Классическая музыка и здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:17, творческая работа

Описание работы

Цель проекта.
Выявить особенности влияния классической музыки на физическое здоровье школьников.

Задачи проекта.
1.Изучить теоретический материал по данной теме.
2.Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений.
3.Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

Файлы: 1 файл

proekt_muzyka_i_zdorove.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

    Очень точно о назначении музыки сказал П.И.Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».

     Занятия музыкой развивают  музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь лётчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нём случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.

    Занятия пением положительно  влияют на интонационное богатство  речи, её выразительность, тонкость и точность в передачи соответствующих настроений. Такое умение владеть голосом в принципе необходимо каждому человеку, но особенно учителям, преподавателям, лекторам – всем, кому приходится много говорить.

    Пение в хоре, игра  на музыкальных инструментах развивает в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.

   Общение с музыкой совершенствует  духовную организацию человека  и повышает его общую эмоциональность,  что положительно сказывается  на творческом потенциале личности.

    В наше время обладание  минимальными  навыками и знаниями  в области музыки является  непременным условием для развития  хорошего художественного вкуса,  который, в свою очередь, во  многом определяет суть самого  человека.  Если перефразировать  изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».

    Давно заметив неоспоримое  влияние искусства на жизнь  и здоровье, человек настойчиво  обращался к нему в надежде  на помощь. И искусство помогало  ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая жизнь достойной человека.

     Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов – слушателям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.

     Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся,   как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

   Таким образом, можно  сделать вывод о том, что  преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо  расширять сферы её использования.

 

 Глава III.

Музыка во благо, музыка во вред.

В нашем сложном мире любое явление  можно использовать как во благо, так  и во вред. Музыка – не исключение. Жаль, что новая музыка так часто  аритмична. Действительно, в последнее  время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.

 

* Если классическая музыка ускоряет  рост пшеницы, то рок-музыка  – наоборот.

* Если под воздействием классической  музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.

* Вообще, растения и животные  предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием  слушают классическую музыку, особенно  Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья.

* Растения и цветы под классическую  музыку быстрее расправляют свои  листья и лепестки.

* Под звуки современной «попсы»  коровы ложатся и отказываются  есть.

* В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или кассеты – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки»… Ну, и так далее. Примерно тоже самое, существует в Японии, В Индии.

* Монахи из монастыря Бриттани  обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.

* в Канаде струнные квартеты  Моцарта исполняются прямо на  городских площадках, чтобы упорядочить  уличное движение. Обнаружен и  «побочный» эффект: в результате  снизилось потребление наркотиков.

* Любопытная деталь подмечена  японцами: когда произведения Моцарта  звучат возле дрожжей, то с  их присутствием получается самая  лучшая водка «сакэ».

*  Музыка Моцарта оказывает,  несомненно, положительное  влияние   на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.

*  Музыка снимает напряженность  во время деловых переговоров,  ученики под музыкальное сопровождение  более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. 

В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.

Глава IV.

Сила воздействия  классической музыки на детей школьного возраста.

 

Изучив и проанализировав теоретический  материал по теме проекта, мы выдвинули  гипотезу: если человека духовно развивать  средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.

   Мы решили провести тестирование  среди учащихся 6-х классов по  оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до  и после прослушивания музыки.

   В своём исследовании мы использовали методику «Градусник» (экспресс-вариант методики САН). Способ проведения тестирования, тексты опросов, инструкция и оценка результатов представлены в книге Т.А.Барышевой и В.А.Шекаловой «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей» (см.Приложение №1).

   Программа прослушивания  длилась 9 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки:

1.Э.Григ «Утро» из симфонической  сюиты «Пер Гюнт» - 3 минуты.

2..В.А.Моцарт «Маленькая ночная  серенада» -  2 минуты

3..П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» - 2 минуты.

4..В.А.Моцарт «»Турецкий марш»» -  2 минуты.

   В результате проведённого  тестирования нами были получены  данные, обработанные и представленные в таблице (см.Приложение №2).

   Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 6-х классов, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 15      учащихся, повысилась степень активности у 11 учащихся , а положительное изменение настроения наблюдалось у 12 учащихся. (всего в 6-х классах 23 человека).

   Таким образом, мы убедились  сами доказали, что классическая  музыка благотворно влияет на здоровье человека.

 

 

Заключение.

 

Изучив и проанализировав материалы  по теме проекта, нами были сделаны  следующие выводы:

1)музыка способна порождать  особую энергетику множественного  воздействия;

2)музыка обладает многогранной  преобразующей силой, в том числе оздоравливающей;

3)терапевтические возможности  музыкального искусства известны  с древнейших времён         и нашли научное подтверждение  в наше время.

   Выдвинутая нами гипотеза  о том, что духовное развитие  человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена  в ходе практической исследовательской деятельности.  Полученные результаты тестирования и диагностики подтвердили наше предположение.

   Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии. (см.Приложения 3,4).

   Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте  классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям  и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.

 

 

 

 

Используемая литература:

1.Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный  ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 – Ростов-на Дону, 2004.

2. «Большая советская энциклопедия», 2003г.

3.Лобанова Е.А. «Здоровьесберегающие  технологии на уроках музыки»(Образование в современной школе. 2005г. №9).

4.Райгородский Б.Д. «Что может  музыка?» (Музыка в школе, 2004г. №4)

5.Фролова Т.А. «Влияние музыки  на здоровье человека» (Музыка  в школе 2008г., №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 .

 

 

   

 Приложение№1.

 

Методика «Градусник»

(экспресс-вариант  методики САН)

 

Цель применения: оперативная оценка функционального состояния(Самочувствия, активности и настроения).

 

Функциональное состояние.

        1

         2

         3

           4

       5

С (самочувствие)

         

А (активность)

         

Н (настроение)

         

 

 

Значения  цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.

 

Инструкция:

Сначала оцените своё самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей  ячейке.

Аналогично оцените степень  активности (А) и настроения (Н).

 

Оценка результатов.

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:  САН= (С=А=Н) : 3.

 

Использовать экспресс-диагностику  САН можно начиная с младшего школьного возраста (9-10 лет) при соответствующей  подготовке детей и объяснении им основных понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        

 

 

 

 

 

                             Приложение №2

 

Таблица «Результаты  исследования 6 "А"»

 

 

 

Таблица «Результаты  исследования 6 "Б"»

 

 

 

 

                                                                                                                         Приложение№3.

 

Рекомендации  по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма.

 

 

Если у вас угнетённое депрессивное состояние или,  наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.

 

Этапу прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного соточния:

  1. Мелодии задумчивые, грустные по настроению.
  2. Мелодии не такие печальные.
  3. Мелодии радостные и весёлые.

 

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбуждённого  состояния:

  1. Быстрые, весёлые мелодии.
  2. Мелодии менее радостные.
  3. Мелодии плавные и   задумчивые.

 

Слушая музыку, вы постепенно войдёте  в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.

 

Рекомендации психотерапевтов:

  1. Музыкальная программа не должна состоять более чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни.
  2. Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушённым светом.
  3. Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.
  4. Перед прослушиванием скажите себе (и поверьте в это): «Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя меланхолия (депрессия, бессонница и др.) исчезнет!»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         

                                                                                                                       Приложение №4.

 

Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии.

 

 

Желаемое действие.

Рекомендуемое музыкальное произведение.

Снятие нервного напряжения

П.И.Чайковский «Июнь Баркорола» из цикла «времена года»; «Сентиментальный вальс».

Д.Шостакович «Романс» из к\ф «Овод»; К.Дебюсси «Лунный свет»; К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; Л.Бетховен «соната№14».

Снятие депрессивного состояния.

Ф.Шуберт «Аве Мария»; В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»; Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида».

Снятие головной боли и мигрени.

 М.Огиньский «Полонез»; Ф  Мендельсон «Весенняя песня».

Повышение общего тонуса.

П.И.Чайковский «Вальс» из «Серенады  для струнного оркестра»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Ж.Бизе Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».

Расслабление, успокоение.

Н.А.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Улучшение пищеварения.

 П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»; В.А.Моцарт «Мелодичная музыка»; Ф.Лист «Фортепианные концерты».

Стимулирование творческого мышления.

Фортепианная музыка А.Скрябина и  Ф.Шопена; Симфоническая и фортепианная музыка С.С.Прокофьева; Музыка И.С..Баха.

Информация о работе Классическая музыка и здоровье человека