Классическая музыка и здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:17, творческая работа

Описание работы

Цель проекта.
Выявить особенности влияния классической музыки на физическое здоровье школьников.

Задачи проекта.
1.Изучить теоретический материал по данной теме.
2.Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений.
3.Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

Файлы: 1 файл

proekt_muzyka_i_zdorove.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Проект-исследование «Влияние музыки на здоровье человека»

 

Тема: «Классическая музыка и здоровье человека»

 

Исполнители проекта: Верзакова Людмила.

Класс: 9

Научный руководитель: Резвых Марина Александровна, учитель музыки, краеведения, ОЗОЖ

  МОУ «СОШ п.Заволжский»

 

 .

Цель проекта.

Выявить особенности  влияния классической музыки на физическое здоровье школьников.

 

Задачи проекта.

1.Изучить теоретический  материал по данной теме.

2.Провести тестирование  и сравнительную диагностику  оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений.

3.Предложить рекомендации  по оздоровлению организма средствами  музыкального искусства.

 

Предмет исследования.

Состояние здоровья школьников 6-х  классов.

 

Гипотеза.

Если духовно развивать человека средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.

 

Методы исследования.

Изучение и анализ литературы по данной теме проекта, наблюдение, экспертный опрос, тестирование, метод математической статистики.

 

База исследования.

МОУ «СОШ п.Заволжский», учащиеся 6-х классов.

 

Практическая значимость.

Материалы данного проекта  могут быть использованы в целях  пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и любит музыку.

 

                                                 Оглавление. 

 

                                                                                                                                        стр.

 

1.Введение.                                                                                                 3

 

2.Глава I  Музыка и здоровье.                                                                  3-4

 

3.Глава II  Сила воздействия классической музыки на человека.     4-6

 

4.Глава III  Музыка во благо, музыка во вред.                                        6- 7

 

5.Глава  IV  Сила воздействия классической музыки на детей         7

школьного возраста. 

 

6.Заключение.                                                                                              7- 8

 

7.Используемая литература.                                                                       8

 

8.Приложение №1. Методика «Градусник».                                           9

 

9.Приложение №2. Результаты исследования.                                      10

 

10.Приложение№3. Рекомендации по использованию средств

музыкального искусства в оздоровлении организма.                             11

 

11.Приложение№4. Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии.                                                                                                         12                                                                        

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Кто музыки не носит сам в себе,

                                                                                          Кто холоден к гармонии прелестной,

 Тот может быть  изменником, лгуном.

                                                                                        Темна, как ночь, и как Эреб, черна,

                                                                             Его приязнь. Не верь такому.

                                                                                                                                   У.Шекспир

Введение.

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.

    Сегодня перед школой стоит  важная задача – создание условий  для сохранения здоровья учащихся. В нашей школе с 2008 года действует программа «Здоровье. Здоровый образ жизни», направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья школьников. Мы считаем, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним их способов улучшении психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.

     Здоровье – самая важная ценность  в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимо всем. Это и обусловлено актуальностью темы данного проекта.

 

Глава I.

Музыка и здоровье.

 

(звучит тихая музыка)

Музыка… Такая  земная и неземная. Музыка – словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце – сама музыка.

«Музыка, её первый звук, родилась одновременно с  творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.

В древности  выделяли три направления влияния  музыки на человека:

1)на духовную  сущность человека;

2)на интеллект;

3)на физическое  тело.

«Музыка усиливает  любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому мудрецы древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». Именно «Единой силе Души, Мелодии и Песни» поклонялись друиды – кельтские жрецы древней Британии.

   Известный  учёный Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки  в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

    Платон, великий учитель  древности и последователь учения  Пифагора, считал музыку главным  средством воспитания гармонической  личности.

    Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом  влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

    Великий врачеватель  Авиценна называл мелодию «нелекарственным»  способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

    В III веке до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Древние трактаты утверждают: «Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье».

    Начиная с 19 века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно  изучается влияние музыки в последние десятилетия.

Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

1)влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

2)влияние  музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных  произведений композиторов;

3)воздействие  на организм человека традиционных  народных направлений в музыке,  а также современных направлений.

 

Постепенно  накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергий, влияющих на человека.

Ещё в 19 веке учёный И.Догель установил, что под  воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.

Известный хирург академик Б.Петровский использовал  музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

Выдающийся  психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет  растущую усталость и придаёт  физическую бодрость.

С 1969г. В  Швеции существует музыкально-терапевтическое  общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. (звучит запись колокольного звона).

В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, рокота океанских волн, пения птиц, шума дождя.( Звучит  запись пения птиц).

Недавно учёные из геттингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность различных средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.

    

    Глава II.

Сила воздействия классической музыки на человека.

      Особое внимание уделяется воздействию классической музыки на живые организмы.  Вот лишь некоторые наблюдения. Учёные из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пикколо и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.

 Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человеческий организм воспринимает звуки даже в эмбриональном состоянии.

Пение весёлых  песен помогает при  сердечных  недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка (музыка религиозных культов) восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.(звучание духовной музыки)

    Исследования центра под руководством профессора Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Например, не так давно старейший в мире британский научный журнал  «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер, о  положительном влиянии музыки  Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» к студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».(звучит произведение Моцарта).

   Древний мыслитель говорил: «слушать Прекрасное, видеть Прекрасное – значит улучшаться».

Замечательное искусство музыки вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищение и сегодня – у миллионов  людей, населяющих нашу планету.

    Платон считал, сто ритмы  и лады музыки, «достигая глубин  души, воздействуют на мысль, делая  её сообразной им самим»… Лучшая  охрана государства, как считал  Платон, - музыка, наиболее степенная  и пристойно слаженная, скромная  и простая, мужественная, а не женственная…

    О воспитательной функции музыки  высказывался и Аристотель: поскольку  «музыка способна оказывать воздействие  на этическую сторону души  и раз музыка обладает такими  свойствами, то, очевидно, она должна  быть включена в число предметов воспитания молодёжи. Обучение музыки подходит самой природе для этого возраста».

    Один из наиболее известных  теоретиков музыки эпохи возрождения  Джозеффо Царлино писал в своём  трактате: «Музыка возбуждает дух,  управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру».

Информация о работе Классическая музыка и здоровье человека