Музыкальное занятие как форма организации музыкальной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.[1,181]

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2-3
Музыкальное обучение в детском саду…………………………………4-5
Виды музыкальной деятельности……………………………………….5-6
Виды музыкальных занятий……………………………………………6-10
Заключение………………………………………………………………...10
Конспект музыкального занятия……………………………………...10-13
Список использованных источников…………………………………….14

Файлы: 1 файл

. музыка.docx

— 32.39 Кб (Скачать файл)

  Занятия по развитию  творчества также проводятся  в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым  объемом знаний, умений и навыков  в области пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в достаточной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творческие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотипными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Поэтому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «режиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность, относиться ко всем творческим, даже самым элементарным проявлениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. развивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дошкольников.

  Занятия с доминированием  одного вида деятельности. Проводятся  они обычно тогда, когда музыкальный  руководитель считает необходимым  уделить выработке навыков той  или иной музыкальной деятельности  большего количества времени.  Исключение составляет пение,  так как известно, что певческий  голос формируется у детей  лишь к возрасту 9-12 лет и до  этого периода для его охраны  следует удерживать их от длительного  пения. На одном занятии рекомендуется  исполнять 2-3 песни, а на вечерах  досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия  позволяют наверстать упущенное  в обучении навыкам, способствуют  более углубленному изучению  материала по разделам музыкально-ритмических  движений, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Музыкальный  руководитель должен уметь применять  все формы организации музыкальной  деятельности детей: разнообразные  досуги (в том числе тематические  концерты, беседы-концерты), развлечения,  праздничные утренники. [2,182-187] 

   Музыкальный руководитель  должен уметь применять  индивидуально-дифференцированный  подход к своим воспитанникам,  разные способы  педагогического  воздействия, учитывая индивидуальные  качества детей, их склонности, способности. Ориентировка педагога  на некий средний уровень губительно  сказывается на одаренных детях,  а недостаточное внимание к  отстающим  может навсегда  закрыть перед  ними дверь  в мир музыки. Музыкальный   руководитель должен постоянно  диагностировать  музыкальное  развитие дошкольников и обучать  каждого ребенка, исходя из его возможностей. Выполнению  развивающей функции мешает любое  однообразие, в том числе и  постоянная, неизменяемая структура  музыкального занятия. Музыкальный  руководитель должен творчески относиться к построению музыкальных занятий, заранее продумывая различные варианты, а также перестраивать структуру  занятия на ходу в зависимости  от самочувствия детей, проявления или  угасания интереса, предусматривать  смену нагрузок и т. д.

Заключение

 Таким образом, можно  заключить, что планирование музыкальной  деятельности является основополагающей  составляющей для успешного комплексного  музыкального воспитания детей  в детском саду. Правильно организованные  действия педагогов и родителей  позволяют ребенку получить основы  эстетического воспитания и музыкальной  культуры. Это откроет для ребенка  мир творческого развития, способствует  его социализации и подготовит  его к полноценной взрослой  жизни.

 На процессе музыкального  воспитания огромное влияние  оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь  к нему и способность увлечь  за собой детей. Важно чтобы  преподаватель в процессе музыкального  воспитания уделял внимание развитию  творческих способностей детей,  поощрял их инициативу, направлял  ребенка в поиске им своего  места в искусстве.

Конспект музыкального занятия.

 Опубликовано 25.12.2012 - 21:18 - Пирогова Ольга Николаевна 

Конспект тематического  музыкального занятия в подготовительной группе.

 Тема: "Чувства  и настроение в музыке".

Цель: развитие у детей, музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания о музыке композитора П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевский , познакомить с новым произведением П.И.Чайковского «Новая кукла».

Развивающие: продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки. Развивать творческое воображение детей средствами музыки. Закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.

Воспитательные: формировать ценностное отношение к культурному наследию; развивать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.

Тип занятия: Тематическое, доминантное.

Формы организации: фронтальная.

Средства: портрет композитора П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла».   М.д.и. «Лесенка». Фломастеры. Шары.

Ход занятия.

/ Дети, спокойно заходят  в музыкальный зал, останавливаются/.

М.р: Ребята, у нас сегодня на занятий гости, давайте поприветствуем их:  здороваются с гостями и проходят садятся на стульчики. А сейчас  начинаем занятие и как обычно поприветствуем друг – друга. ( Муз.рук. поёт музыкальное приветствие (бодро и весело)): «Здравствуйте ребята!» дети отвечают: «Здравствуйте!»

М.р: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (дети отвечают: веселое, радостное, бодрое…). Правильно, настроение у меня очень хорошее,  ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. И я вижу, что вы сегодня пришли на занятие, тоже с хорошим настроением. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (приветствие в миноре). Что бы вы в этом случае сказали про моё настроение. ( Дети отвечают: грустное, печальное). Правильно ребята, сегодня у нас с вами занятие необычное мы  будем говорить о чувствах и настроении в музыке, ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает восхитительным свойством она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость.  Скажите, кто пишет музыку?

Дети: (Ответы детей). Композиторы.

М.Р:С какими композиторами мы с вами уже знакомы?

Дети: (Ответы детей). Д.Б.Кабалевский, П.И.Чайковский.  /муз.рук. открывает портреты этих композиторов./

М.Р: Какие произведения этих композиторов  мы с вами уже слушали?

Дети: (Ответы детей). «Песня Жаворонка», «Марш деревянных солдатиков», «Клоуны»…

М.Р: Ребята, скажите, а характер, настроение в этих произведениях  разное или всегда одинаковое?

Дети: (Ответы детей). Настроение в произведениях разное. Музыка есть печальная, жалобная, ласковая, бодрая, весёлая, шуточная, игрушечная.

М.р: А почему музыка всегда разная, от чего это зависит…?

Дети: (Ответы детей)…это зависит от настроения и чувств человека, который пишет музыку…его состояние души….

М.р: Сейчас я вам предлагаю послушать отрывок уже знакомого вам произведения, а вы должны узнать его автора и название./В грамм.зап. звучит произведение П.И.Чайковского «Болезнь куклы»./

М.р: Кто узнал это произведение и его композитора?

Дети: (Ответы детей).  («Болезнь куклы». Композитор П.И.Чайковский.)

М.р: Какие чувства у вас вызывает это произведение?

Дети: (Ответы детей)…грусть, печаль, тревогу…музыка жалобная, тоскливая, хмурая, обиженная, плачущая.

М.р: Ребята, как вы думаете, а композитор П.И.Чайковский правильно назвал это произведение «Болезнь куклы»? Музыка похожа на то, что кукла заболела?   (Ответы детей)… Ребята, а мы можем вылечить эту куклу, поднять ей настроение? (Ответы детей :Да) А как? (Ответы детей…) – спеть песню. А какая песня должна быть по настроению?

( Весёлая). А какие весёлые песни вы знаете? (Ответы детей.)

М.р: Сядьте правильно, выпрямите спинки. Давайте,  сначала приготовим наши голосочки, разогреем их уже знакомыми вам упражнениями. /Идёт распевка -  упражнения: а) самолёты, б) паровоз, в) лесенка. (к этой распевке применяется м.д.и. «Лесенка».)

 М.р: Ребята, давайте послушаем следующее музыкальное произведение, и узнаем, изменилось ли настроение у куклы, помогла ли наша песенка? Послушайте, какое сейчас будет настроение в музыке. /Звучит музыкальное произведение «Новая кукла» муз. П.И.Чайковского./ Какое настроение в этом музыкальном произведении? (Варианты ответов: весёлое, радостное, игривое, задорное, прыгучее, бойкое, озорное, солнечное.)

М.Р: А знаете, как называется это произведение? «Новая кукла» и написал его тоже композитор П.И.Чайковский. Послушайте сейчас и скажите, какой звучит музыкальный жанр? /исполняю марш «Барабанщики» муз. З.Парлова. (Марш.) А сейчас послушайте отрывок ещё одного знакомого вам муз. произведения и скажите, что вам хочется делать под эту музыку, какие чувства она у вас вызывает? /исполняю весёлую, танцевальную музыку «Мыши на крыше» муз. и сл. И.Бодраченко./

Дети: (Варианты ответов детей: танцевать, настроение весёлое, бодрое.)

М.р: А сейчас, я приглашаю вас в круг, инсценировать эту песню – танец. Передать в образах свои чувства, настроение. Считалочкой выберите кота. /Дети самостоятельно выбирают считалочкой кота./

/Дети самостоятельно  импровизируют танец – песню  «Мыши на крыше»./

М.р: Молодцы, а сейчас у меня для вас сюрприз./Достаю шары./ Посмотрите, сколько у меня шариков, у них есть только глаза, скажите, мы сейчас можем сказать какое у них настроение? (ответы детей).А чего ещё не хватает, что нам нужно на них нарисовать, что бы у каждого шарика было своё настроение? (дети:рот). Возьмите фломастеры и каждый своему шарику нарисуйте, то настроение, с которым вы сегодня уходите с занятия./Воспитатель раздаёт фломастеры детям и помогает справиться с заданием./ /Муз.рук. включает музыку  «Домовой ». – фоногр./

/Под музыку дети  прощаются  с гостями, (фотографируемся) с  шариками уходят с занятия./[3/12.20] 

Список использованных источников:

1.А.Н.Зимина / Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. заведений .-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.-304с.:ноты.

2. Радынова О. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» -  Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 - 30

3.http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/konspekt-muzykalnogo-zanyatiya[21.04.13/12.20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Музыкальное занятие как форма организации музыкальной деятельности дошкольников