Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Формирование музыкального вкуса младших школьников - одна из важнейших задач музыкального воспитания
1.1.Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей младшего школьного возраста
1.2.Особенности развития музыкального вкуса в младшем школьном возрасте
Глава 2. Методические аспекты выявление уровня развития музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.
2.1.Анализ методического опыта по формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста
2.2. Диагностика музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

музыкальный вкус Вероника.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

Предлагая вниманию школьников музыкальный материал для слушания, важно учитывать объем их слухового  внимания. Например, дети шести – семи  лет способны слушать музыку одну – полторы минуты; учащиеся 3 класса – около трех минут, а четвероклассники уже могут охватить вниманием музыкальный образ, звучание которого длится четыре – пять минут.

Создание установки на восприятие музыкального произведения не только направляет внимание учащихся, но и помогает им раскрыть его образное содержание. При этом в каждом конкретном случае учитывается своеобразие  произведения и музыкальный опыт школьников. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Анализ методического  опыта по формированию  музыкального  вкуса у  детей  младшего  школьного возраста

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи, подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы, что Анализ философской, психолого-педагогической и музыковедческой литературы, учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования показал: проблема формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в условиях детской школы искусств является достаточно актуальной на современном этапе развития педагогической науки и практики. Результаты научных исследований по проблеме формирования музыкального вкуса у школьников позволили нам уточнить его сущность и компоненты. Музыкальный вкус школьника - это разновидность вкуса художественного, представляющая формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающая в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала. Компонентами сформированного музыкального вкуса у школьника являются развитые музыкальные потребности, адекватное восприятие и способность к оценке музыкальных произведений, положительная мотивация к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал. В исследовании моделирование выступает как один из основных путей теоретического познания, как метод прогностического решения проблемы, так как оно дает возможность проецировать систему процесса обучения в целом. Разработанная нами модель процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего школьного возраста в условиях школы включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы организации, содержание, формы организации учебно-воспитательного процесса, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса и результат.           Важным средством формирования музыкального вкуса у школьников является разработанный нами и внедренный в учебный процесс ДШИ учебно-методический комплекс, включающий комплект авторских учебных программ по основным дисциплинам и учебное пособие для преподавателей. Эффективность процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в системе дополнительного образования обеспечивается реализацией педагогических условий, включающих в себя: индивидуальный подход с учетом уровня музыкального развития учащихся; разработку методического обеспечения учебно-воспитательного процесса детской школы искусств; активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании культуротворческой среды; организацию сотрудничества школы и общеобразовательного учреждения в музыкальном воспитании школьников. Анализ научной литературы и практики обучения позволили выделить три уровня сформированности музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста (высокий - креативный; средний -продуктивно-исполнительский; низкий - интуитивно-репродуктивный) и определить основные показатели для оценки этих уровней: наличие интереса и потребности в освоении музыкальной культуры; мотивация к творческой и исполнительской деятельности; восприятие и понимание музыкального образа; наличие эстетического идеала; способность к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки. Экспериментальная работа показала, что реализация комплекса педагогических условий и внедрение предлагаемой нами модели процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в учебный процесс ДШИ способствует повышению интереса учащихся к освоению музыкального искусства, уровня их знаний о музыке и умение реализовать себя в музыкально-творческой деятельности, а также адекватно воспринимать и оценивать произведения музыкального искусства. Проведенное исследование и полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования. Вместе с тем исследование не претендует на окончательное решение проблемы, поскольку влияние музыкального вкуса на развитие личности многогранно и полифункционально.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Диагностика музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

1.  Апраксина О.А. Методика  музыкального воспитания в школе:  Учебное

      пособие  для студентов пединститутов  по специальности  «Музыка  и

      пение».- М.: Просвещение, 1983.-224 стр., нот. ил.

 2.  On-line библиотека – [info@xserver.ru] - http://www.xserver.ru

 3. Дмитриева Л.Г.  Методика музыкального воспитания в школе : Учебник для учащихся по специальностям «преподавание в начальных классах».-М.: Просвещение, 1989. – 207 с.:ил.

4. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

5. Синдикова Г.М. Влияние ценностного потенциала музыкальных произведений на духовное развитие учащихся  / Г. М. Синдикова // Музыка в школе. – 2005. – №5. с.34 – 46.

6. Тимохина А.С. Формирование  у детей музыкального слуха  / А.С. Тимохина // Среднее профессиональное  образование. – 2010. – №2. с.35 –  38. – Библиогр.: с. 36 (5 назван.)

7.Леоферова Н.А. Развитие  певческого голоса детей дошкольного  и младшего школьного возраста / Н. А.  Леоферова  // Дидакт. – 2003. - №5. – с.47 – 49.

8. Светличная Н. Каждый  ребенок - музыкант? / Н. Светличная // Одаренный ребенок. – 2008. - №5. – с.110 -112.

9. Быков – Куликовский Д. Н. Использование информационных технологий на уроках музыки в начальной школе / Д. Н. Быков – Куликовский // Инфо. – 2008. - №12. – с.55 – 56.

10. Стародубцев М. Мои  университеты : урок музыки  / М. Стародубцев // Народное образование. – 2009. – №9. – с. 241 – 246.

11.Котельникова Г. Н.  Компьютерные технологии на уроках  музыки и во внеучебной деятельности в начальной школе / Г. Н. Котельникова, Е. В. Одинцова // Начальная школа. – 2010. - №10. – с. 87 – 90.

12. Глозман Ж. М. Влияние занятия музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста / Ж. М. Глозман, А. Е. Павдов // Псих. Наука и образование. – 2007. - №3 . – с.35 – 44.

13. Никулина Э. А. Сценарий  уроков музыки ( 2 класс ) / Э. А. Никулина // Современный урок: начальная школа. – 2010. - №3. – с. 75 – 82.

14. Затямина Т. А. Об опыте использования педагогических технологий на уроках музыки / Т. А. Замятина // Музыка в школе. – 2005. - №5. – с. 28 – 33.

15. Дмитриева Л.В., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просещение, 1989 - 206 с.

16. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-muzykalnogo-vkusa-u-shkolnikov-mladshego-i-srednego-vozrasta-v-detskoi-shkole-i#ixzz2RIiSNmk6


Информация о работе Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста