Музыкально-игровая деятельность дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 13:39, реферат

Описание работы

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Музыкально-игровая деятельность 4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

Файлы: 1 файл

реферат по музыке.docx

— 102.01 Кб (Скачать файл)

Департамент профессионального образования Томской области

 

ОГБОУ  «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

 

 

 

Реферат по теории и методики музыкального воспитания

Музыкально-игровая деятельность дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Выполнила Кириенко Татьяна Алексеевна,   слушатель курсов профессиональной

переподготовки специальности  

          Дошкольное образование   группа  № 3

          

Руководитель: Ящук Нина Ивановна                              

  

 

 

                                                     Дата проверки   ________________

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

Томск – 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Дошкольное  детство - яркая, неповторимая страница  в жизни каждого человека. Это  время первоначального развития  личности, формирования основ самосознания  и индивидуальности ребенка. Именно  в этот период начинается процесс  социализации, устанавливается связь  ребенка с ведущими сферами  бытия: миром людей, природы, предметным  миром. Происходит приобщение к  культуре, к общечеловеческим ценностям.

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она  обладает   большой силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.    Современные научные исследования свидетельствуют о  том,  что  развитие музыкальных способностей, формирование основ  музыкальной  культуры, т.е. музыкальное воспитание, нужно  начинать  в  дошкольном  возрасте. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-игровая деятельность

 

Музыкальные игры в теории и практике музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста достаточно длительный период рассматривались лишь как способ обучения и развития музыкальных и творческих способностей. Однако современный культурологический подход в образовании нацеливает на расширение проблемы взаимосвязи игры и искусства в педагогическом процессе, на рассмотрение игры как способа трансформации музыкальной культуры в художественно-эстетическую деятельность детей.

Приобщение дошкольников к музыке идёт путём различных видов музыкальной деятельности. Большое значение имеет музыкально-игровое творчество дошкольников. Оно оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л. Генералова). Даже если ребёнок молчит, но движениями он передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т. Боровик).

Значение игровой деятельности: 1)Обеспечивает развитие  двигательных, умственных, речевых навыков 2)Способствует всестороннему развитию ребенка 3)Расширяет сферу их интересов, возникает потребность в занятиях; происходит становление мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе 4)Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции действий 5)Ведет к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности; укрепление саморегуляции поступков. [1]

Игра – любимый вид деятельности ребёнка. В игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи.

Музыкальные игры формируют у детей музыкальные способности: умение слышать соотношении звуков по высоте, чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают детей к самостоятельным действиям.

Игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия.

Она помогает ребенку оказаться «внутри» музыки, приобретать живой опыт эмоциональных переживаний.

Например, в игре «Тропинка» педагог задает детям следующую эмоционально-образную ситуацию:

«Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по извилистой тропинке («змейкой»), двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто оказывается в голове «змейки», будет ведущим. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а остальные будут копировать его движения. Когда ведущему надоест его роль, он может перебежать в хвост «змейки» и таким образом передать роль ведущего следующему за ним».

Таким образом, в задачи игры входят: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение «змейкой», т. е. свободное определение в пространстве себя и идущих следом.

В игре «Водоросли» дети представляют себя в гостях у Морского царя. Они делают под музыку движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль «ведущей водоросли» передается вместе с зеленым газовым шарфиком каждому по очереди – по кругу. Шарфик можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его детям, стоящим в кругу напротив. Необходимость соблюдения тишины и внимательного вслушивания в музыку можно обыграть, введя в игру фигуру Морского царя. Морской царь (педагог или кто-нибудь из детей) забирает к себе (усаживает в центр круга) тех, кто нарушил тишину в его царстве. «Водоросли», которые остались в игре до конца звучания музыки, получают от Морского царя призы (если призов не оказалось, то в качестве подарка «дисциплинированные водоросли» могут полюбоваться на веселый танец, который для них станцуют Морской царь вместе с «проигравшими водорослями»).

В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим отбираем яркий, эстетически-выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для занятий.[2]

«Мы встречаем друзей вот так»

(Белорусская (русская) народная мелодия «На  зеленом лугу», сл. И.Куркиной)  
Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста. 
Цель игры: доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительные жесты, пение. 
Задачи:  
- вызвать положительный эмоциональный отклик ребенка;  
- создать ситуацию для формирования доверительных отношений, контакта со всеми участниками игры; 
- упражнять детей в умении выразительно, ритмично и согласованно выполнять в паре жестовые движения, постепенно ускоряя темп их выполнения соответственно музыке; 
- способствовать развитию умения выполнять танцевальные пространственные перестроения: встречное движение в двух шеренгах, прохождение «расческой» (танцевальный рисунок «прочес»); 
- способствовать развитию координации движений, навыков ориентирования относительно себя (право-лево). 
Содержание:  
На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4–5 шагов от центральной линии. Дети поют песню игры и одновременно выполняют соответствующие движения: 
Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой) 
Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой) 
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)) 
И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера) 
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера) 
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера) 
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)  
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» раскачиваем 2 раза сцепленные руки, перекрещивая их и разводя в стороны; на слово «вот» хлопок с партнером ладонью правой руки, на слово «так» правой рукой каждый выполняет жест «Во!»)  
Далее дети проходят левым плечом мимо партнера на противоположную сторону (меняются линиями-шеренгами как в танцевальном рисунке «расческа», «прочес»). Выполнив 4 шага, они разворачиваются снова лицом к партнеру. Игра повторяется, но уже в более быстром темпе (музыкальное сопровождение и пение каждый раз ускоряются). 

«Волчище и зайцы»

(муз.И.Куркиной, сл. народные)  
Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста 
Цель игры: запомнить состав детей группы, назвать «спрятавшихся» детей. 
Задачи:  
- способствовать запоминанию имен, внешности других детей; 
- развивать творческие способности, умение выразительно двигаться, передавать через движение образ животных (волк, зайцы); 
- развивать внимание, память; 
- обогащать опыт взаимодействия детей в условиях ролевой игровой инсценировки. 
Атрибуты для игры:  
- маска-шапочка «волк» 
- ободки «ушки зайчика» (по количеству играющих детей) 
- ширма 
Содержание:  
Игра проводится с песенным сопровождением и участием «руководителя» - это может быть взрослый, либо ребенок. Любой считалкой или по договоренности выбирается водящий - «Волк». 
Все остальные играющие дети – «зайцы». Они двигаются прыжками врассыпную в центре зала (условная «поляна»), а «волк» в это время ходит вокруг, внимательно присматриваясь к «зайцам», запоминая их. После того, как «зайцы» закончат петь песню, они останавливаются («замирают») на своих местах. «Волк», еще раз посмотрев и запомнив играющих, отворачивается и закрывает глаза. «Руководитель» игры выбирает жестами одного или 2-3 «зайцев», которые уходят «с поляны» (прячутся за ширму). Затем, по команде «руководителя», оставшиеся «зайцы» говорят хором «волку»: «Раз, два, три! Смотри!» После этого «Волк» должен назвать по именам «зайцев», которых не стало на «поляне». Если он правильно называет отсутствующих, то может после этого «ловить» их. Остальные «зайцы» при этом остаются стоять на своих местах и не двигаются, но могут «мешать» волку, взявшись за руки и тем самым в некоторых местах перегородить ему путь.  
Из числа пойманных «зайцев» «волк» выбирает вместо себя нового водящего.  
(Если «волк» не смог назвать «спрятавшихся» зайцев, то он никого не ловит, и при повторе игры снова остается водящим).[3]

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. http://5fan.ru/wievjob.php?id=14003
  2. http://pandia.org/text/78/226/14343.php
  3. http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-sergevna-kurkina/muzykalnye-igry-dlja-doshkolnikov-davai-poznakomimsja-i-budem-druzhit.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Музыкально-игровая деятельность дошкольников