баритона, хор и большое и яркое  финальное tutti хора, оркестра и дуэта солистов. Содержание финального номера напутственное, обращение к новоизбранному царю сохранять мир и единство в государстве, жить по законам Божьим, и в конце идет пышное прославление царя со всей его царской четой и всего народа.

    Информация о работе П. И. Чайковский. Кантатно-ораториальное творчество