Балеты П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его
дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Нередко в его
операх, симфониях, романсах используются танцевальные ритмы. ;
Балеты Чайковского открывают историю русского классического балета.
До Чайковского музыка в балете играла вспомогательную роль. В его
балетах именно музыка в единстве с танцем стала выразителем
содержания. Это подлинно драматические произведения. Музыка
каждого -танца, оркестровые эпизоды между ними соединены не
механически, а определены содержанием. Чайковский в балете не
нарушает традиции, но изменяет смысл музыки. Все классические формы
подчинены раскрытию основной темы.

Файлы: 1 файл

Балеты Чайковского.docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Балеты П.И. Чайковского.

Обращение П.И.Чайковского  к жанру балета не случайно. Его

дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Нередко в его

операх, симфониях, романсах используются танцевальные ритмы. ;

Балеты Чайковского открывают  историю русского классического  балета.

До Чайковского музыка в балете играла вспомогательную  роль. В его

балетах именно музыка в  единстве с танцем стала выразителем

содержания. Это подлинно драматические произведения. Музыка

каждого -танца, оркестровые  эпизоды между ними соединены  не

механически, а определены содержанием. Чайковский в балете не

нарушает традиции, но изменяет смысл музыки. Все классические формы

подчинены раскрытию основной темы.

Композитор подходит к  балету как к симфоническому программному

произведению. Принципы симфонизации балета - в этом заключается

реформа Чайковского. «Ведь балет - та же симфония», - писал

композитор. Драматические  принципы оперы и симфонии перенесены в

балет - сквозное музыкальное  развитие, яркие индивидуальные

характеристики, лейтмотивное развитие, единство целого.

Чайковский считал, что  если содержанием оперы должна быть

реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка,

волшебный вымысел.

Чайковским написаны три  балета: ≪Лебединое озеро≫, ≪Спящая

красавица≫, ≪Щелкунчик≫. Сюжеты всех балетов сказочные. Первый

балет ≪Лебединое озеро≫ сочинен  в 1876 году театральным деятелем

Бегичевым и хореографом  Гельцером.

Второй балет ≪Спящая  красавица≫ /1889/ - монументальная

хореографическая симфония, написанная по сказке Перро.

Третий балет Чайковского  ≪Щелкунчик≫ /1892/ - написан на сюжет

сказки Гофмана. Все балеты объединяет основная идея - торжество  добра

над злом.

К числу лучших произведений Чайковского в 70-е годы, наряду с

оперой ≪Евгений Онегин≫  и ≪Четвертой симфонией, относится  балет

≪Лебединое озеро≫, романтическая  повесть о любви и верности.

Написан балет в 1876 году, первое исполнение состоялось в 1877 году.

Музыкальный критик ГА.Ларош по поводу балета ≪Лебединое озеро;≫

писал: ≪Мелодии, одна другой пластичнее, льются, как из рога

изобилия≫. Поэтическое  содержание и вдохновенная музыка балета

определили его популярность, растущую с каждым годом.

Чайковский не разрушая традиций балетного жанра, сумел создать

новаторское произведение. Несмотря на традиционную замкнутость

.отдельных эпизодов, танцев  создана музыка проникнутая единым

лирическим содержанием. Последовательное проведение основной

трагической темы, лейтмотива Одетты, создает непрерывное развитие и

симфоническую целостность. Эта тема появляется в различные  моменты

балета, видоизменяясь от нежной лирически светлой к трагической.

Большой балет в 4-х действиях. Либретто предположительно

составлено самим Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и

В.Ф.Гельцера.

Сюжет: В четырех актах  балета чередуются реальные и

фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в  дворцовом

парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над

парком стая лебедей манит  его за собой. В лесу, на берегу озера  среди

девушек-лебедей принц  находит Одетту, добрую фею с короной  на

голове. Покоренный ее красотой и потрясенный ее рассказом о

преследованиях Мачехи-Совы, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви.

На балу в замке, по велению  матери Зигфрида, он должен выбрать себе

невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в

которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение.

Поняв, что совершил роковую  ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит

Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону,

Зигфрид бросает вызов Мачехе-Сове, олицетворяющей в балете образ

фатума (корона спасала Одетту от ее преследований). Принц надеется,

что девушка-Лебедь уйдет  с ним в мир людей. Но бурные волны

разбушевавшейся на озере  стихии поглощают Одетту и Зигфрида.

Предположительно, что источниками  либретто могли послужить

романтические сюжеты: сказка немецкого писателя Музеуса "Лебединый

пруд", а также "Ундина" Ламотт-Фуке - Жуковского. Некоторые образно-

сюжетные мотивы либретто родственны произведениям русской

литературы. В либретто балета нашли отражение основные темы и

образы романтического искусства  той эпохи: разлад мечты и

действительности, стремление к идеалу, красоте и невозможность  его

обрести, надежда на счастье, невольное предательство и искупление

вины ценою жизни. Сказочная  коллизия развивает важнейшую для

романтизма тему рока, родового проклятия. Характерно для

романтической концепции  соотношение человек-природа, которая  и

защищает, и сопереживает, и карает . Обстоятельства возникновения  замысла балета и его осуществления

