Хоровое произведение М. В. Анцева на слова А. С. Пушкина «Обвал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Вместе Пушкин и Анцев создали неповторимое произведение. Суть, смысл стихотворения прекрасно раскрыты и невозможно, слушая хор, не проникнуться той глубиной чувств, которая вложена в это творение, в творение двух великих людей. Оно завораживает.

Содержание работы

Введение. ……………………………………………………………………….…4
§ 1. Биографические сведения о А. С. Пушкине. ………………………….…...5
§ 2. Биография и творчество М. В. Анцева. ……………….…………………..13
§ 3. Музыкально-теоретический анализ произведения..……………………...14
§ 4. Исполнительский план и этапы работы над партитурой хорового произведения. ……………………………………………………………………16
Заключение. ……………………………………………………………...………19
Список используемой литературы. …………………………………………….20
Приложения..……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по хороведению Куприяновой.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Осенью 1833 г. он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 г. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачева» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создает поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».

В ноябре 1833 г. Пушкин возвращается в  Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора. Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. Единственным выходом из двусмысленного положения, в котором оказался Пушкин, было добиться немедленной отставки. Но семья росла, светская жизнь требовала больших расходов, последние же книги Пушкина вышли более года назад и большого дохода не принесли, исторические занятия поглощали все больше времени, жалование историографа было незначительным, и только царь мог разрешить издание новых произведений Пушкин, которые могли бы упрочить его материальное положение. Тогда же была запрещена поэма «Медный всадник».

В 1834 г. Пушкин подает в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Просьба об отставке была принята, работать в архивах ему было запрещено. Пушкин был вынужден прибегнуть к посредничеству Жуковского, чтобы урегулировать конфликт. В благодарность за послушание ему была выдана испрошенная ранее денежная ссуда в счет пятигодичного жалованья. Эта сумма не покрывала и половины долгов Пушкин, с прекращением выплаты жалованья приходилось надеяться только на литературные доходы. Но профессиональный литератор в России был слишком необычной фигурой. Доход его зависел от читательского спроса на произведения. В конце 1834- нач. 1835 г. вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст «Евгения Онегина» (раньше, в 1825–1832 гг., роман печатался отдельными главами), собрания стихотворений, повестей, поэм – все эти книги расходились с трудом. Критика уже в полный голос говорила об измельчании таланта Пушкина, о прекращении его эпохи в русской литературе. Две осени – 1834 г. (в Болдине) и 1835 г. (в Михайловском) были неудачны в творческом отношении.

Широкой публике, сокрушающейся  о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения были не пропущены в печать, что  в те годы шел постоянный, напряженный труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачевщине. В творчестве поэта назрели коренные изменения. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно «поэтом для себя». Он настойчиво экспериментирует теперь с прозаическими жанрами, которые не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках, ищет новые формы литературы. В этих условиях он находит выход, разом решающий многие проблемы. Он основывает журнал, названный «Современником». В нем печатались произведения Н.В. Гоголя, А. И. Тургенева, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского. Тем не менее, читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьезного периодического издания, посвященного актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намеками, русской публике предстояло еще привыкнуть.  У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части анонимными. В четвертом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка». 
        Тем же устремлением к будущим поколениям вдохновлено и итоговое стихотворение Пушкина, написанное в соответствии с традицией, восходящей к Горацию, «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» (август 1836 г.). Зимой 1837 возник конфликт поэта с Ж. Дантесом, принятым на службу в русскую гвардию благодаря покровительству усыновившего его голландского посланника барона Л. Геккерена. Ссора привела к дуэли. 27 января поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Похоронен в Петербурге.

§ 2. Биография и творчество М. В. Анцева

 

Михаил Васильевич Анцев  родился 30 сентября (12 октября) 1865 года в Смоленске, умер 21 июля 1945 года в Москве. Советский композитор и педагог. С 1886 учился в Варшавском музыкальном институте у Г. Фримана и С. Барцевича (скрипка) и 3. Носковского (композиция). В 1894 окончил Петербургскую консерваторию по классам Ю. И. Иогансена (гармония, контрапункт и фуга) и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). В 1894-1896 гг. преподаватель пения Петербургского Елизаветинского института. С 1896 жил в Витебске, преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях; в 1905—1912 редактор газет «Витебские губернские ведомости», «Народный листок» (приложение к «Витебским губернским ведомостям»). С 1919 года читал лекции по истории музыки в Народной консерватории, выступал как музыкальный рецензент. После Октябрьской революции Анцев был одним из первых композиторов, обратившихся в своем творчестве к революционным темам (хоры «Памяти героев», «Песня борьбы», 1922 год). Автор произведений для скрипки, фортепиано, хоров, романсов, обработок народных песен, учебных пособий, в том числе книг «Краткие сведения для певцов-хористов…», «Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения», «Нотная терминология. Справочный словарь…».

Вокально-хоровые  сочинения:

       

        Кантата к 100-летию А. С. Пушкина (сл. А. Пушкина, 1899);

        Для солиста и хора — Батрацкие частушки (сл. Д. Бедного);

        Для хора и фортепиано —  12 революционных пьес (сл. различных авторов, 1915);

        Для хора a capella — Не плачьте над трупами павших бойцов (сл. Л. Пальмина, 1905), Памяти героев и Песня борьбы (1922);

        Для голоса и фортепиано — романсы на сл. В. Жуковского, С. Надсона, И. Никитина, А. Плещеева, Я. Полонского, Ф. Тютчева, А. К. Толстого, А. Фета, К. Фофанова и др.;

        Песни: Пролетарская колыбельная (1916), Четыре революционных эпизода (сл. Ерошина и Кириллова, 1923), Красноармейские частушки (сл. Д. Бедного, 1923) и др.;   

§ 3. Музыкально-теоретический анализ произведения

 

Произведение «Обвал»  написано для смешанного четырехголосного хора. Фактура изложения смешанная: полифоническая с элементами имитации и гомофонно-гармоническая. Форма  произведения четырехчастная. Первая и третья части – размер 12/8, вторая и четвертая – 4/4. Это связано с изменением темпа. Если в первой и третьей частях он быстрый, то во второй и четвертой медленный, даже немного тяжеловесный.

Первая часть –  быстро, представляет собой драматическую  зарисовку, завязку, с быстрым и напряженным развитием. Сопрано-тенора и альты-басы практически всегда поют в октаву или, например, в ундециму. В то время как у двух параллельных голосов мелодия, у двух остальных тянущаяся нота. Это сделано для достижения наибольшей сосредоточенности на теме. В середине первой части темп начинает ускоряться, т. о. подводя нас к кульминации, которая приходится на последний повтор фразы «и блещут средь волнистой мглы». На этой фразе происходит значительное замедление, достигающееся с помощью ritenuto. Динамика – ff. И как отголосок темы, на p, последняя фраза – «вершины гор».

Вторая часть –  медленно, тяжело, контрастна первой. Изменение  динамики здесь можно сравнить со спуском с горы, с лавиной, бегущей вниз по склону вулкана. Т. е. от f к pp. В этой части все полностью построено на полифонии. Тема поочередно переходит от теноров к альтам, затем к сопрано и в конце концов к басам. И так неоднократно. В конце части темп еще немного замедляется – poco ritenuto.

Третья часть –  в первоначальном темпе. Построена на имитациях темы первой части. Точнее на отголосках этой темы. Динамика противоположна динамике второй части. Т. е. она растет от pp к f. Кульминацией этой части является фраза «ты затопил свои брега». От кульминации первой части эту кульминацию отличают всего лишь текст, мелодия, на которую он положен, та же.

Четвертая часть –  не спеша, практически вся гармонического склада. Здесь это знаменует конец, неизбежность. Но все таки это мажор. Хотя начинается четвертая часть  в f-moll, а в конце части мы возвращаемся в ais-dur. Кульминацией является фраза «и Терек злой под ним бежал». Это f. И сразу затишье – p, которое продлится до конца четвертой части. Самый последний такт – ppp, мы как будто растворяемся в заключительном аккорде.

Вокально-интонационные трудности в партии сопрано. (Указать, где)

Тесситура сложна тем, что  есть большие скачки в высоком регистре на ч.8, ум.5, ув.5, б.6.

В быстром темпе необходимо четко проговаривать слова.

Выдержанные высокие  звуки требуют хорошего опорного дыхания.

Вокально-интонационные  трудности в партии альтов. (Указать, где)

Тесситура сложна тем, что  есть большие скачки в высоком для альтов регистре: ч. 8.

Вокально-интонационные  трудности в партии теноров.   (Указать, где)

Тесситура сложна тем, что есть большие скачки на ч. 8. Выдерживание высокого звука требует хорошего опорного дыхания.

Вокально-интонационные трудности в партии басов. (Указать, где)

Тесситура сложна тем, что  есть большие скачки в высоком  регистре на ч. 8.  
В последнем аккорде в партии басов divisi. Это придает аккорду наибольшую полноту звучания, насыщенность.

 

 

Общий диапазон произведения:

 

Сопрано                                           Альтов

 

Теноров                                            Басов

 

 

 

 

 

§ 4. Исполнительский план и этапы работы над партитурой хорового произведения

 

Изучение партитуры

1) Анализ содержания  литературного текста, на который  написана музыка произведения. Сравнительный  анализ литературного текста  хора и поэтического первоисточника. Исторические сведения об авторах музыки и текста.

2) Анализ музыки и  музыкально-теоретический разбор: музыкальная  форма, музыкальные темы, ладотональный  план, метр, ритм, темпы (агогика), динамика, интервалика, голосоведение, гармония, музыкальная фраза в связи  с фразой литературного текста и т. д.

3) Вокально-хоровой анализ. Тип и вид хора – однородный, смешанный. Ансамбль, виды ансамбля, ансамблевые трудности, ансамбль  как средство выявления творческого  замысла композитора. Строй (интонирование), особенности мелодического и  гармонического строя, трудности в мелодическом и гармоническом строе, а также во вступлениях хоровых партий и хора, диапазон каждой партии, тесситура, особенности дыхания, характер звуковедения, вокальность текста и особенности дикции.

4) Раскрытие внутреннего содержания произведения, определение его стилистических особенностей. Интерпретационно-художественный план исполнения как результат подробного анализа творческого замысла композитора и поэта. Определение намерений исполнителя в трактовке этого замысла. Музыкальная фразировка и связь текста с музыкой. Приемы дирижирования.

5) Составление плана  хоровых репетиций и метода  их проведения.

 

 

 

 

 

Разучивание музыкального произведения с хором

1) Вступительная беседа  о композиторе, о его жизни,  творчестве и данном произведении. Краткое сообщение об авторе литературного текста.

2) Технический разбор  произведения:

раздельно по голосам  каждой партией;

группами: мужской и  женской или сопрано с тенорами в одной группе, альты с басами в другой;

на общем хоре по отдельным  законченным музыкальным построениям.

3) Работа над строем  и ансамблем.

4) Работа над дикцией.  Чтение текста с хорошей артикуляцией  в ритме музыки под дирижирование.  Проработка отдельных построений, слогов и слов в целях выработки  ясной дикции. Связь проработанного материала с пением.

Работа с  хором в художественном плане:

1) Художественная обработка  произведения. Разбор с хором  содержания литературного текста  в целях осознания художественных  задач в исполнении.

2) Установление плана  художественного исполнения на  основе синтеза содержания литературного и музыкального текстов: динамические оттенки, темп, характер звука, нюансировка отдельных партий, звуковое равновесие, фразировка в целом.

3) Генеральные репетиции  (не менее двух) и исполнение  разученного произведения в концерте.

 

 

 

 

 

 

 

План практической работы с хором

Практическую работу нужно начинать с ознакомления хора с произведением. Обязательно нужно  сказать название произведения, автора текста и на чьи стихи написана музыка; это играет немаловажную роль, потому что у каждого композитора свой стиль.

Игра партитуры хормейстером необходима для того, чтобы хор  мог представить себе произведение в целом. Дирижеру в этот момент очень  важно передать характер и образ  произведения. Ведь если он будет играть безразлично, то и хор исполнит произведение в таком же характере. Самой главной и кропотливой работой является изучение партитуры с хором. Для начала мы пройдем несколько раз сольфеджио. Только после этого можно подставлять слова. И здесь сразу важно обратить внимание на распевы – если это будет упущено, то хору переучивать будет сложно. Дальше для полной уверенности дирижеру нужно пройти материал с каждой партией отдельно, чтобы выявить те основные моменты, которые не получаются, например, скачки на широкие интервалы, встречные знаки. Если дирижер убежден, что все хористы знают свою партию, нужно выстроить четкую вертикаль и проверить гармонию. Текст может вызвать небольшие трудности, т. к. в произведении в большинстве своем присутствуют согласные, и поэтому важно не «проглотить» начало и конец фразы, их стоит произносить четко. В плане Фразировки хору будет сложно, т. к. фразы длинные и дыхание должно быть связным. При этом каждая партия должна слушать другую и соблюдать единый ритм, а также агогические отклонения.

Не менее важным является соблюдение всех нюансов в динамическом ансамбле.

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Михаил Васильевич Анцев оставил нам в наследие немалое количество написанных им известных хоров. Среди них, в первую очередь, «Обвал». Это произведение исполняется хорами в наше время так же, как и несколько десятилетий назад. Со смерти композитора прошло ровно 65 лет, столько же, сколько и с окончания Великой Отечественной войны и нашей великой победы. Но композитор не забыт. Он живет благодаря своим произведениям. Кроме рассматриваемого мной произведения, у Анцева имеются такие известные и достаточно часто исполняемые хоры как «Ива», «Не плачьте над трупами павших бойцов».

        Михаил Васильевич прошел через  Октябрьскую революцию и Великую  Отечественную войну, и это, несомненно, оставило отпечаток на его творчестве. Очень много у композитора хоров патриотического характера. Не зря он был одним из первых композиторов, начавших писать произведения на революционную тему. Его, без всяких сомнений, волновало настоящее и будущее нашей страны и жизнь людей в этой стране.

Информация о работе Хоровое произведение М. В. Анцева на слова А. С. Пушкина «Обвал»