П.И.Чайковского: жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:33, реферат

Описание работы

Среди русских композиторов-классиков живших в России в конце девятнадцатого века можно выделить имя Петра Ильича Чайковского. Его имя дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей не зависимо от профессии и национальности - и музыкантов-профессионалов и широкого слушателя.
Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей. Всё своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе.
Творчество Чайковского — вершина мировой, музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.

Файлы: 1 файл

Чайковский П.И..doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Среди русских композиторов-классиков  живших в России в конце девятнадцатого века можно выделить имя Петра  Ильича Чайковского. Его имя дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают  и волнуют всех людей не зависимо от профессии и национальности - и музыкантов-профессионалов и широкого слушателя.

 Произведения его  в равной мере захватывают  и волнуют всех людей. Всё  своё творчество Чайковский посвятил  человеку, его любви к Родине  и русской природе. 

Творчество Чайковского — вершина мировой, музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.

Чайковский писал почти  во всех жанрах, и в каждом из них  сказал своё новое слово гениального художника.

Самым любимым для  него жанром была опера (он написал 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» и др.). В ней Чайковский явился подлинным реформатором. Большое  внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал. Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки и ряд оркестровых сюит.

Чайковский сочинил  также много фортепианных пьес и  романсов, как, например, цикл «Времена года».

 

 

 

 

  1. Детские и юношеские годы П.И.Чайковского

 

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Боткинских заводов. В Воткинске, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы композитора

Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка.

Первые уроки музыки маленькому Пете давала его горячо им любимая мама, которая показала ему ноты и научила его играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле» . Ему казалось, что сочинять он начал с тех пор, как узнал музыку. Он всегда был неразлучен с музыкой. «Никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен.»

Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: «...я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки...».

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год—в Петербург.

В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское  Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. Именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Музыка все больше заполняла его жизнь.

Именно в Петербурге он начал серьёзно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Чайковский не только выразительно играл разные пьесы, но и импровизировал. Юношеские годы с 15 до 18 лет - начальный период его музыкального развития, он начинает заниматься композицией.

Окончив в 1859году Училище  правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его.

Осенью 1859 года Петр Ильич  поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе.

А через два года, уже  будучи чиновником Министерства юстиции, он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Без творчества нет жизни… Творческий путь П.И.Чайковского

 

В сентябре 1862г в Петербурге открылась консерватория. Одним  из первых учеников стал П.И.Чайковский, решивший окончательно посвятить себя музыке.

Приняв твердое решение  посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. В консерватории Чайковский учится под руководством известных педагогов. Он упорно трудится, настойчиво овладевая композиторским мастерством.

Петру Ильичу пришлось много  времени тратить на то, чтобы заработать хоть сколько-нибудь, давая уроки музыки - рояля и теории, аккомпанируя певцам и т.д. Нужно отметить, что тогда у молодого композитора не замечали особого таланта, ему даже говорили, что он плохо знает музыку.

Помимо своих ученических произведений, так называемых, домашних заданий, композитор создаёт свои первые музыкальные произведения - «Песнь Земфиры» и «Характерные танцы» для симфонического оркестра.

К окончанию консерваторского курса Петру Чайковскому было заказано большое сочинение. В ответ на кантату с сопровождением оркестра на оду Шиллера «К радости» Чайковский получил диплом на звание свободного художника и... серебряную медаль.

С начала 1866 года Пётр Ильич  Чайковский стал преподавателем Московской консерватории. Преподавал он в консерватории 12 лет

Свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грезы». Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. «Зимние грезы» проникнуты русскими песенно-танцевальными интонациями Его симфония стала исповедью души. В ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному.

 

В «Зимних грезах» проявились тот  образный строй, способ лирического  высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые будут типичны для всего его симфонического творчества. Уже тогда он сформировал свой, ярко индивидуальный симфонический метод.

В январе 1866 года, приняв приглашение  Николая Григорьевича Рубинштейна  Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. В то же время Чайковский интенсивно работал как педагог-воспитатель и критик-публицист.

Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало его общение с различными выдающимися представителями русской литературы и искусства.

К московскому периоду относится  создание большого количества самых  разнообразных произведений: в их числе - оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра (среди них «Франческа да Римини», 1876), три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов.

Большая часть произведений московского  периода связана с народными  песнями. В них Чайковский нередко включал подлинные народные песни - русские или украинские. Так, например, записанная под Москвой с голоса крестьянки песня «Коса ль моя, косынька» вошла в оперу «Воевода» («Соловушка в дубравушке»).

В других же сочинениях московского  периода звучат порой иные настроения: в них выражена неудовлетворенность  жизнью. Такова увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869). Драматичен по своему характеру также созданный в  эти годы балет «Лебединое озеро» (1877).

 

 

Новаторство «Лебединого  озера» - необычность и непохожесть  его на все предшествующее - если и было не до конца сразу понято, то сразу же отмечено и публикой и критикой, хотя порой и вызывало недоумение просвещенных меломанов. Одни упрекали композитора в бедности творческой фантазии, однообразии тем и мелодий, в некоторой монотонности. Другие считали, что музыка прекрасна, более того - даже слишком хороша для балета.

Премьера балета в московском Большом театре (20 февраля 1877 года) прошла с успехом, и спектакль оставался в репертуаре до 1883 года, когда пришли в полную негодность декорации этой постановки.

Несмотря на интенсивное  творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально-критической работе. В течение почти 12 лет он преподавал в Московской консерватории: вел курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения.

Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального  музыкального образования 

Период до 1877 года отмечен взлётами и падениями, успехом и провалом и, безусловно, активным творчеством.

В 1877г. композитор задумал  и в основном написал произведение, которому была суждена долгая, благодарная  любовь слушателей и зрителей - оперу  «Евгений Онегин». Даже сейчас «Онегин» занимает первое место по количеству исполнений среди всех опер. Сверх превосходно очерченных музыкальных портретов и без натяжек развивающегося сюжета, в этой опере есть почти не встречавшаяся до того в оперном искусстве особенность - выдержанность общего настроения. Чайковский хорошо сознавал необычность своего произведения, его коренные отличия от распространённого романтического типа оперы.

В опере ярко и правдиво раскрываются картины быта провинциально-помещичьей усадьбы и столичного светского  общества. Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и постепенно изменяются. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами.

Уже при жизни композитора  «Евгений Онегин» стал одной из самых  любимых опер. Вслед за постановкой силами студентов Московской консерватории, опера с успехом шла сперва на сцене Большого театра в Москве, затем в Петербурге и начала триумфальное шествие по городам России и за границей.

Слава, стремительно растущая благодаря огромному успеху «Евгения Онегина», она меняла не только быт Петра Ильича, но и перестроила его внутренний мир. Он – великий музыкант, обожаемый публикой, прежде всего петербургской, её любимец.

Премьера «Онегина»  позади, но не смолкают обсуждения. В  газетах и разговорах всё ещё чувствуется некоторое недоумение от колоссального успеха оперы, который становится всё более явным.

В 1880-х и в начале 1890-х годов Чайковский обращается к новой тематике, новым образам, новым музыкальным жанрам и формам. Так, после лирической оперы «Евгений Онегин» он создает в 1879 году героико-патриотическую оперу «Орлеанская дева» по трагедии Шиллера. К историческому прошлому относится и сюжет следующей оперы - «Мазепа» (1883) по поэме «Полтава» Пушкина.

На рубеже нового десятилетия - в 1890 году - появляется выдающееся произведение мировой музыкальной классики - опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести Пушкина.

В 1880-е годы композитор пишет большое количество разнообразных  симфонических и камерных произведений. Впервые он обращается к жанру сюиты, пишет программную симфонию «Манфред» (1885), Пятую симфонию (1888). Появляются новые увертюры - «1812 год» (1880), «Гамлет» (1888).

В начале 1880-х годов  он создал блестящее, ярко народное по языку «Итальянское каприччио» для  симфонического оркестра, продолжившее традиции испанских увертюр Глинки. В те же годы Чайковский впервые обратился к жанру трио и написал свое известное сочинение для рояля, скрипки и виолончели, посвященное памяти Н. Рубинштейна. В 1880-е годы он написал большое количество психологических романсов (например, трагический романс «На нивы желтые»), а наряду с этим - цикл светлых поэтических детских песен. В конце 1880-х годов написан второй балет Чайковского «Спящая красавица».

Сюжет сказки французского писателя Шарля Перро показался композитору «так поэтичен, так благодарен для музыки», что по приезде в Петербург в начале ноября 1888 года он начал с увлечением работать над новым произведением.

В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала, прежде всего, возможность снова воплотить в музыке, вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, победу светлых идеалов Красоты, Радости, Любви.

Исключительно разнообразно творчество композитора последних  трех лет жизни. Сразу же после  «Пиковой дамы» был сочинен струнный секстет «Воспоминания о Флоренции».

Последние годы своей  жизни Чайковский живет больше всего  под Москвой —в Майданове и  в Клину.

День композитора отличался  строгим распорядком, от которого он никогда не отступал.

Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда.

16 октября 1893года Чайковский  дирижировал в Петербурге первым  исполнением шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября он скоропостижно скончался. Приехавшие врачи определили холеру. За три дня болезнь полностью завладела им, спасти Чайковского было невозможно.

Кончилась жизнь - началось бессмертие...

 

 

 

 

Заключительная часть

 

«Я желал бы всеми  силами души, - писал Чайковский, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Много поколений слушателей покоряла музыка Чайковского своей задушевностью, искренность чувств. Многие артисты блистали в его операх.

Информация о работе П.И.Чайковского: жизнь и творчество