недостаточно ясны. По воспоминаниям  Н.Д.Кашкина начало работы

относится к маю 1875 г. В  сентябре композитор писал Римскому-

Корсакову: "По приглашению  Московской дирекции пишу музыку к

балету "Озеро лебедей". Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в

которых нуждаюсь, отчасти  потому, что мне давно хотелось попробовать

себя в этом роде музыки". Достоверных сведений об авторах  либретто не

сохранилось. Однако сюжет  изложен Чайковским в рукописи партитуры

балета. Этот же текст был  издан отдельно, в виде программы. Но автор

либретто и источник сюжета неизвестен. Кашкин называет инициатором

заказа и создателем программы  В.П.Бегичева, директора Московской

конторы Императорских театров. Существуют свидетельства, что в

составлении программы и  либретто принимал участие и известный

деятель русского балета В.Ф.Гельцер. Вероятны также и соавторство, и

помощь других лиц. На афишах прижизненной постановки "Лебединого

озера" имена авторов  либретто не значились. Не было их и  в

прижизненных изданиях клавира  и программы балета. Авторских  прав ни

Бегичев, ни Гельцер никогда не предъявляли. Вальц и Кашкин

вспоминали об участии  Рейзингера в работе на подготовительном этапе.

Кашкин писал: "сочинению музыки предшествовали долгие совещания с

балетмейстером Большого театра, с помощью которого была выработана

программа танцев и весь сценарий балета".

Сочинение музыки продолжалось около года с перерывами. Первый из

них связан с работой над  Третьей симфонией - летом 1875 г. С  августа

работа над балетом  возобновлена. Зимой вновь наступил перерыв, но с

середины февраля композитор погружен в сочинение музыки балета. В

конце марта начались репетиции  в театре, в то время, как Чайковский

продолжать работать над  инструментовкой. 10 апреля 1876 года

сочинение музыки балета было окончено, о чем свидетельствует  дата в

автографе партитуры. После  завершения партитуры Чайковский написал

вставной номер "Русский  танец" для бенефиса балерины П.Карпаковой,

исполнительницы главной  партии в балете - Одетты. Через некоторое

время, вероятно для бенефиса балерины Собещанской, было написано

Pas de deux Зигфрида и Одиллии III акта.

К премьере был опубликован  клавир балета, подготовленный

Н.Д.Кашкиным (переложение для фортепиано в две руки), издательство

П.И.Юргенсона, 1877 г. Первое издание партитуры осуществлено

Юргенсоном уже после смерти композитора, в 1895 г.

Премьера состоялась на сцене  московского Большого театра 20

февраля 1877 года. Балетмейстер Ю.Рейзингер. Дирижер С.Я.Рябов.

Декорации К.Ф.Вальца, К.Гроппиуса, И.Шангина. Исполнители

премьеры: Одетта-Одиллия - П.М.Карпакова, Зигфрид - А.Г.Гиллерт,

Ротбарт - С.П.Соколов. В репертуаре театра "Лебединое озеро" до 1883 г.

прошло 39 раз. В 1880 г. и в 1882 г. балет обновлялся балетмейстером

И.Ганзеном. Исполнителями были: Одетта-Одиллия - Е.Н.Калмыкова и

Л.Н.Гейтен, Зигфрид - А.Ф.Бекефи. При жизни Чайковского II действие

"Лебединое озеро"  было показано на сцене Национального  пражского

театра.

Первая постановка "Лебединого озера" выявила определенные

несовершенства либретто балета, в частности, невозможность

средствами танца рассказать предысторию Одетты, объяснить ее родовые

связи, наследственную роковую  предопределенность. Для новой

постановки балета 1894 г., уже после смерти композитора

М.И.Чайковский написал новое  либретто, которое и стало основным для

постановок "Лебединого озера " в XX веке театрами всего мира. В

настоящее время существует постановка, осуществленная

балетмейстером В.П.Бурмейстером в театре имени Станиславского и

Немировича-Данченко, в которой  сделана попытка вернуться к

первоначальному авторскому варианту. Но подлинной авторской  версии в

истории балетного театра не было. Этот факт поразителен, так  как речь

идет о самом популярном сочинении русского и мирового балетного

театра. В данном случае невероятно точно, пророчески звучат слова

Чайковского, что его "время  далеко ещё впереди".

Музыкально-драматургический стержень всего балета - тема-леймотив

- "Лебединая песнь". От I акта до финала лейтобраз балета связан с

важнейшими этапами лирико-драматического действия, ни разу не

становясь основой для  завершенной танцевальной формы. Важнейшее

средство создания в музыке балета романтического и элегического

настроения - последовательное использование ритма вальса. Вальсовость

пронизывает многочисленные эпизоды музыки балета, выступая в

качестве одного из признаков  сквозного лирического действия с

изменением драматургического  значения ритма вальса на протяжении

всей композиции. Большие  вальсы, составляющие вместе с адажио в

первых трех актах ядро лирических сцен ("Крестьянский вальс", "Вальс

лебедей" и "Вальс невест") - первые крупные танцевально-симфонизированные формы. Они открывали перспективу для балетной

музыки будущего.

Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты

подготовлен и продолжен  в галерее женских образов  Чайковского в

самых разных по жанру произведениях - Джульетты, Ундины, Катерины,

Франчески, Татьяны. Новым для русского балета стал образ принца

Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не

только танец) героя, проходящего  через испытания, страдания,

бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом

Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.

Став уникальным явлением художественной культуры, "Лебединое

озеро" собрало и впитало  все богатство романтического балета XIX века

и во многом определило развитие балетного театра ХХ века.

Балет "Спящая красавица"

Сценарий И.А.Всеволожского  и М.Петипа по сказкам Ш.Перро.

Период создания - с октября 1888 г. по август 1889 г.

Сюжет: Принцесса Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает

вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю своего

совершеннолетия - такова месть  злой феи Карабос, которую королевский

Информация о работе Балеты П.И. Чайковского