Хоровое произведение М. В. Анцева на слова А. С. Пушкина «Обвал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Вместе Пушкин и Анцев создали неповторимое произведение. Суть, смысл стихотворения прекрасно раскрыты и невозможно, слушая хор, не проникнуться той глубиной чувств, которая вложена в это творение, в творение двух великих людей. Оно завораживает.

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………………………….…4
§ 1. Биографические сведения о А. С. Пушкине. ………………………….…...5
§ 2. Биография и творчество М. В. Анцева. ……………….…………………..13
§ 3. Музыкально-теоретический анализ произведения..……………………...14
§ 4. Исполнительский план и этапы работы над партитурой хорового произведения. ……………………………………………………………………16
Заключение. ……………………………………………………………...………19
Список используемой литературы. …………………………………………….20
Приложения..……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по хороведению Куприяновой.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

                       Министерство культуры Республики Мордовия

      ГОУ СПО «Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова»

 

                                     Отделение хорового дирижирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Хоровое произведение М. В. Анцева на слова

                             А. С. Пушкина «Обвал»

 

 

 

 

                                                  Курсовая работа

 

 

                                                                       студентки III курса специальности  
                                                                       070106 «Хоровое дирижирование»                                                

                                                                       Куприяновой Дарьи Владимировны

 

 

                                                                 

                                                                        Руководитель:

                                                                        Преподаватель ПЦК «Хоровое

                                                                        дирижирование»  Семелев В.В. 
                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Саранск, 2010

 

 

 

 

Курсовая работа проверена на заседании предметно-цикловой комиссии дирижёрско-хорового отделения ГОУ СПО «Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова»    «     »   мая 2010 г.

 

 

Председатель ПЦК                                                    /Симкина О.Е./

Преподаватель дисциплины                                     /Семелёв В.В./

          Преподаватель                                                           /Кузин В.А./                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Стр.

 

Введение. ……………………………………………………………………….…4

§ 1. Биографические сведения о А. С. Пушкине. ………………………….…...5

§ 2. Биография и творчество М. В. Анцева. ……………….…………………..13

§ 3. Музыкально-теоретический анализ произведения..……………………...14

§ 4. Исполнительский план и этапы работы над партитурой хорового произведения. ……………………………………………………………………16

Заключение. ……………………………………………………………...………19

Список используемой литературы. …………………………………………….20

Приложения..………………………………………………………………...…..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Темы любви, природы, одиночества, тяжести своего жребия – все эти темы затронуты поэтами в их творчестве. И независимо от времени проблемы не меняются, все, что можно было сказать – уже сказано, и можно лишь развивать названные выше темы.

       А. С. Пушкин  – великий русский поэт, равных ему нет и наврядли будут. В стихотворении «Обвал» Пушкин делится с нами бурей разнообразных эмоций. Взрыв, реальность, неизбежность, смирение. И это всего лишь самые яркие блики общего настроения. М. В. Анцев «Обвал» трактовал по-своему, но, по-моему, у него очень хорошо получилось воплощение идей Пушкина.

       Никогда не  будут забыты темы реальности  и неизбежности. Потому что они  всегда будут актуальны в нашем  обществе. Разве не сталкиваются  ежедневно люди с этими проблемами? Сотни, тысячи людей каждый день страдают от этого. Ведь можно страдать не только от физической боли, но и от душевной. И мы должны каждый день преодолевать это. И так будет продолжаться, пока есть жизнь на земле, пока крутится наша планета вокруг своей оси.

      Вместе Пушкин и Анцев создали неповторимое произведение. Суть, смысл стихотворения прекрасно раскрыты и невозможно, слушая хор, не проникнуться той глубиной чувств, которая вложена в это творение, в творение двух великих людей. Оно завораживает.

       И мы всегда будем во власти таких людей и таких произведений. Произведений, отражающих нашу жизнь. Пусть не прямым, открытым текстом, но тем интересней и впечатлительней.

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Биографические сведения об А. С. Пушкине

 

Великий русский поэт родился в Москве в 1799 г. Летние месяцы 1805-1810 гг. он обычно проводил у своей бабушки, Марии Алексеевны (урожденной Ганнибал), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Эти ранние детские впечатления отразились в первых опытах его поэм, написанных несколько позже («Монах», 1813; «Бова», 1814), в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину» (1815), «Сон» (1816).Шесть лет Пушкин провел в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811 г. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 г.

В начале 1815 г. Пушкин читает в присутствии Г.Р. Державина свое патриотическое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» (напечатано в журнале «Русский Музеум» в том же году за полной подписью автора). Еще на лицейской скамье Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле. Ранняя поэзия поэта передавала ощущение быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждений.

В 1816 г. характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения. Элегия становится основным его жанром. Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря (12-го класса) и определен в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях «Арзамаса», в 1819 г. вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа», которым руководит «Союз благоденствия». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин, тем не менее, связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи «К Чаадаеву» (1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819).

Весной 1820 г. он вызван к  военному генерал-губернатору Петербурга, графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу распространявшихся в списках его политических стихотворений. Пушкину грозит ссылка в Сибирь, усилиями старших друзей (Карамзина, Чаадаева, Глинки) замененная переводом по службе из Петербурга в Екатеринослав. Отсюда в конце мая 1820 г. Пушкин едет на Кавказ и в Крым для поправления здоровья. Лишь в сентябре он возвращается к месту новой службы – в Кишинев, определенный в канцелярию генерала И. Н. Инзова, начальника Бессарабского края. Длительные поездки поэта в ноябре 1820 -январе 1821 г. в Каменку (ставшую одним из декабристских центров) и в Киев, путешествие с И. П. Липранди по Молдавии в конце 1821 г., посещение Одессы – все это расширило круг впечатлений поэта, наполнило особым внутренним смыслом. 
Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом его школы у лучших русских поэтов, то первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822 г.) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта. Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824 г.). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть, возбуждающую в читательском восприятии сильное эмоциональное поле. Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел принял и драматургическую форму), создает сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья разбойники» (1822; отдельное издание в 1827 г.). Со временем в Пушкине созрело убеждение, (поначалу безысходно трагическое) что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. В таком ключе был начат в мае 1823 г. в Кишиневе роман в стихах «Евгений Онегин»; финал первой главы романа предполагал историю путешествия героя за пределами родины по образцу поэмы Байрона «Дон Жуан». В июле 1823 г. Пушкин добивается перевода по службе в Одессу. Именно в это время Пушкин сознает себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Сложная обстановка, сложившаяся вокруг Пушкина в Одессе, приводит к тому, что поэт подает прошение об отставке, забыв о своем положении ссыльного. В результате в июле 1824 г. Пушкин был отстранен от службы и направлен в псковское имение Михайловское под надзор родителей.

Несмотря на тяжелые  переживания, первая Михайловская осень  была плодотворной для поэта. Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», где формулирует свое профес-сиональное кредо, «К морю» – лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, поэму «Цыганы» (1827 г.), продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824 г. он возобновляет работу над автобиографическими записками, брошенную в самом начале в кишиневскую пору, и обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов» (окончена 7 ноября 1825 г., отдельное издание в 1831 г.), пишет шуточную поэму «Граф Нулин».

В конце 1825 – начале 1826 г. Пушкин завершает пятую и шестую главы романа «Евгений Онегин», которые в то время ему представляются как окончание первой части произведения. В последние дни Михайловской ссылки поэт пишет стихотворение «Пророк».

В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б.А. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император, Николай I. 8 сентября, сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к царю для личной аудиенции. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры. Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкин интерес к личности Петра I, царя-преобразователя. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, и новой поэмы «Полтава». 
        Не заводя собственного дома, Пушкин останавливается в Москве и Петербурге ненадолго, мечется между ними, иногда заезжая в Михайловское, рвется то на театр военных действий с началом турецкой кампании 1828 г., то в китайское посольство; самовольно уезжает на Кавказ в 1829 г. К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведет к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряженный интерес к смерти. 
        В 1827 г. началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» (написанного еще в Михайловском в 1825 г.), в котором был усмотрен отклик на события 14 декабря 1825 г., а в 1828 г. правительству стала известна кишиневская поэма «Гавриилиада». Дела эти были по высочайшему повелению прекращены после объяснений Пушкина, но за поэтом был учрежден негласный полицейский надзор.

Пушкин чувствует необходимость  житейских перемен. В 1830 г. повторное  его сватание к Наталии Николаевне Гончаровой, восемнадцатилетней московской красавице, было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Опыт драматических изучений» («Маленькие трагедии»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.

Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и по тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три неполных осенних месяца 1830 г.

«Повести Белкина» явились первым из дошедших до нас завершенным прозаическим произведением пушкинской прозы, опыты которой предпринимались им неоднократно. Уже в 1821 г. он сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести – также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. 
        18 февраля 1831 г. Пушкин венчается в Москве с Н. Н. Гончаровой. Весной того же года переселяется с женой в Петербург, сняв на лето дачу в Царском Селе. Здесь Пушкин пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который стал его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни.

Новое восприятие действительности, наметившееся в творчестве Пушкина  в конце 20-х гг., требовало углубленных занятий историей: в ней следовало найти истоки коренных вопросов современности. В 1831 г. он получает разрешение работать в архивах и зачисляется вновь на службу в качестве «историографа», получив высочайшее задание написать «Историю Петра». Холерные бунты, ужасные по своей жестокости, и польские события, поставившие Россию на грань войны с Европой, представляются поэту угрозой российской государственности. Сильная власть в этих условиях кажется ему залогом спасения России – этой идеей вдохновлены его стихотворения «Перед гробницею святой...», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». Последние два вместе со стихотворением В.А. Жуковского были напечатаны специальной брошюрой «На взятие Варшавы» и вызвали обвинение в политическом ренегатстве, обусловили падение популярности Пушкина на Западе и в какой-то мере – в России. Вместе с тем Ф. В. Булгарин, связанный с III отделением, обвинял поэта в приверженности либеральным идеям.

С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. «Повести Белкина» (изданы в 1831 г.) успеха не имели. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно, роман из эпохи пугачевщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом «Дубровский» (1832–1833), герой его, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман все больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией. Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставляет работу над ним, хотя роман и был близок к концу. Замысел произведения о пугачевском бунте вновь привлекает его, и верный исторической правде, он прерывает на время занятия по изучению Петровской эпохи, штудирует печатные источники о Пугачеве, добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания (само «Дело Пугачева», строго засекреченное, оказывается недоступным), а в 1833 г. предпринимает поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине. Пушкин едет через Нижний Новгород, Казань и Симбирск на Оренбург, а оттуда на Уральск, вдоль древнего Яика, переименованного после крестьянского восстания в Урал.

Информация о работе Хоровое произведение М. В. Анцева на слова А. С. Пушкина «Обвал»