Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Формирование музыкального вкуса младших школьников - одна из важнейших задач музыкального воспитания
1.1.Музыка как вид искусства и задачи музыкального воспитания детей младшего школьного возраста
1.2.Особенности развития музыкального вкуса в младшем школьном возрасте
Глава 2. Методические аспекты выявление уровня развития музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.
2.1.Анализ методического опыта по формированию музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста
2.2. Диагностика музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

музыкальный вкус Вероника.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

 

1.2.Особенности развития музыкального вкуса в  младшем школьном возрасте.

Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный. Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную.

Воспитание активного слушателя музыки связано с необходимостью организации всех условий для активного восприятия музыки. Под активным восприятием музыкального произведения мы, в первую очередь, понимаем музыкальное переживание, т.е. способность заражаться и сопереживать настроения и чувства, выраженные композитором в музыке, с последующей эстетической оценкой, а также и осмысливанием как характера переживания, так и выразительных средств, необходимых для воплощения художественного образа.

В условиях музыкально-просветительской работы среди детей именно эта  область – восприятие музыки –  не может быть представлена самотеку. Именно здесь детям особенно необходимы художественная и педагогическая помощь и руководство. Пути этого руководства лишь намечаются. Нужна научно-исследовательская и экспериментальная работа и педагогов, и психологов, и музыкантов, чтобы проверить правильность этих путей. Еще воспитание активного слушателя заключается в развитии потребности эстетического суждения, без наличия которого нельзя представить себе слушателя, имеющего свои запросы к музыке, свое отношение, свои требования, вкусы. Более или менее успешное формирование навыков эстетического суждения связано с навыками первичного, доступного уровню музыкального развития анализа на слух воспринимаемых музыкальных произведений, в первую очередь вокальных, где текст помогает раскрывать музыкальное содержание. В дальнейшем музыкальные переживания, слуховые представления о живом интонировании музыки, а также разнообразные факты и высказывания, связанные с творчеством композитора или созданием данного произведения, должны, все вместе, помочь раскрыть источник содержания данного произведения, его идею и определить свое отношение к нему. Здесь, также необходимо руководство (особенно художественное) в воспитании этой потребности эстетического суждения у наших школьников. Пути и методы этого руководства также не раскрыты до конца.

Таким образом, воспитание музыкального вкуса в целом включает ряд еще не решенных вопросов, которые нуждаются в дальнейшей разработке и проверке экспериментальным путем.

В воспитании музыкального вкуса большое место занимают литературно-музыкальные темы, где  в связи с беседой о творчестве какого-либо писателя или поэта широко показывается отражение его творчества в музыке.

Музыкальные интересы учащихся младших классов имеют свои особенности  и трудности. Младшие школьники  хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют  достаточных навыков слушать  и воспринимать ее. Отсюда большое  стремление к чтению книг о музыке и к лекциям. Обычно первые же шаги настоящего общения с музыкой  вызывают очень большой интерес  к ней и стремление глубже проникнуть в различные сферы музыкального искусства. Установлено, что воспитание художественного вкуса осуществляется успешнее при условии повторения музыкальных восприятий. Школьники, как правило, хотят не только чувствовать, и понимать музыку, но и много знать о ней. Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Дети должны узнать самое  музыку, чистое, ясно и открыто говорящее  человеческому чувству искусство, а не уроки музыки, не обучение пению  или игре, а самые песни, самую  игру, живую музыку, живой ее голос. И притом лучшие песни и лучшую музыку, потому что только в лучшей музыке они услышат нужное и понятное им дело, а не выдуманную взрослыми  забаву для детей или средство их воспитания. Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.

Если обратиться к работам  В.А.Багадурова, Т.Л.Беркман, Д.Л.Локшина, М.А.Румер по данной проблеме, то мы видим, что они говорят об этом так: Освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слышание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки, руководства, воспитания, что входит в задачи музыкального обучения.

К сожалению, до сих пор  вопросу восприятия в нашей музыкально-педагогической практике уделяется недостаточно внимания, особенно на первых этапах музыкального воспитания. Вместе с тем нельзя успешно заниматься никакой музыкальной  деятельностью, если не развито восприятие. Воспитание восприятия может быть осуществлено лишь при постоянной руководящей роли учителя.

Любить музыку – значит испытывать потребность в общении  с нею, переживать ее, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме.

Надо сказать, что понятия  «любить» и «понимать» применительно  к восприятию музыки часто отождествляются. Иногда они и противопоставляются: «Я музыку люблю, хотя ее и не понимаю». Мы учим детей воспринимать музыку сознательно для того, чтобы они ее глубже переживали, чувствовали.

Может возникнуть вопрос: обязательно  ли понимать музыку для того, чтобы  ее любить? Ведь мы знаем множество  таких примеров, когда слушатели (и взрослые и дети), очень мало и даже ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что  восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг произведений, которые они  способны эмоционально воспринять, сложнее  и шире. Но бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются слушателями неподготовленными. В  таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь идет о людях  в той или иной мере одаренных. Недаром в структуру музыкальных  способностей выдающийся ученый, профессор  Теплов включил не только слух, но и  эмоциональную отзывчивость на музыку.

В школьной практике основными  путями воспитания вкуса является хоровое  пение и слушание музыки. Вместе с тем и другие разделы урока  – распевание, музыкальная грамота  – могут служить серьезным  средством формирования вкуса школьников.

Распевание обычно занимает от 7 до 10 минут, в зависимости от основной цели, поставленной педагогом  на уроке и от состава класса. Этот раздел имеет свои определенные учебные задачи: вокально и интонационно настроить класс. В качестве дидактического материала используют чаще всего попевки на различные слоги, слова или названия нот, отрывков из пройденных или разучиваемых песен, коротких песенок. Весь музыкальный материал, как правило, с небольшими изменениями повторяется из года в год.

В такой практике есть положительные  и отрицательные стороны. Даже малоподвижные  дети привыкают к упражнениям  и не тратят больших усилий на их интонирование. Вместе с тем повторять  надо умело. Если учитель не может  на старых упражнениях поставить  перед классом какие-то новые  задачи, то механическое повторение упражнений не только не приносит пользы, но и притупляет, рассеивает внимание школьников, что  отрицательно сказывается на интонации.

Основные педагогические принципы проведения распевания заключались  в следующем: а) исполнение педагогом  законченного эпизода из произведения; б) разучивание мелодии в тесситурно удобной тональности, для чего учителю следует, если это нужно, заранее транспортировать тему; в) обязательное наличие записи разучиваемой мелодии по нотам; г) определение школьниками исполнительского плана разучиваемой темы.

Распевания, построенные  на темах из инструментальных произведений, позволяют решить самые разнообразные  задачи: развитие гармонического и  мелодического слуха, чувства лада, ритма, а также, что хочется подчеркнуть  еще раз, формирование исполнительских  навыков, так как красота музыки увлекает ребят, и они не поют равнодушно.

Таким образом, распевания помогают педагогу расширять музыкально слуховые представления учащихся, подготовить  их к воспитанию сложных произведений, эффективно использовать время урока, воспитывать у школьников музыкальный  вкус.

Слушание музыки. в решении одной из основных задач музыкального воспитания – формирования вкуса школьников – мы, прежде всего, сталкиваемся с проблемой подбора материала, дополняющего и расширяющего рамки школьной программы для слушания музыки. произведения должны соответствовать учебно-воспитательным задачам, обладать достаточно высоким художественным уровнем, быть доступным восприятию учащихся, вносить что-то новое в их музыкальный опыт. Для всех вполне очевидна необходимость изучения при овладении, например, русским языком не только букв и сложения их в слоги, но и его морфологии и синтаксиса. Без этого невозможно научить детей, читая книги, чувствовать вес, богатство, тонкость, красоту и выразительность языка, ценить произведение. Точно так же недостаточно владеть только тонкой элементарной грамотностью. Не зная логики музыкального развития и не умея дифференцировано ее проследить, невозможно полностью воспринять, а, следовательно, и оценить музыку. Еще Игорь Глебов писал, что «главная цель музыкально-педагогической работы в школе – научить детей разбираться в процессе музыкального развития. Музыку слушают многие, а слышат немногие, особенно инструментальную…». Люди чаще всего воспринимают отдельные моменты протекающей музыки или, точнее, переживают свои впечатления от этих моментов. Целое же, то сеть произведение от них ускользает.

Музыкальное воспитание школьников происходит в различных видах  деятельности. Наиболее эффективное  приобщение ребенка к музыке возникает  в условиях собственного исполнения – хорового пения, - самой доступной, активной и полезной формы деятельности. Хоровое искусство – неповторимое богатство духовной культуры русского народа – не только ценнейшее наследие прошлого, но и источник развития современной  музыкальной культуры страны.

В процессе обучения хоровому пению затрагиваются многие проблемы, которые необходимы для эстетического  развития человека. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного  вкуса, воспитание заинтересованности и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей. Наконец, более широкие «вхождения»  певческого исполнительства в быт. Тем более внимание к развитию хорового исполнительства важно  и потому, что школа практически  не поет, а отсюда у молодежи нет  привычки и интереса к коллективному певческому музицированию.

Применительно к музыкальным  занятиям это означает, что их цель не сводится к изолированному решению  какой-либо, хотя и важной, но частной  задачи: развить музыкальный слух учащихся, научить их интонационно правильно исполнять указанные  в программе песни, владеть элементарной музыкальной грамотой, знать музыкальные  произведения из раздела «Слушание  музыки». Решение каждой из названных  задач имеет значение в массовом непрофессиональном музыкальном воспитании не само по себе, а в комплексе, составляющем необходимое условие для достижения основной цели – привить любовь к музыке, потребность в эстетических переживаниях от общения с нею, воспитать  высокие музыкальные вкусы и  идеалы, неразрывно связанные с мировоззрением и моральным обликом, с идейно-нравственным формированием личности. [ 2]

Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда  и разочарование, счастье и страдание  – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель  должен помочь детям услышать, передать и осознать.

Учитель разными средствами старается внести радость в общение  детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке  произведений. У каждого ребенка  с его особым внутренним миром  свои интересы. В то же время в  определенном возрасте детей объединяют и общие увлечения. Младшие школьники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Они с интересом воспринимают произведения, посвященные героической тематике. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы.

Девятилетних школьников больше интересует в музыке образы пионерии, героической тематики прошлого и настоящего, музыка разных народов. Учащиеся, например, с удовольствием  слушают мужественную музыку Л. Бетховена, революционные песни, их привлекает героический  образ Ивана Сусанина, народная музыка русских, зарубежных и  советских композиторов. Это свидетельствует о развитии их познавательных интересов, о стремлении к познанию окружающего мира.

Информация о работе Формирование музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста