Творчество Петипа М.И

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Он исполнял ведущие роли в балете Мазилье Сатанилла (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро Эсмеральда (музыка Ц.Пуни), Фауст (музыка Пуни и Дж.Паниццы), Корсар (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой Дочери Фараона (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т. н. "большого балета", спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы.

Содержание работы

Введение
1. Первые шаги в искусстве
2. Ведущий балетмейстер Маринки
3. Творческое содружество с Чайковским и Глазуновым
4. Бессмертное наследие Петипа
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

m_petipa_referat.docx

— 31.13 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко

Институт культуры и искусств

 

                                                                Кафедра хореографии

 

 

РЕФЕРАТ

По предмету: «История хореографического искусства»

На тему: «Творчество Петипа М.И.»

     

                                                       Выполнила

                                        cтудентка III курса

                                                 специальности: «Хореография»

                                Симашко Е.В.

                                                              Проверила          

                                                              Доцент 

                                                             Рожко М.Н.

 

Луганск  2012

Содержание

 

Введение

1. Первые шаги в искусстве

2. Ведущий балетмейстер  Маринки

3. Творческое содружество  с Чайковским и Глазуновым

4. Бессмертное наследие  Петипа

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

Петипа Мариус Иванович (1818-1910), артист балета и балетмейстер, француз по происхождению, работавший преимущественно в России, где балет второй половины 19 в. принято называть "эпохой Петипа".

Он исполнял ведущие роли в балете Мазилье Сатанилла (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро Эсмеральда (музыка Ц.Пуни), Фауст (музыка Пуни и Дж.Паниццы), Корсар (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой Дочери Фараона (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т. н. "большого балета", спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы.

Несмотря на то, что к  началу 20 в. монументальные постановки Петипа представлялись новому поколению  балетмейстеров, прежде всего М.М.Фокину, устаревшими (и они окрестили  их "старым" балетом, противопоставив  им свой — "новый"), традиции "большого балета" Петипа сохранили свое значение и в 20 в. На русской сцене живут  его лучшие спектакли, а некоторые  идут и в крупнейших театрах мира. Кроме того, уже в середине 20 в. в искусстве нового поколения хореографов, среди которых первое место занимает Джордж Баланчин, выработанные Петипа выразительные средства предстали полностью обновленными и легли в основу современного балета.

 

 

1. Первые шаги в искусстве

"29 мая 1847 года прибыл  я на пароходе в Петербург... Шестьдесят лет службы на одном  месте, в одном учреждении, явление  довольно редкое, выпадает на  долю немногих смертных..." Явление  это, безусловно, не просто редкое, но уникальное, особенно если  иметь в виду, что то "учреждение", которое скромно упоминает в  начале своих мемуаров Мариус Петипа, — это театр, а сам Петипа, родившийся и выросший во Франции, стал своеобразным "патриархом" русского балета.

В своих мемуарах он говорит  о шестидесяти годах службы. На самом деле его служение искусству, русскому балету насчитывает далеко не шесть десятков лет, а значительно  больше — балеты в постановке Петипа живы и в нынешнем веке.

Однако судьба этого великого мастера отнюдь не была безоблачной. После многообещающего начала, когда  Мариус Петипа достаточно быстро занял место ведущего балетмейстера Императорских театров, после длительной, напряженной и плодотворной работы, в зените его творческого пути ему пришлось столкнуться с закулисными интригами и испытать на себе неблагодарность дирекции, которая утверждала, что Петипа тормозит рост новых талантов. Фактически он был отстранен от работы, и вход в театр, которому он отдал всю свою жизнь, был для него закрыт. На протяжении некоторого времени Мариус Петипа действительно представал в качестве ретрограда, который лишь мешал развитию отечественного балета. Роль Петипа в балете в период расцвета его деятельности, конечно, отличается от той, которую он играл позже, в то время, когда начали стремительно развиваться новые балетные формы. Однако нельзя забывать о том, что сделал этот неутомимый труженик для русской хореографии, о его искренней любви к балету и мастерстве хореографа. Поэтому дать однозначную оценку его деятельности просто невозможно.

Сам характер Мариуса Петипа — такой, каким он предстает перед нами из воспоминаний его современников, артистов, членов его семьи, его собственных мемуаров и дневников — был не простым. Артист, всей душой преданный своему искусству, — и скрупулезный педант, жизнерадостный шутник — и придирчивый брюзга. Наверное, он действительно сочетал в себе все эти качества.

Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года. Его отец, Жан Антуан Петипа, был танцовщиком, а впоследствии — балетмейстером и педагогом, мать, Викторина Грассо, — драматической актрисой. "Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, — вспоминал Мариус Петипа, — и история французского театра насчитывает много театральных семей". Семья Петипа, как и большинство подобных ей, вела кочевой образ жизни.

Мариус Петипа получил общее образование в Брюсселе, куда были приглашены работать его родители. Одновременно с посещением колледжа для получения общего образования он учился игре на скрипке в консерватории. Кроме того, с самого детства Мариус и его старший брат Люсьен начали проходить строгую школу хореографического искусства у своего отца. "Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства".

Тем не менее, маленькому упрямцу  пришлось смириться, уступив настойчивости  отца и уговорам матери, и в девятилетнем возрасте он впервые появился перед  публикой в балете "Танцемания", поставленном его отцом. Судьба артистов в то время была ненадежной — сравнительное благосостояние сменялось периодами бедности, когда Люсьен и Мариус для того, чтобы их родные не голодали, должны были зарабатывать перепиской нот.

После двенадцати лет, проведенных  в Бельгии, семья Петипа перебралась  в Бордо, где глава ее, Жан Антуан, получил место балетмейстера. Занятия мальчиков хореографией не только продолжались, но становились все более серьезными и углубленными.

В шестнадцатилетнем возрасте Мариус Петипа получил свой первый самостоятельный ангажемент. В полноценную театральную жизнь в то время вступали рано, и сейчас для нас поразительным выглядит тот факт, что шестнадцатилетний юноша, почти мальчик, получил место не только первого танцовщика в Нантском театре, но и балетмейстера. Правда, балетная труппа была невелика, и юному балетмейстеру "приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов".

Получал начинающий артист немного, но, тем не менее, остался  бы в Нанте на второй сезон, если бы не произошло несчастье — он сломал ногу и, вопреки контракту, остался  без жалованья. Выздоровев, Мариус в качестве танцовщика уехал с отцом-балетмейстером в Нью-Йорк. Они были полны самых радужных надежд, которые укреплял в них их импресарио. К сожалению, поездка эта оказалась крайне неудачной, и отец с сыном "попали в руки интернационального афериста". Почти не получив денег за состоявшиеся несколько выступлений, они вернулись во Францию.

Старший брат Мариуса, Люсьен, уже был к тому времен принят в состав балетной труппы Парижской Оперы. Мариус в течение некоторого времени продолжал брать уроки хореографии, а затем был приглашен участвовать в бенефисе прославленной французской актрисы Рашель. Участие в таком заметном событии театральной жизни помогло Мариусу Петипа получить место в театре города Бордо, считавшемся тогда одним из лучших во Франции.

Постепенно имя Мариуса Петипа становилось известным, и он начал получать приглашения в различные театры Европы в качестве танцовщика и балетмейстера. Он был приглашен в Испанию, однако через некоторое время был вынужден вернуться во Францию. Сам Петипа в своих мемуарах утверждает, что причиной послужила романтическая любовная история.

Как бы то ни было, но он вернулся в Париж. И там, буквально на сцене  Парижской Оперы, где Мариус Петипа вместе со своим братом Люсьеном участвовал в бенефисе, его застало приглашение из Санкт-Петербурга. Директор Императорских театров предлагал ему место первого танцовщика. Мариус Петипа без колебаний его принял и вскоре прибыл в Петербург.

Талантливый балетмейстер, которому не было еще тридцати лет, покинул родину отнюдь не только потому, что в России ему предложили выгодное место. Во Франции его имя стало  известным, и он мог сделать блестящую  карьеру и не уезжая в чужую далекую страну. Но вот отношение к балету в Европе его не устраивало. Он считал Россию единственной страной, где это искусство процветало и стояло на правильном пути развития. О европейском балете он впоследствии говорил, что там "постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы... Так балет падает, безусловно, падает". Петипа определил в этом высказывании те простые основные принципы, которыми он всегда руководствовался в своей работе — пластика, грация и красота.

Как вспоминал о нем  Николай Легат (Петипа был другом его отца), "молодой, красивый, веселый, одаренный, он сразу завоевал популярность среди артистов". Петипа не был  гениальным танцовщиком, и успех  его на этом поприще был обусловлен упорными занятиями и личным обаянием. Многие отмечали, что как классический танцовщик он был намного слабее, чем как исполнитель характерных  танцев. Отмечали его артистизм и  прекрасные мимические способности. По всей вероятности, если бы Мариус Петипа не стал танцовщиком и балетмейстером, то драматическая сцена приобрела бы великолепного актера. По словам известной балерины и педагога Вазем, "темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей".

Однако основным его полем  деятельности стала работа балетмейстера, в которой он был действительно  непревзойденным мастером. В течение  половины века он фактически был главой Мариинского театра — одного из лучших балетных театров мира. Петипа определял пути развития классического  танца на много лет вперед, став законодателем в мире балета не только для русской сцены, но и для  мировой.

По воспоминаниям современников, Мариус Петипа, как правило, вначале разрабатывал основные позиционные построения дома, используя для этого небольшие фигурки, которые расставлял на столе в различных комбинациях. Самые удачные варианты он заносил в записную книжку. Затем наступало время работы на сцене. Петипа внимательно вслушивался в музыку, которую проигрывали для него от начала до конца, иногда по несколько раз. Танец сочинялся постепенно, он расчленял музыку на фрагменты, состоящие из восьми тактов.

Определенную трудность  для балетмейстера составляло его  плохое знание русского языка, которым  он практически так и не овладел  за долгие годы пребывания в России. Правда, балетная терминология в основном базируется на французском языке. Кроме  того, балетмейстер даже в пожилом  возрасте предпочитал не объяснять, а показывать танцовщикам, что именно им нужно делать, пользуясь словами  лишь в минимальной степени.

Первым спектаклем, который  поставил Мариус Петипа на петербургской сцене, был балет "Пахита",

Не блистая в классическом танце, Петипа прекрасно исполнял демихарактерные партии, был страстным актером-мимом романтического плана. Среди его лучших партий: Люсьен в "Пахите" (1847, автором которого был французский балетмейстер Мазилье, премьера заслужила благосклонное одобрение императора Николая I, и вскоре после первого представления балетмейстеру было прислано от него драгоценное кольцо в знак признания его таланта, балет этот сохранился в постановке Мариуса Петипа более чем на семь десятков лет, а некоторые фрагменты из него исполняются и поныне), Дьяволино в "Катарине, дочери разбойника", Фауст в одноименном балете (1854), Конрад в "Корсаре" (1858), двойная партия лорда Вильсона и египтянина Таора в "Дочери фараона" (1862).

Петипа всегда был в  курсе парижских новинок в  области балета, других искусств, хотя практически не выезжал за пределы  России. Был дважды женат на танцовщицах. Первой его женой была танцовщица М. С. Суровщикова-Петипа, для которой он поставил ряд одноактных балетов. Их дочь Мария, знаменитая красавица, стала ведущей характерной танцовщицей Мариинского театра. Вторым браком был женат на Л. Л. Савицкой, от которой имел пятерых детей — почти все их дети профессионально были связаны с театром.

Информация о работе Творчество Петипа М.И