Понятие о здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Такие проблемы, как здоровье и качество жизни человека, а также ее продолжительность, актуальны всегда. В общенациональной идее здоровье человека выходит на первый план. Однако нельзя не отметить, что, вместе с тем, научно-технический прогресс не сопровождается позитивными процессами в социальном и биологическом статусе человека, в особенности в молодом возрасте. Среди множества негативных проявлений особо выделяется высокая заболеваемость, физическая ослабленность тела, социальная инфантильность, свойственная многим людям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 4
2. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

Файлы: 1 файл

Естествознание - Здоровье и качество жизни человека - Реферат БГУ (2) 2011.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Такие проблемы, как здоровье и качество жизни человека, а также  ее продолжительность, актуальны всегда. В общенациональной идее здоровье человека выходит на первый план. Однако нельзя не отметить, что, вместе с тем, научно-технический  прогресс не сопровождается позитивными процессами в социальном и биологическом статусе человека, в особенности в молодом возрасте. Среди множества негативных проявлений особо выделяется высокая заболеваемость, физическая ослабленность тела, социальная инфантильность, свойственная многим людям.

 По сути, понятие  здоровья означает целостное  динамическое многомерное состояние  в процессе реализации генетического  потенциала в условиях конкретной  экологической и социальной среды,  которое позволяет человеку в  различной степени осуществлять свои социальные и биологические функции. Отсутствие тех или иных факторов, которые необходимы человеку для нормального функционирования его организма, неизбежно приводит к соответствующей перестройки структуры его жизнедеятельности, что, как следствие, может вызвать развитие патологических процессов. Саморегуляция и адаптация дают возможность удерживать важные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивая тем самым стабильность системы.

Человек должен сам корректировать негативные воздействия на свой организм, должен быть сознательным и активным в поддержании и укреплении здоровья, соблюдении принципов здорового образа жизни. Это поможет снять возникшее напряжение и предотвратить развитие заболеваний.

Отсюда вытекает актуальность темы моей работы: «Здоровье и качество жизни человека». Рассмотрим эти понятия более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о здоровье человека

Если норма  является физиологической мерой  здоровья, характеризует организм и его составные компоненты с количественной стороны, то здоровье — это комплексная, интегральная и качественная характеристика организма и личности человека. Здоровье — это состояние максимальной адаптации (биологической и социальной) человека к окружающей среде. В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье является таким состоянием человека, которое согласуется с характерными для данного общества идеалами здоровья, развития и совершенствования человека.

Человек всегда стремился  к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости, выносливости. Эти чаяния и грезы людей отражены в народном творчестве и мифологии всех времен и народов. Здоровье не существует само по себе, раз и навсегда данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в постоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

У каждого человека есть свои резервы здоровья. Так, например, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5—9 л воздуха в минуту. А у некоторых спортсменов легкие могут пропускать в 30 раз больше. Это и есть резерв организма. Точно так же есть скрытые резервы сердца, почек, печени. То есть здоровье — это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Здоровье обеспечивает стабильную жизнедеятельность организма. Наряду с основными компонентами народного благосостояния, материального и духовного богатства, уровень жизни человека зависит от уровня его здоровья, а также от масштабов использования резервов его психофизического потенциала. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации на временном векторе истории человечества. Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая самую высокую ступень на иерархической Лестнице ценностей, а также в системе таких степеней бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Взгляд на здоровье как наивысшее по своему значению жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию. Причем по мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей в пище, жилье и других благах, — относительная ценность здоровья в глазах человека все более возрастает, и он уделяет ему все большее внимание.

Значение  сохранения здоровья неуклонно возрастет  по мере влияния технотизированной  окружающей среды на человека и его организм. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний потенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества [4, с. 400-403].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Качество жизни человека

«Ка́чество жи́зни»  человека — понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность и предусматривает участие в оценке не только таких (не участвующих в оценке уровня жизни) объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субьективных факторов, как, например, удовлетворённости отдельных индивидов своей жизнью. Термин используется в самых различных областях, в том числе в области международного развития, философии, здравоохранения и политологии.

Качество жизни напрямую зависит  от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального  статуса, свободы деятельности и  выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.

По мнению валеологов, качество жизни содержит все признаки, общие для всего множества  известных науке форм жизни. Полезно  с этой точки зрения подчеркнуть  такие признаки жизни, характеризующие  ее качество у человека и низших ее форм, как устойчивость и динамика многофазового жизненного процесса; стремление к самосохранению субстрата и основных параметров жизненного процесса; самовоспроизведение, рост и размножение; витальное изменение окружающей среды. Сведение сущности жизни к тому или иному параметру или моменту жизненного процесса обычно приводит к искаженному пониманию ее качества. Особенно опасна для интегрального здоровья человека тенденция манипулировать ценностными представлениями людей, глубоко укорененная в обществе и тайно используемая различными органами власти, тенденция «подтягивания» низкого качества жизни к высокому смыслу жизни.

Положительное отношение человека к своему и чужому здоровью, если оно не принимает форму апологетики наличного состояния, является совершенно нормальным и здоровым. Оно должно поддерживаться санитарным просвещением и пропагандой здорового образа жизни. Его главной основой в современном мире выступает самосохранительное поведение населения как ведущая медицинская идеология в развитых странах Европы, Азии и Америки.

Еще более творческим отношением к здоровью является следующий  тип — конструктивно-развивающий  или укрепляющий. Обычно такое отношение возникает и постепенно складывается у человека, чей творческий потенциал высок и сильна воля, который попал в положение травмированного или инвалидности. Характерным примером может служить история американского писателя Н. Казинса, который добился выздоровления, начав лечиться смехом.

Подлинное качество жизни  заключается в испытании человека — на верность своему назначению, человеческой сущности, на правильность выбора жизненного пути, на обретение высокого и истинного смысла жизни.

Образ жизни человека: здоровье и качество жизни есть физическое здоровье («молодость»), которое гармонирует с другими видами здоровья человека тогда, когда он достигает самоосуществления в жизненном процессе.

Идея здоровья общества и человека, естественно связанная  с идеей счастья, постоянно присутствует в индивидуальном и общественном сознании как важнейшая идея.

Сосредоточившись на здоровье и болезни как основных атрибутах медицинского проявления жизнедеятельности человека, медицина мало-помалу отделила эти понятия от их основы — человека. Став теорией нормы и патологии, медицина перестала быть теорией человека, а точнее, учением о человеке, а потому и стала практиковать слишком узкие специализированные способы его лечения. Возникали корректирующие и компенсаторные призывы: лечить не болезнь, а больного, не лечить, а исцелять.

Фантазия порождает  представление о причинной связи  состояния человеческого организма  с его функционированием и, стало  быть, болезни — с нарушением некоторой нормы его состояния. Это означает, что быть здоровым и охранять здоровье до известной степени суть одно и то же, а именно до той степени, где наука жизни (в частности, медицина) и практика жизни для общества и человека совпадают, не противоречат друг другу.

Но есть ситуации и  весьма противоречивые. Об одной из них поведал известный австрийский  логотерапевт В. Франкл: «Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рассматривать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душевных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал только во сне. Теперь на горизонте начала маячить не психологизированная медицина, а скорее гуманизированная психиатрия... Человек не есть одна вещь среди вещей, вещи определяют друг друга, но человек, в конце концов, сам себя определяет».

 Трудно не увидеть в столь бурной экспансии «духовной терапии», кроме всего прочего, и стихийные реакции на преобладание чисто соматического начала в научной медицине. Еще более ценно следующее наблюдение философа за состоянием медицины «изнутри»: «Откровенно отказываясь от слишком уж скорой методологической помощи своих ведомственных философов, мыслящие ученые обращались непосредственно к философской классике. В медицине пример тому Дмитрий Дмитриевич Плетнев и Ипполит Васильевич Давыдовский... Давыдовский вскрывал и формулировал реальные противоречия процесса жизни... без понимания развивающегося тождества физиологии и патологии, нормы и болезни нет и не может быть выхода на действительные причины заболеваний и смертей. Здесь впервые был намечен прорыв медицины к своей гуманистической сущности через частокол редукционистских предрассудков...» [1, с. 44]

Как древнейшее и потому истинное убеждение высказывает  русский историк нравственности конца XVIII века Гр. Громов следующее  положение: «Блажен и преблажен поистине тот народ, у коего брачные союзы без наималейшего примеса подлой корысти, единственно по собственной доброй воле и сердечному соглашению сочетающихся лиц, совершаются. Напротив сего нет и не может быть злополучнее той страны, где при таковых сопряжениях богатство и чины, сколь бы сильно прямое сердце склонению ни противоборствовало, делают всегда перевес. Здесь вскоре открываются и навсегда остаются томная скука, изнурительнейшее омерзение и убийственный раздор» [там же, с. 45].

 Моральная самодостаточность человека в таких обществах — способность к выживанию в суровых жизненных условиях в одиночку и обладание необходимыми для этого качествами — действительно великая, общечеловеческая ценность. Без нее человечество не могло бы попросту начать формироваться. Но уже при отстаивании неверных интеллектуальных убеждений стойкость и выдержка обнаруживают свои негативные стороны. Еще более опасна моральная автаркия человека в различных видах широкой коллективной деятельности, в особенности в политике.

Рациональный смысл  приведенного убеждения, как мы полагаем, заключается не в оценке состояния  или уровня морального здоровья людей, а именно в эталонах морального здоровья, которые, в свою очередь, имеют особенности  возникновения, утверждения и смены. Моральные требования с древности были направлены на защиту жизни и здоровья людей, запрещали и осуждали все виды поведения, которые подрывают интеллектуальное и духовное здоровье.

За все тысячелетия  писаной истории в войнах было уничтожено, искалечено и обездолено столько человеческих жизней, что их число не намного меньше нынешнего 5-миллиардного населения планеты.

В зависимости от того, чьим атрибутом выступает здоровье (болезнь), можно говорить об эталонах здоровья человека, страны, биосферы, геосферы, цивилизации, истории, человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Здоровье индивида есть динамический процесс сохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально-трудовой, социокультурной и творческой активности при максимальной продолжительности жизненного цикла. Здоровье популяции представляет собой процесс долговременного социально-природного, социально-исторического и социокультурного развития жизнеспособности и трудоспособности человеческого коллектива в ряду поколений. Здоровье популяции и индивида является необходимой предпосылкой интеллектуального здоровья человека, полноценной реализации его творческих возможностей.

Информация о работе Понятие о здоровье человека