Биография, творческий и жизненный путь Вутечича В.И

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

Родился в городе Екатеринославе (с 1926 — Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности черногорец, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону. С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931—1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств. Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

Файлы: 1 файл

Вутечич В.И.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

Биография

 

Родился в  городе Екатеринославе (с 1926 — Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности черногорец, в Гражданскую войну был белогвардейским  офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

С раннего  детства у Вучетича отчётливо  проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился  до 1930 года. В 1931—1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил  золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым  скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930—1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.[5]

С первых дней Великой Отечественной войны  Вучетич уходит добровольцем на фронт  в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

 С 1943 года работает военным художником  Московской Студии военных художников  имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно  сформировался как скульптор.  В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в  соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески - грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста. Брутально - героическая энергия его произведений близка по духу немецкой пластике Третьего рейха.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов  В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

 

Мастерская

 

Рядом со своим  домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы Евгений Викторович организует собственную художественную мастерскую. На её территории и сейчас можно увидеть сохранившиеся макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения. В настоящее время железобетонные конструкции работ Вучетича находятся в аварийном состоянии, а судьба особняка скульптора неизвестна. По официальным данным в доме 33 по Тимирязевской улице находится музей «Усадьба Вучетича» с постоянно действующей экспозицией и временными выставками, но в действительности работа этого объекта культуры ставится под сомнение из-за отсутствия открытого доступа на территорию музея.

 

Творчество

 

«Воин-освободитель» в Трептов - парке, Берлин

1946 год. Вучетич становится руководителем  крупного художественного проекта  по созданию величественного  ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов - парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946—1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 г.) работы Вучетича.

Аллея саркофагов.

"Мать-Родина". Именно этот  памятник сделал его имя широко  известным не только в СССР, но и за рубежом.

В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель»  был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура должна занять новое место на территории мемориального комплекса Соборная гора (также в Серпухове).

 

"Советскому народу слава!"

Многоплановый горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см), находившийся в  Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства. Соавторы: П. 3. Фридман, Л. Д. Муравин, Н. П. Белугин, Д. И. Никитин, Г. Н. Постников; при участии арх. А. П. Великанова, Демина. 1950-1953 гг. Гипс тонированный.

 

«Соединение фронтов», канал Волго - Дон, п. Пятиморск

1953 год. Монумент «Соединение  фронтов» (архитектор Поляков Л.М.) установлен напротив тринадцатого  шлюза Волго-Донского судоходного  канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено  окружение группировки фашистских  войск под Сталинградом.

 

«Перекуём мечи на орала», Нью-Йорк и  Москва

1957 год.  Вучетич становится автором аллегорической  статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН  в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас  находится недалеко от филиала  Государственной Третьяковской  галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в г. Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

 

 

«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград

Основная  статья: Родина-мать (Волгоград)

1958-1967 гг. По  проекту и под непосредственным  руководством Вучетича сооружён  мемориальный ансамбль героям  Сталинградской битвы на Мамаевом  кургане в Волгограде (совместно  со скульпторами: Алешенко М.С., Матросовым  В. Е., Майстренко Л. М., Мельником  А. Н., Маруновым В. А., Новиковым Н. C., Tюренковым А. А.; архитекторами: Я. Б. Белопольским, Деминым В. А., Лысовым Ф. М. и др.; руководитель группы инженеров - Никитин Н. В. Ленинская премия (1970 г.)

 

На возвышении кургана был установлен один из самых  известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами — композиция «Родина-мать» (автор Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

"Память  поколений" - многофигурная композиция  горельеф (длина - 17 м, ширина - 3 м,  высота - 8 м).

"Стоять  насмерть" (высота - 16,5 м)

Стены-руины (длина - 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).

"Площадь  Героев". Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4 х 1 м,  высота скульптур – около 6 м).

Зал Воинской славы, с рукой держащей горящий  факел, посередине.

Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота - 11 м).

 

«Родина-мать», Киев

Основная  статья: Родина-мать (Киев)

1972-1981 гг. В  1972 году Вучетич вместе с группой  скульпторов начинает работать  над реализацией проекта «Национального  музея истории Великой Отечественной  войны 1941—1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента. Бородай разработал оригинальный проект, который был реализован в соавторстве с Фридом Согояном и Василием Винайкиным, а также архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым и Николаем Фещенко.


Информация о работе Биография, творческий и жизненный путь Вутечича В.И