Музыка Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:34, доклад

Описание работы

Свои характерные черты западноевропейская музыкальная культура обрела в средние века. Тогда профессиональные музыкальные традиции формировались и в рамках христианской церкви, и в замках аристократов, и в рыцарской среде, и в практике городских музыкантов. Долгие века традиции эти были одноголосны, и только в период зрелого Средневековья появилось многоголосие и музыкальная письменность, родилась единая система церковных ладов и ритмики, достигли совершенства европейские музыкальные инструменты (орган, клавесин, скрипка). После эпохи Возрождения музыка стала более самостоятельной, отделяясь от текстов (богослужебных, литературных и поэтических).

Файлы: 1 файл

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА.docx

— 93.25 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее ярко представлены черты барокко в творчестве итальянских  композиторов-органистов. Венецианская полифоническая школа выдвинула  Андреа и Джованни Габриели, сопоставлявших вокальные и инструментальные звучания, вводивших аккордовую фактуру. Дж.Габриели (1557–1612/13) начал использовать динамические указания, вводить тематические и  ритмические повторы, создал инструментальные сочинения, близкие к зарождавшемуся новому светскому жанру концерта.

 

Значительна фигура Джироламо  Фрескобальди, основоположника итальянской  органной школы. Игра контрастов, динамичность и возвышенная патетика ярко представлены в его сборнике органной музыки Fiori Musicali (1635). Он отдавал предпочтение полифоническим ричеркарам, подготовившим фугу, тематически  выразительным канцонам – предшественникам сонат, танцевальным партитам – прародителям танцевальных сюит и циклов вариаций. В опоре на мадригал, вводил резко  звучащие аккорды (диссонансы), хроматические  интервалы. Его игра фантазий и токкат отличалась не «соблюдением такта», а  непринужденной, речитативно-патетической манерой.

 

Знаменательным в развитии новой инструментальной культуры Европы было возникновение более совершенных  струнных смычковых инструментов (скрипки, альта, виолончели). Европейская скрипка  стала существенно отличаться от своих восточных прообразов (иранской кеманчи, арабского ребаба) и вытеснила  виолу. Поиск выразительности струнных смычковых, начавшийся в Италии во второй половине 16 в., был вызван стремлением  «заставить» смычковый инструмент петь подобно человеческому голосу, ярко и выразительно. Итальянцы достигли этого и в конструкции, и в  технике игры. 17–18 вв. – время  бурного расцвета скрипки и конкуренции  среди создающих ее мастеров. Возникают  региональные школы композиторов-скрипачей (Д.Б.Витали, Д.Торелли, Д.Б.Бассани –  в Болонье; Б.Марини, Д.Лагренци –  в Венеции) и скрипичных дел мастеров (Г. де Сало – в Брешии, семейства  Амати и Гварнери, А.Страдивари –  в Кремоне).

 

Представления о «золотом веке» итальянской скрипичной школы  связаны с творчеством Арканджело Корелли (1653–1713), римского церковного скрипача, руководителя инструментальных ансамблей театра «Капраника» и  главы капелл при дворце кардиналов Б.Панфили и П.Оттобони. Его сочинения  для солирующей скрипки (старинные  сонаты) и для ансамбля струнных смычковых инструментов (старинные  концерты – concerti grossi) – ярчайшие образцы  сольной и оркестровой предклассической музыки. Выдающимся представителем итальянской  музыки эпохи позднего барокко является Антонио Вивальди, который игнорировал  церковные жанры и посвятил себя мирской жизни. Он – создатель  сольного концерта (для скрипки, виолончели, гобоя, трубы, мандолины и др. инструментов с ансамблем) и программной музыки для оркестра (концерты Охота, Буря на море, цикл Времена года и др.). Его стиль богат мелодизмом, жизнерадостен  и виртуозен. Соединение монументальности и театрального пафоса с лирикой, мягкостью достигались неожиданной  сменой громкого и плотного звучания всех инструментов с тихим сольным  или камерным звучанием. В концертах  он опирался на контраст образов и  темпов между частями, формируя будущий  классический тип трех-частного произведения: 1 часть – быстрая и энергичная; 2 – небольшая медленная и напевная; 3 – быстрая и блестящая.

 

Наряду с игрой на органе зарождалась и распространилась по всей Европе практика игры на клавирах – предшественниках фортепиано. Репертуар  игры на клавесине, чембало, вирджинале мало чем отличался от органного, но обогащался новыми танцевальными  ритмами и аккордовым сопровождением, заимствованным из практики игры на лютне. В Лондоне расцветало творчество Генри Пёрселла.

 

 

Черты барокко на Севере Европы. Музыка северной части Европы обнаруживала те же стилевые черты, но несколько  иначе. Светские музыкальные традиции, бурно развивавшиеся в Италии с наступлением 17 в., здесь шли  медленнее и в связи с протестантским движением долго оставались скованными рамками церкви. Нидерландская полифоническая школа была забыта, но принципы ее использовались на австро-немецкой почве, в музыке протестантской церкви. Духовные сочинения наполнялись пришедшим из Италии оперным стилем и логикой тонально-гармонического развития. Показательно творчество Генриха Шютца (1585–1672), предпочитавшего церковным мессам, мотетам, магнификатам духовный концерт, ораторию (Священные симфонии, Страсти по Матфею и др.). Будучи придворным музыкантом, служителем церкви при дворах немецких курфюрстов и ландсграфов, он способствовал формированию протестанской литургии. На основе соединения театра и мадригала итальянцев с контрапунктом нидерландцев, его прославление бога в музыке наполнилось жизненностью, не теряя возвышенной целомудренности. Так церковная музыка северной Европы насыщалась мирскими чертами. Очевидна преемственность между Шютцем и мастерами хорового творчества 18 в. – И.С.Бахом и Г.Ф.Генделем, для которых центральными стал жанр оратории и кантаты. Будучи современниками, эти композиторы развивали музыкальную образность протестантской культуры. И хотя их творческие биографии пришлись на первую половину 18 в., стиль их сочинений был связан с ушедшей эпохой, определяемой чертами барокко. Неслучайно современники больше ценили сочинения не великого Баха, а его сыновей. Большой успех имел Филипп Эммануэль Бах – прекрасный исполнитель на чембало, он сочинял модные сонаты, для которых определяющим был новый музыкальный стиль классицизма. Масштаб творчества и мастерство И.С.Баха был оценено лишь в 19 в., когда Ф.Мендельсон-Бартольди организовал публичное исполнение Страстей по Матфею (Берлин, 1829). Мастерство Баха потрясло всех: «Не „Ручей“ [нем. «der Bach» – фамилия композитора], а „Море“ должно называть его!», – так образно оценил величие баховской музыки Л.Бетховен.

 

Творчество И.С.Баха –  вершина свободного полифонического  письма, основу которого составляла фуга (букв. «бег»), когда голоса вступали поочередного с одной и той  же короткой, но выразительной темой, повторяя ее (имитация) в разных регистрах  и на разных тонах. Голоса (два, три  или четыре) развивались одновременно, доказывая свою равнозначность. Бах  достиг высот в сочетании рационального  «строительства» музыки по законам  контрапункта и художественной выразительности  образов, гармонического и тонального развития, тембровых находок. Образный строй его сочинений – хоровых (кантат, ораторий, мессы, магнификата, занимающих самую большую часть  его творческого наследия) и инструментальных (токкат, фуг, прелюдий, органных обработок  хоралов, инвенций, фантазий и др.) высоко драматичен, полон ораторского пафоса. Творческие усилия композитора были устремлены на реформу христианского  типа богослужения в условиях протестантской церкви. Он был лютеранин, и протестантский хорал стал основой его творчества. Выдающийся органист-виртуоз, в последний  период своей жизни он занимал  унизительную должность кантора  в Томас-кирхе в Лейпциге, руководил  хоровой капеллой мальчиков. В конце  концов он добился желаемого поста  «композитора королевской придворной капеллы», назначенного ему курфюрстом Августом III. Создавая в основном музыку для церкви, Бах написал немало светских сочинений, выполняя в разные годы обязанности придворного композитора  у герцогов в Веймаре и Кеттене. Он создал шедевры клавирной сюиты, основанной на старинных танцах (английские и французские сюиты), оркестрового концерта-гроссо (6 Брандербургских  концертов) сольной и ансамблевой  инструментальной музыки – сонаты, концерты, вариации, полифонические пьесы (для органа, виолончели, скрипки, альта, флейты и др.).

 

Язык музыки немецкого  композитора Георга Фридриха Генделя  соединил в себе черты барокко  с ранним классицизмом. Увлекавшийся написанием итальянских опер-сериа, он связал свою судьбу с Англией. Но английская публика не признала его  опер. Тогда композитор сумел «применить»  оперную театральность и зрелищность  в ораториях (Мессия, Иуда Маккавей, Самсон). Эти духовные произведения он писал не для церкви, а для  концертного зала (они исполнялись  в оперном театре). Так музыка с библейскими сюжетами и героями  обрела светский статус, окрашивая  церковные образы драматически-героическими индивидуальными переживаниями  и смелой интерпретацией духовного  замысла.

 

 

Классицизм в музыке 17–18 вв. В 17–18 вв. центр музыкального профессионализма перемещается из церкви во дворцы королей  и вельмож, а к середине 18 в. –  в публичные городские учреждения: оперные театры (первый – в Венеции  в 1637), концертные залы (первый – в  Лондоне в 1690) и площадки на открытом воздухе, аристократические салоны, музыкальные общества, учебные заведения (академии, консерватории, школы). Западноевропейская культура ведет активный «диалог» с  культурой Древней Греции, начатый  еще в эпоху итальянского Возрождения. Возникают философско-художественные идеи, обусловленные возвратом к  эстетическим идеалам античности, но уже с акцентом на способность  человеческого разума создавать  гармонию и красоту. Новая музыкальная  эстетика формируется в обращение  к древности, которая считается  образцом всех искусств. Их суть – выявление  красоты не в боге, а в природе, в человеке, и оценке теперь подлежит авторство, художественная рукотворность. Формируется музыкальный язык эпохи  – классицизм, перекликающийся с  языком литературы и архитектуры. Особое место в истории музыки заняли «венские классики» (Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен), выделившиеся в самостоятельное  музыкальное направление.

 

Идеи эпохи Просвещения  послужили толчком новых представлений  о свойствах музыки – ее умению подражать звукам природы и характеру  человеческой речи, темпераментам людей. Выделяется способность музыки выражать звуковые особенности разных народов  и творческой индивидуальности: «стили музыкантов различаются так же, как  стили разных поэтов». Это привело  к тому, что не просто знаток музыки, ремесленник, но «музыкальный гений» окажется способным на «поиск собственных  путей» в искусстве (Х.Шубарт, трактат  Идеи к эстетике музыкального искусства, 1784). В отличие от речи и поэзии, музыка рассматривается как самостоятельный  вид искусства – «искусство звуков» (М.Шабанон О музыке в собственном  смысле слова и в связи с  ее отношением к речи, языкам, поэзии и театру, 1785); осмысляются ее законы и предназначение. Перед музыкантами  стоит задача приблизиться к человеку: чтобы «восстанавливать чудеса древних», они должны «возбуждать страсти  в душе», вызывать в слушателях определенные «аффекты» и сами их испытывать (А.Кирхер. Трактат Musurgia universalis, 1650). Под воздействием риторики возникает теория музыкальных  аффектов – рассмотрение определенных «фигур», которые, «как и в подлинной  речи, следовало подразделять по их назначению и применению» (И.Н.Форкель  Всеобщая история музыки, 1788). Душевные состояния (благородство, любовь, ревность, отчаяние, страдание и пр.) классифицировались, и рассматривались те элементы музыки (темп, тембр, лад, качества интервалов и др.), которые способны были выразить тот или иной аффект (сменяемые  душевные состояния). Это касалось как  создания, так и исполнения музыки, поскольку совершенной она была тогда, когда «один аффект сменяет другой, страсти разгораются и затихают непрерывной чередой» (К.Ф.Э. Бах Опыт истинного искусства игры на клавире, 1753–1762). Сочинение музыки (написание табулатур и нот) отличалось от ее исполнения так же, как различалась речь письменная и устная (декламация). Возникает музыкальная теория, отделенная от музыкальной практики. Вера в могущество разума, постигающего законы природы, приводит к рациональному объяснению законов музыки в опоре на новое понимание гармонии как основы ладо-тонального мышления: «Музыка есть наука, которая должна обладать определенными правилами» (трактаты Ж.Ф.Рамо Новая система музыкальной теории, 1726; Доказательство принципа гармонии, 1750 и др.).

 

Классицизм отвергает  полифонический стиль и связанную  с ним хоровую культуру («древнюю классику»). Расцветает инструментальное творчество и рождаются стили: сольно-скрипичный, клавирный, органный, ансамблевые, оркестровые, концертные и пр. Торжествуют светские формы, связанные с оперой и гомофонно-гармоническим  складом инструментальной музыки. Бесстрастная, основанная на этосе (обобщенно-статичном  характере) и лишенная аффектов система  церковных ладов отброшена и  заменена новой – мажоро-минорной. А перенос мелодии в верхний  голос означал ее главенство. Образно-тематическая выразительность инструментальных тем стала достигаться в результате соединения мелодической интонации  со словом, зрительным образом, с характерами  героев в опере, мадригале, ариях, пьесах для клавесина и лютни. Мелодия  стала определять гомофонно-гармоническое  мышление, но не сама по себе. Музыкальный  профессионализм усвоил опыт церковной  полифонии и выработал ощущение «раздвинутого звукового пространства»  – в сложных гармонических (вертикально-аккордовых) комплексах и различных фактурных  наслоениях. На гармонию такого рода, как  на фундамент, стала опираться мелодия (тема).

 

Гомофонно-гармонический  склад сформировался не ранее  середины 17 в. В процессе перехода от старого склада музыки к новому большое  значение имела практика исполнения музыкального произведения на основе генерал-баса, когда произведение не создавалось заранее (композиция не записывалась), а импровизировалось, ориентируясь на один записанный басовый  голос, к которому подписывались  цифры. Остальные голоса воспроизводились «по ходу» звучания согласно этим указаниям. Такая практика, распространенная в игре на органе и клавире, способствовала формированию нового гармонического (аккордового) мышления. Известные полифонические приемы (подголоски, повторы, имитации тем) опирались теперь не на хоральный  голос, а на «сжатый» в одном моменте  времени «звуковой стержень», на аккордовую гармонию. Поэтому гомофонно-гармонический  склад – это не столько торжество  одноголосия, сколько многоярусное объединение тонов, подчиненных  одному голосу и выявляющих скрытые  в ней гармонии. Сама гармония стала  пониматься как система нового ладового мышления, основанного на психологических  ощущениях «устойчивых» (напряженных) и «неустойчивых» (успокаивающих) тонов  и аккордов. Изменение тональностей в одном произведении служило  источником музыкального развития и  обеспечивало игру аффектов, переходы из одного «душевного состояния» в  другое. Контраст и «событийность» звучания, достигаемые с помощью  смены мелодических интонаций, ритмов, темпов, фактур дополнились контрастом ладов – переносом всего звучания в новую тональную сферу. Неслучайно создание темперированного, «выровненного» по полутонам музыкального строя  стало закономерным достижением 18 в. Образованные от каждого из 12-ти полутонов мажорные и минорные гаммы оказались равнозначными и позволяли без искажений переносить мелодию из одной в другую тональность. Темперация составила основу западноевропейской звуковой системы как одной из разновидностей звуковых (интервальных) систем (шкал). Созданный И.С.Бахом цикл 24 прелюдий и фуг Хорошо темперированный клавир (часть 1 –1722, часть 2 – 1744) – гениальное художественное воплощение генеральной музыкальной концепции Нового времени.

 

 

Итальянская опера в Европе. Источником светской музыкальной традиции в 17–18 вв. оставалась Италия. По всей Европе (вплоть до России) распространялась итальянская  опера. Итальянские музыканты приглашались ко дворам испанских, французских, австрийских  монархов, вывозились в качестве слуг в дома знатных аристократов. Например, знаменитый клавесинист-виртуоз, состязавшийся  в Риме с Генделем, Доменико Скарлатти  – автор первых клавирных сонат, служил при дворе в Лиссабоне  в качестве учителя королевы Португалии Марии Барбары, в Мадриде служил композитор и виолончелист Луиджи Боккерини (1743–1805), а должность дирижера оперной  труппы Вены и придворного музыканта  занимал композитор Антонио Сальери (1750–1825). Богатые европейские дворы  стремились создавать собственные  музыкальные увеселения. В середине 17 в. немецкие музыканты осваивают  оперные постановки в Гамбурге (Г.Ф.Телеман, Р.Кайзер). Появившаяся в Италии опера-буфф, основанная на бытовых, народных и комедийных сюжетах (Служанка-госпожа Дж.Б.Перголези, 1733, Чеккина Н.Пиччини, 1760), распространяется в своих разновидностях во Францию (опера-комик), в Англию (балладная  опера), в Вену (зингшпиль).

 

Реформу оперы-сериа, направленную на усиление драматических переживаний  музыкальными средствами, осуществил немецкий композитор Христоф Виллибальд Глюк. Он изложил свои взгляды в  предисловиях к операм, поставленным в Вене (Орфей и Эвридика, 1762, Альцеста, 1767): «музыка должна усиливать выражение  чувств и придавать большой интерес  сценическим ситуациям». Революционные  идеи Глюка, направленные «на нарушение  законов» декоративно-музыкальной  итальянской и французской оперы, положительно повлияли на дальнейшее развитие жанра, хотя и вызвали ожесточенную борьбу между «глюкистами и пиччинистами».

 

Вслед за Италией свой оперный  стиль создает Франция. Наилучшим  образом черты раннего классицизма  выразились в творчестве французского придворного музыканта Жана Батиста  Люлли. Обладая артистическими и  музыкальными способностями, Люлли  привлек внимание Людовика XIV, стал руководить придворными оркестрами, получил звания «придворный композитор инструментальной музыки» и «мэтр  музыки королевской семьи». Музыкант сочинял балеты и дивертисменты  для придворных празднеств, арии к  пьесам Ж.Б.Мольера, сам танцевал и  выступал в постановках. Будучи руководителем  «Королевской академии музыки» получил  монопольное право на постановки опер во Франции. Он создал музыкальную  лирическую трагедию, перенеся в оперу  композиционные особенности трагедий П.Корнеля и Ж.Расина. Любовь к  мифологическим сюжетам и героическим  персонажам с возвышенными чувствами  ярко вырисовывала в ней классицистские черты: пастораль, идиллия контрастно оттеняли пафос и героику; в драматургии сопоставлялись контрастные части и главенствовал принцип «музыкальной симметрии» – вступление (увертюра) и заключение; преобладали выразительно-приподнятые интонации вокальных партий и разнообразные хоры (от народно-бытовых до декоративно-картинных); включалось множество инструментальных номеров, исполняемых оркестром. Это было торжество светского увеселения и гомофонно-гармонического стиля. С 1750 против придворно-аристократических опер Люлли и его ближайшего последователя Рамо, во Франции разразилась «война буффонов», возглавляемая Ж.-Ж. Руссо и Д.Дидро – приверженцами итальянской комической оперы-буфф, чьи демократические черты приветствовались в преддверии революции.

Информация о работе Музыка Западной Европы