Жизненный и творческий путь И.А. Ильина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 23:16, реферат

Описание работы

Испокон веков жизнь человека тесно переплеталась с Верою, Высшими силами и религией. Каждый из верующих чувствовал большую ответственность за свою душу и души родных и близких ему людей. Человек охранял свое сердце от греха и тех вещей, которые подталкивали бы его к нему. В настоящее время, современное человечество называет себя христианами «только по имени», а на самом деле они лишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. К сожалению, такое отношение к религии встречается сплошь и рядом и называется – безрелигиозностью, ибо религиозность – это не только называть себя православным христианином и творить обряды, но и давать отчет каждому своему поступку перед Богом и Человеком.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Жизненный и творческий путь И.А. Ильина............................................5
Основа религиозной философии Ильина..................................................9
Соотношение понятий: «совершенство» – «ничтожное содержание»,
«вера» – «верование»..............................................................................................10
О взаимоотношении религии и философии по Ильину............ .........11
Общий вывод...........................................................................................12
Заключение..............................................................................................13
Список использованной лиетратуры....................................................14

Файлы: 1 файл

referat_2_Religioznaya_fil-ya_Ilina.docx

— 37.62 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
                                          Содержание 
 
         Введение........................................................................................................3 

  1. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина............................................5 
  2. Основа религиозной философии Ильина..................................................9 
  3. Соотношение  понятий: «совершенство»  –  «ничтожное содержание», 
    «вера» – «верование»..............................................................................................10 
  4. О взаимоотношении религии и философии по Ильину............ .........11 
  5. Общий вывод...........................................................................................12 
  6. Заключение..............................................................................................13  
  7. Список использованной лиетратуры....................................................14 
     
     
     
                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение 
     
    Испокон  веков жизнь человека тесно переплеталась с Верою, Высшими силами и религией. Каждый из верующих чувствовал большую ответственность за свою душу и души родных и близких ему людей. Человек охранял свое сердце от греха и тех вещей, которые подталкивали бы его к нему. В настоящее время, современное человечество называет себя христианами «только по имени», а на самом деле они лишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. К сожалению, такое отношение к религии встречается сплошь и рядом и называется –  безрелигиозностью, ибо религиозность – это не только называть себя православным христианином и творить обряды, но и давать отчет каждому своему поступку перед Богом и Человеком.  
     
 
    На сегодняшний день, религиозная проблема становится еще более актуальной, чем тогда, потому что эпоха НТР удаляет все дальше человечество от Абсолюта. Человек без веры подобен камню, которому все равно «где лежать, сколько лежать, в каком состоянии лежать». Вера же нас ведет к духовному  совершенству, а безверие к бессмысленной жизни и земному тлению. К великой радости, хочется отметить один важный факт, что, несмотря на духовную слепоту людей, попытки решения выше названной проблемы уже предпринимаются некоторыми философами. Они в своих программных работах обращаются к наследию великого русского православного мыслителя и философа Ивана Александровича Ильина. Поэтому в своей работе мы поговорим об идеях, взглядах и убеждениях этого замечательного, талантливого человека. 
     
 
    В данной работе, ставим следующую цель – выявить доминирующую идею религиозной философии И.А. Ильина. Для достижения цели нужно решить такие задачи, как: 
 
 
 
1. Представить Ильина как православного философа и мыслителя на основе историко-биографического анализа его творчества; 
 
2. