Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования :
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………..7
1.1 Духовность педагогики в православном понимании………………………….7
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….18
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….23
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.……………………………………………………………..28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ……………………………………………………………………………29
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….29
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.……………………………..34
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки………………………………………………………………………………43
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.……………………………………………………………..49
Заключение………………………………………………………………….............51
Литература………………………………….……………………………..………...53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МУЗЫКИ.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Музыка – одна из самых  сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе – в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние  века музыкальные центры лечили людей  от тоски, нервных расстройств, заболеваний  сердечнососудистой системы. Музыкой  изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.

Для того чтобы понимание  высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание –  правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.

Возвышенная музыка, в  отличие от пустой и развлекательной  предполагает ли обязательное отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью.

Музыка — тайно  или явно содержит в себе широчайший круг духовных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними — душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.

Каждая эпоха имеет  свои приемы построения художественного  мира произведения и способов представления  в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные  произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.

Способ организации  духовного мира у Баха — символический (символ — знак с бесконечным  содержанием, а с энергийной стороны — сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триединство преображаемого, преображающего и преображения — как обнаружение самой важной тайны художественности.

Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайковского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и лишена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она поддается духовному анализу.

На приведенных выше примерах мы могли убедиться, насколько глубок и многообразен мир музыки, к которому невозможно подступиться с бедным аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.

По мысли В.В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т.к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», — говорит профессор. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «...является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.

Традицию церковного пения всегда отличала естественность и величественная простота, благоговейная  радость, восторг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации характерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще художественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и задушевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроенность народа.

Подходя с этих позиций  к различным образцам национальной, отечественной и мировой музыкальной  культуры, дошкольники овладевают самостоятельной  аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкальных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведением, религией. Дети должны чувствовать, что музыка — не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскрываться не только на уровне ознакомления с некоторыми образцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жанрами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «открытия» высокой миссии бессмертного искусства — быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.

Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря  ей воспитывается патриотизм в человеке.

Народная музыка —  богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жизненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фольклор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.

Песенное богатство  народа — это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта и щедрость характера, в ней  тайна его непобедимости.

Сегодня приобщение к  ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено  не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма.

Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры в патриотическом воспитании.

Таким образом, музыка —  не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть дошкольнику. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, отраженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Сказанное позволяет  использовать произведения авторов  разных эпох и современности, классическую музыку, а главное духовные произведения и произведения своего народа, в духовно-нравственном воспитании дошкольников, что поможет определить главное общечеловеческое содержание искусства и научит их видеть мир другими глазами.

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

1. Обращение к опыту  православной педагогики в настоящее  время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Эта проблема остается нерешенной и в наше время.

Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно нравственным представлениям о человеке.

2. Музыка — не только носитель  духовных ценностей, хранимых  человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть дошкольнику. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

3. Духовная музыка  может быть введена в существующую  программу по музыке как одно  из направлений, чтобы познакомить  воспитанников с богатейшей областью  отечественной культуры, чтобы восстановить, возродить слуховую почву для восприятия церковной музыки и дать им элементарные знания в сфере церковных произведений. "Духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, покоя и гармонии, дисциплины мыслей и чувств. Это не только особый мир образов, мышления, но и особая интонационная сфера, со своим тематизмом и законами его развития".

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

2.1 Выявление уровня духовно-  нравственного воспитания дошкольников

Исследовательская работа проводилась на базе МОУ детский сад № 373 город Волгоград.

Она состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни.

На констатирующем этапе эксперимента использовались следующие методики диагностики:

- беседы, в процессе  которых изучалось представление  детей о нравственных качествах  (Г.А. Урунтаева).

- в процессе чтения  и обыгрывания сказки «Заюшкина  избушка» выявлялись особенности  понимания поступков героев, умения  их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).

Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Вначале была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики:

1. Кого можно назвать  добрым (злым)? Почему?

2. Кого можно назвать  честным (лживым)? Почему?

3. Кого можно назвать  щедрым (жадным)? Почему?

4. Кого можно назвать  смелым (трусливым)? Почему?

Результаты исследования представлены в приложении 1.

Анализ ответов детей  на предложенные вопросы осуществлялся  с учетом рекомендованных автором  методики положений:

- у ребенка сформировано  обобщенное представление о нравственном  качестве («Жадные … которые жалеют: все для себя берут и ничего  не оставляют бедным»);

- носителями определенного  качества в конкретной ситуации  выступают конкретные люди («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);

- носителями нравственного  качества являются литературные  и сказочные персонажи («Добрый  Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

- в роле носителя  определенного качества выступает  сам ребенок («Меня можно назвать  добрым. Я никого не обижаю»);

- нравственное качество  объясняет как совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

- при ответе нравственное  качество соотносит с конкретным  действием («Жадный тот, кто не дает попить»);

- ребенок ориентируется  на оценку качества («Скромным  можно назвать хорошего человека»,  «Жадный…он плохой»);

- у детей недифференцированное  представление о качестве («Справедливый,  который делает все только  справедливое»).

Анализируя ответы детей, следует отметить:

1. Обобщенное представление  о нравственном качестве сформировано  у большинства детей. Такие  качества как «добрый - злой»  почти все объясняли правильно,  то есть «тот, кто со всеми  дружит; всем делится; ничего плохого  не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». У троих детей Кости П., Наташи З., Маши С. конкретные люди выступают в роле носителя определенного качества («Тимофей всегда злой»; «Дедушка и бабушка злые, когда пиво пьют»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные качества  «честный - лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных  ситуаций из собственного опыта  («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Только Маша С. и Костя П. закрепляют эти качества за конкретными людьми («Стас… не принес машинку», «Тимофей обманывает детей»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

Информация о работе Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыке