Биография и творческий путь Генделя Георга Фридриха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:33, реферат

Описание работы

Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней школе. Помимо основного образования юный Гендель получил базовые основы музыкального образования. Поворотным моментом биографии Генделя является его случайная встреча с Иоганном Адольфом, который поразился замечательной импровизации, сыгранной Генделем, и уговорил его отца дать ему музыкальное образование. Так Гендель стал учиться у известного органиста и композитора Фридриха Цахау. За три года обучения он научился свободно играть на скрипке, гобое, клавесине и получил основы композиции.

Файлы: 1 файл

гендель.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Гендель Георг Фридрих 

Биография Генделя Георга Фридриха – молодые годы.

 Георг Фридрих Гендель родился  в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное  образование он получил в средней  школе. Помимо основного образования  юный Гендель получил базовые  основы музыкального образования. Поворотным моментом биографии Генделя является его случайная встреча с Иоганном Адольфом, который поразился замечательной импровизации, сыгранной Генделем, и уговорил его отца дать ему музыкальное образование. Так Гендель стал учиться у известного органиста и композитора Фридриха Цахау. За три года обучения он научился свободно играть на скрипке, гобое, клавесине и получил основы композиции.

 В феврале 1697 года скончался  отец Генделя. Георг, следуя  воле покойного, окончил гимназию, а через пять лет поступил на юридический факультет университета в Галле. Вскоре после поступления в университет он был назначен органистом в городской реформатский собор, где стажировался в течение года. Гендель преподавал пение в гимназии, давал частные уроки и занимался созданием музыки для исполнения в городских церквях.

 Весной 1703 года Гендель покинул  Галле и направился в Гамбург,  где устроился в оперный театр  вторым скрипачом. Вскоре он  становится первым скрипачом.  Этот на первый взгляд несущественный  факт биографии Генделя становится определяющим. Именно тогда молодой композитор выбрал основой своей музыкальной деятельности оперный театр.

 Главным событием биографии  Генделя за время жизни в  Гамбурге можно считать премьеру  его оперы "Альмира" в  1705 года. Опера сразу получила популярность и была сыграна около двадцати раз. В том же году была поставлена вторая опера Генделя, которая выдержала всего три представления.

 Неожиданно для всех Гендель  решает покинуть Гамбург и  отправляется в Италию. В 1706 –  1707 годах он проживает во Флоренции, затем переезжает в Рим. В 1708 году Гендель с успехом ставит свою первую итальянскую оперу "Родриго". Выступая на публичных музыкальных состязаниях, Гендель также получает признание своего композиторского мастерства, побеждая лучших музыкантов Рима.

 Затем Гендель едет в Неаполь,  где живет около года. Главным  сочинением Генделя за период  пребывания в Неаполе считается  опера "Агриппина". После ее  написания Гендель отправляется  в Венецию, где ставит оперу  и вновь обращает на себя внимание публики, получая новую порцию успеха.

 Вскоре Гендель уезжает из  Италии в Германию в Ганновер  и поступает на службу придворным  капельмейстером к ганноверскому  курфюрсту, но остается там  недолго. Получив официальный  отпуск, в конце 1710 года Гендель отправился в Лондон. Там он пишет оперу "Ринальдо", с которой сразу же с успехом входит в театральный мир Лондона.

 Значительным фактом биографии  Генделя стал его дебют в  жанре церемониально-торжественной  музыки, который в то время  имел большую популярность в Англии. В 1713 году Гендель написал монументальный "Те деум" и "Оду ко дню рождения королевы". Сама королева Анна была довольна сочинением композитора разрешила исполнить "Те деум" на торжественном собрании в честь подписания Утрехтского мира в соборе Святого Павла. Именно это повлияло на решение Генделя делать композиторскую карьеру в Англии.

 До 1720 года Гендель служил  в капелле герцога Чандоса,  суперинтендантом королевской армии.  Гендель, при его огромной трудоспособности, в те годы сочинил немного - две маски и антемы, однако эти произведения, наряду с "Те деумом" были решающими этапами его творчества. Одно из них впоследствии стало английской оперой, другое - "Эсфирь" - первой английской ораторией.

 В 1720 году началась новая  веха биографии Генделя. Он становится свободным предпринимателем и акционером. В новом театрально-коммерческом предприятии Гендель ставит оперы, лично набирает певцов и оркестрантов. В течение долгого времени широкая публика не признавала Генделя, отдавая предпочтение итальянской опере.

 В 1723 году Гендель ставит "Отгона", который стал самой  популярной оперой в Англии  того времени, затем следуют  премьеры Флавио", "Юлия Цезаря" и "Тамерлана". Пользуясь приемами  итальянских популярных композиторов, Гендель добивается успеха со своими новыми постановками. Однако со временем вкусы английской публики изменились, и итальянская опера вышла из моды. Публика перестала ходить на оперы Генделя.

 Это было трудным периодом  в жизни композитора. Несмотря  ни на что, он продолжал сочинять. В течение нескольких лет он терпел поражение с каждым новым своим творением. В итоге это привело к полному разорению композитора. Последствия были тяжелыми и для здоровья Генделя – его разбил паралич. Благодаря друзьям, которые оплатили его поездку на оздоровительный курорт, Гендель оправился от болезни. Тогда же наступил непродолжительный период возвращения к нему успеха – в 1738 году он ставит оперу "Фарамондо", которую тепло принимает публика, затем пастиччо "Алессандро Северо"и "Ксеркс".

    Генделю удается наладить свое материальное положение и расплатиться с частью долгов. Однако в следующем году его снова ждал холодный прием английской публики, хотя в то время он пишет особенно выразительные и живописные произведения, сочиняет одну из лучших своих ораторий - "Жизнерадостный, задумчивый и умеренный".

Биография Генделя Георга Фридриха – зрелые годы.

 В начале 1740-х годов Гендель  расстается с оперой, поставив  своего последнее произведение  в этом жанре - "Деидамия". Гендель начинает сочинять оратории, основываясь главным образом на библейских сюжетах. Он пишет свою знаменитую ораторию "Мессия". Не дожидаясь премьеры «Мессии» в Англии, он внезапно уезжает в Дублин, где дает концерты, а затем ставит "Мессию". Ораторию приняли тепло, и он повторил ее. После Гендель возвратился в Лондон. В 1743 году состоялось первое исполнение его героической оратории "Самсон", которая принадлежит к числу лучших драматических произведений первой половины XVIII века.

 В 1744 году он ставит "Семелу", "Иосифа", в 1745 году - "Геркулеса" и "Валтасара". Однако концерты Генделя не имеют успеха, и он снова оказывается на грани разорения, его физические силы истощаются. В 1751 году у Генделя начинает развиваться слепота. Ему проводят безуспешную операцию глаз, но в 1753 году наступает полная слепота. Композитор умер 14 апреля 1759 года.

 

 

Творчество Генделя

Георг Фридрих Гендель  воплотил в своём творчестве кипение  общественной борьбы. Он обращается к  монументальному жанру оратории. Его оперы приобретают истинно  героический размах. Сильные личности мифологии, истории, Библии, – вот герои Генделя. Достаточно вспомнить его оперы «Юлий Цезарь», «Александр» «Ричард Первый», «Ксеркс»; оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Геркулес», «Соломон» и другие.

Гендель создаёт грандиозные  батальные полотна, пышные картины  празднеств и триумфов, титанические образы народов-боргов. Роскошная опера  барокко приобретает в его  творчестве характер искусства больших  идей.

Активной натуре Генделя  было чуждо спокойное, сонное существование. Он объездил всю Европу. Жил в Италии, в Гамбурге. Англия стала его второй родиной. Во многом он был солидарен с немецким просветителем Лессингом, который говорил о том, что каждый человек создан для действий, а не размышлений.

Совершенно особое звучание приобретает у Генделя жанр оратории. Его оратории – это музыкальные фрески, чрезвычайно яркие и выразительные. Потрясающий мастер ораторических хоров, Гендель прославляет мощь, размах и величие человеческого подвига.

Сам музыкальный язык Генделя обращён к массам. Его ритмы чётки, уравновешенны, рельефны. Его мелодии энергичны и величавы. Короткие фразы сочетаются с мелодиями широкого дыхания, размашистые взлёты – с крутыми спадами, диатоническая ясность – с хроматической напряжённостью. Композитор не просто рассказывает, он доказывает страстно и увлечённо. Об этом говорит сама музыка. И не только вокально-инструментальная, но и музыка для органа, клавира, оркестра.

 

Инструментальная музыка Генделя

 Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Гендель

В отличие от Баха, у которого вокальное  и инструментальное начала равны  по своей роли, у Генделя решающее значение приобрела музыка со словом. Именно в ней определились главные  особенности его стиля. Образы и  выразительные средства генделевских опер и ораторий в сильнейшей степени повлияли на инструментальные жанры композитора. Есть множество примеров прямой связи между этими двумя сферами творчества Генделя, вплоть до точных цитат, когда, например, вокальные номера из опер и ораторий впоследствии включались композитором в его инструментальную музыку. Встречаются, однако, и обратные случаи – использование инструментальных фуг или частей concerti grossi в контексте ораторий.

 

Многолетняя работа над оперой и  ораторией отнюдь не помешала Генделю  написать множество инструментальных сочинений. В его инструментальной музыке можно выделить 4 большие группы:

Оркестровые сочинения;

Камерная музыка (сонаты и трио для скрипок, гобоя, флейты);

Органные концерты;

Клавирные произведения.

 

Наиболее типичным для Генделя инструментальным жанром стал жанр концерта – органного, grosso, оркестрового. Именно с концертами композитор выступал перед большой слушательской аудиторией, исполняя их в антрактах между частями ораторий. Все концерты Генделя, в том числе и органные, это чисто светские сочинения, не предназначенные для исполнения в церкви.

     Среди инструментальных  сочинений Генделя наибольшую  популярность по праву приобрели  его Concerti grossi ор.3 и ор.6. Это масштабные  произведения, состоящие в большинстве  случаев из 5 частей (хотя есть и 4-х, и 6-ти частные, и даже циклы из 8 частей). Если Бах разрабатывал определенный тип концертного цикла, то Гендель допускал свободный его состав и чаще всего как раз избегал темповой симметрии быстро – медленно – быстро. В его concerti grossi часто используются танцевальные части, характерные для сюит – полонез, менуэт, мюзет, алеманда, жига, сарабанда. Очевидно, композитор не делал принципиальных разграничений между циклами концерта – сюиты – сонаты, во всяком случае, он не был склонен ни к повторению какой-либо постоянной схемы, ни к твердому установлению стабильных функций отдельных частей. Следовательно, для него был характерен сюитный тип мышления. Главным композиционным принципом генделевских инструментальных сочинений, в том числе и concerti grossi, является контраст частей: торжественность медленного вступления оттеняется в них и энергией полифонического развития, и грациозной танцевальностью, и напевной лирикой.

     Генделевские concerti grossi получили известность в 30-х годах XVIII века, хотя само название встречалось в его музыке и раньше, еще в произведениях итальянского периода. Как музыкант необычайно чуткий ко всему новому, Гендель не мог не откликаться на те новые музыкальные явления, с которыми он соприкасался в дргих странах. В Италии его больше всего привлекли произведения Корелли, в частности, его концерты.

Concerti grossi ор.3 Генделя предназначены  для струнного состава, двух  гобоев (или двух флейт) и basso continuo. Концерты ор.6 – только для  струнных и basso continuo, причем концертируют две скрипки. Многие концерты открываются увертюрами французского или итальянского типа. В большинстве сочинений есть как минимум одна фугированная часть – обычно она быстрая. Фугированные разделы есть и в увертюрах.

        Основным жанром в клавирной музыке Генделя стала сюита. Каждая из его 19 клавирных сюит очень индивидуальна. Некоторые сюиты открываются торжественными прелюдиями органного размаха и содержат серьезные, развернутые фуги, другие приближаются к старинным сонатам, третьи – к собственно танцевальной сюите, но и в них классическая последовательность танцев встречается редко. Как правило, Гендель ограничивается двумя-тремя основными танцами и дополняет цикл другими пьесами. Он очень часто включает в свои сюиты фугированные разделы, вариации, импровизационные пьесы (фантазии, прелюдии). Количество частей колеблется от трех до семи, как правило, в одной тональности.

 

Наиболее популярна среди генделевских клавирных сюит – сюита № 7, g-moll. [1] Это большой цикл из шести разнохарактерных пьес. Лишь трем из них даны названия танцев: IV часть – это сарабанда, V часть – жига, VI часть – пассакалия. Первые же три части не были типичными для сюитного цикла. Это увертюра, andante и allegro. Вместе с тем, композитор сближает эти пьесы с танцами: музыка andante идет в размере 4/4, характерном для аллеманды, она так же нетороплива, как этот танец. В allegro Гендель сохраняет традиционный для куранты размер 3/8 и свойственную ей живость движения. Лишь увертюра не имеет непосредственных связей с танцевальностью, но ее местоположение оправдывает это отличие от всех остальных частей – она вводит в цикл. Величавая и строгая в своей простоте, эта увертюра относится к французскому типу: в ней сопоставлены два контрастных раздела. Первый, медленный, своей плотной аккордовой фактурой вызывает ассоциации с оркестровой звучностью. Второй, в очень быстром темпе, напоминает оперные героические арии.

Контраст суровой сосредоточенности  и действенной энергии, впервые  данный в увертюре, проходит через весь сюитный цикл.


Информация о работе Биография и творческий путь Генделя Георга Фридриха