Влияние музыки на здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 17:14, реферат

Описание работы

Порою мы не задумываемся о влиянии звука, пусть даже и музыкального, на здоровье ребёнка. И здесь очень важна работа музыкального руководителя с педагогами и руководителем дошкольного учреждения, с родителями детей, его посещающих, донесение до их разума и сердца новейших научных исследований в области влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Файлы: 1 файл

Влияние музыки на здоровье человека.docx

— 151.97 Кб (Скачать файл)

Влияние музыки на здоровье человека

 

 

Порою мы не задумываемся о влиянии звука, пусть даже и музыкального, на здоровье ребёнка. И здесь очень важна работа музыкального руководителя с педагогами и руководителем дошкольного учреждения, с родителями детей, его посещающих, донесение до их разума и сердца новейших научных исследований в области влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государства!

Поднимая такой важный, особенно в наше сложное время, вопрос, невозможно не остановиться на данных, приведённых на первой международной научно-практической конференции «Музыка и здоровье-2009», конференции «Звук и музыка в нашей жизни» (2010 г.), которые прошли в Москве, а также данных исследований учёных Японии, США, России и Европы разных лет.

Звуковая среда – фактор благополучного человеческого существования?

Не секрет, что разумно регулируемая звуковая среда является важным условием благополучного человеческого существования. Мы не устаём повторять о влиянии вредных факторов на здоровье человека, а этих факторов день ото дня становится всё больше и больше. Это и экология, и продукты питания, и химические вещества, вибрации и т. д. Причём, если в отдельности они ещё не столь разрушительны для здоровья человека, то в совокупности их действие усугубляет свою губительную для человеческого организма работу.

Так по исследованиям российских учёных (Измеров Н. Ф., Суворов Г. А., Прокопенко Л. В., 2001 г.) фактор шума вызывает снижение сопротивляемости организма, при этом повышает восприимчивость человека к действию химических загрязнителей. Это приводит к резкому росту заболеваемости, в том числе и детской. Надо отметить, что звук оказывает воздействие на человека независимо от того, слышимые это или неслышимые для человеческого уха звуковые частоты. Мы подвергаемся шумовому воздействию постоянно. Это и воздействующие на жизненно важные процессы человеческого организма шумы, находящиеся на различных расстояниях, и музыкальные звуки различной громкости. По мнению учёных, особенно болезнетворны звуки повышенной громкости, а также ультра- и инфразвуки (звуки диапазона выше предела слышимости человека, т. е. с частотой звуковой волны свыше 20 КГц, и звуки диапазона ниже предела слышимости человека, т. е. с частотой звуковой волны менее 20 Гц). Причём, многие аспекты их пагубного влияния и сегодня недостаточно исследованы.

Данные официальной правительственной статистики на 2010 г., согласно заявлению Минсоцразвития, свидетельствуют о том, что 79% российских детей больны. Доля нервно-психических и психических расстройств в мире, по данным Х. Ремшмидт, увеличилась в 5 раз (теперь расстройства зафиксированы у каждого 150-го ребёнка планеты). А по данным Ю. А. Фесенко (НИИ экспериментальной медицины РАМН Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия». – СПб, 2007), 20% российских детей страдает пограничными формами психических расстройств, и их число год от года возрастает. Это в свою очередь грозит развитием более тяжёлых форм психических заболеваний в дальнейшем. По данным, приведённым кандидатом педагогических наук, доцентом ЛГУ им. А. С. Пушкина Т. С. Овчинниковой, из десяти новорождённых только один ребёнок является абсолютно здоровым, треть детей имеет различные микроорганические поражения и почти две трети детей – выраженную патологию.

Массовое распространение звукозаписывающих и звуковоспроизводящих технических устройств привело к повышению фактора акустического воздействия на человека. Часто он воздействует на нас в виде фона: в транспорте, на улице, в повседневной жизни, на работе, в быту. Между тем, имеется достаточное количество научных данных о том, что и музыкальные звуки при определённых условиях являются такими же «загрязняющими акустическую среду» факторами, как промышленный, транспортный и иной шум.

Мы даже не замечаем иногда, что музыка, пение, речь с телеэкранов и т. п. сопровождают каждое мгновение нашего бытия. А ведь фоновое звучание музыки и пения фиксируется нашим организмом и является дополнительным раздражителем слухового аппарата человека, его нервной системы и психики. Это может привести к снижению уровня слуха, особенно у детей.

Можно отметить всем известное, специально изученное и применяемое влияние такой музыки на людей в супермаркетах. Она блокирует системы контроля потенциального покупателя, способствуя увеличению продаж.

Бесконтрольное воздействие на организм и психику человека музыки не ограничивается акустическим раздражением, есть множество данных о формировании психосоматических расстройств, а в дальнейшем, утрате здоровья. Ведь музыкальный ритм, темп, тональность, параметры мелодий и другие характеристики музыкальных произведений воздействуют не только на эмоциональное состояние, но затрагивают нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую системы. Такое воздействие приводит организм в состояние стресса.

Немного о механизмах воздействия музыки на человека

Формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы. Влияние это может быть не только полезным, но и крайне негативным. Медико-биологические исследования выявили различные уровни отрицательных воздействий на организм человека: психоэмоциональный, соматический и клеточный. При этом отмечается, что негативное воздействие может идти как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, а характер возникающих у слушателя реакций во многом зависит от конституциональных особенностей человека, его темперамента, общего состояния здоровья и носят сугубо индивидуальный характер.

В организме на каждое изменение внешних условий возникает серия стереотипных приспособительных реакций, направленных на его защиту. Известный физиолог Ганс Селье определил их совокупность, как адаптационный (приспособительный) синдром, или стресс-реакции. Они всегда возникают автоматически, включая закреплённый ответ на определённый раздражитель. Нарушение системы адаптации в условиях стресса всегда ведёт к болезни. Связано это с тем, что эмоции от внешних раздражителей запускают химические процессы в организме. Что, в свою очередь, требует повышенных энергетических затрат и более интенсивной работы органов. И если стрессовая ситуация продолжительна, организм истощается, может возникнуть ряд психосоматических заболеваний.

Психосоматика (от греч. психо – душа и soma– тело). В широком смысле термин, принятый в медицине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов в возникновении, течении и исходе соматических заболеваний. В механизме возникновения этих заболеваний («соматизации») особая роль отводится нарушениям в эндокринной системе. Основным методом лечения выступает психотерапия, цель которой заключается в установлении скрытых для самого пациента связей между его эмоциональными конфликтами и возникновением соматических симптомов.

Многолетние исследования доктора медицинских наук, действительного члена Петровской Академии наук и искусств, профессора С. В. Шушарджана подтверждают то, о чём писали древние мыслители, осознавая, что музыка влияет на здоровье и умы людей.

Самая древняя притча об излечении музыкой приведена в Ветхом Завете: Давид, играя на арфе, излечил Саула от депрессии. Величайшие учёные философы древности: Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на лечебную и профилактическую силу музыки.

Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX– начале XXвека. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова, И. М. Сеченова и др. содержатся данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, кровообращение, дыхание, газообмен. А экспериментальные исследования подтвердили, что изменения в центральной нервной системе приводят через работу желёз внутренней секреции к функциональным изменениям других органов и систем. Музыка влияет на выработку гормонов, играющих важную роль в эмоциональных реакциях всего спектра чувств.

Профессор С.В. Шушарджан, совместивший разностороннее образование: высшее медицинское и высшее музыкальное, являясь одним из немногих в мире людей, добившихся равного успеха в обеих специальностях (в качестве певца С. Шушарджан известен, как обладатель выдающегося баритона, в репертуаре которого 15 исполненных оперных партий, более 500 арий, романсов и песен, в то же время он пользуется заслуженным авторитетом как учёный и практикующий врач, специалист в области внутренних болезней и восстановительной медицины. Шушарджан является автором известных книг и учебных пособий, более 120 научных работ и изобретений в области рефлексотерапии, электроакупунктуры и психологии).

В своей работе «Руководство по музыкотерапии» С. Шушарджан остро ставит проблему деструктивного воздействия объективно вредной музыки, которая при прослушивании может не вызывать отчётливых отрицательных ощущений и даже нравится слушателю. Это некоторые виды поп- и рок-музыки.

Все процессы в природе происходят на основе обмена информацией. Человеческий организм также функционирует за счёт обменных процессов, которые осуществляются в результате обмена между клетками с помощью электромагнитных и акустических волн. При этом каждому органу нашего тела, как и каждой отдельной клетке, свойственна своя частота колебаний.

Когда собственные энергоинформационные излучения организма согласованы с внешними полями, организм работает нормально. При нарушении этой согласованности внешние поля могут попасть в резонанс с теми или иными клетками и органами. Они усиливают или ослабляют их излучение, что ведёт к изменению их физиологических функций и может вызвать резкое ухудшение или улучшение здоровья человека. Доктор тибетской медицины Лобсангу Рампе пишет: «Человеческий мозг – это масса вибраций с электрическими импульсами, исходящими из каждой его части. Человек издаёт музыкальные ноты, зависящие от степени его вибраций…». Каждый человек имеет свой базисный звук.

Здоровье и музыка. Звуковые наркотики

Исследования С. В. Шушарджана подтвердили, что негативное воздействие от длительного прослушивания неклассической музыки обусловлено не только повышенной громкостью (за безопасную для здоровья норму принят уровень громкости 80 дБ), но и временной и тональной структурой музыкальных произведений, «искусственным» тембральным составом музыкальных инструментов (музыкальных компьютеров), прослушиванием этнически (архетипически) чуждых ритмов и мелодий. Экспериментально установлено, что бой барабанов – тамтамов при громкости, превышающей 100 дБ, вызывает обморочное состояние у слушателей.

Английский рок-музыкант Дэвид Боуи определил рок как «всегда дьявольскую музыку», несущую с собой «разрушение не только интеллекта (оглупление), но и воздействие физиологическое, разрушающее «мелодию» функционирования организма».

Десятилетние исследования известного терапевта Адама Книста убедительно доказывают, что рок-музыка вызывает у постоянных слушателей озлобленность, истощение, нарциссизм, панику, расстройства пищеварения, гипертонию и другие изменения, вытекающие из уровня её шума. Но что гораздо страшнее – эту музыку можно сравнить с необычным наркотическим заболеванием. Как пишет Адам Книст: «Рок… это наркотик, отравляющий жизнь нашей молодёжи, более смертоносный, чем героин».

Если привести данные медицинских исследований, то можно признать: звуковой наркотик – не миф, а одна из отвратительных и опасных реальностей нашей современной жизни.

В 2006 году появилась программа I-Doser, позволяющая прослушивать файлы с определённым содержанием, которые подавались как звуки, которые вызывают эйфорическое состояние, сходное с эффектом от употребления «реальных» наркотиков.

Звуковые наркотики (бинауральные стереоволны) – звук в цифровом формате, пульсирующие звуки, состоящие из определённого набора частот. Утверждается, что прослушивание этих звуковых файлов оказывает на мозг воздействие за счёт так называемых бинауральных ритмов, соответствующих частотам «мозговых волн», которые образуются при прослушивании с помощью стереонаушников специально подобранных звуковых сигналов для левого и правого уха слушателя. Предположительно цифровые наркотики синхронизируют волны мозга со звуком. Вследствие этого они оказывают влияние на психическое состояние. Первым, кто обосновал и сформулировал феномен бинауральных биений, стал немецкий учёный-экспериментатор Хайнрих Вильхельм Дофе (HeinrichWilhelmDove). Произошло это в далёком 1939 году. Термин «бинауральный» происходит от двух латинских слов: «auris» и «bini», что, соответственно, означает «ухо» и «пара».

Информация о работе Влияние музыки на здоровье человека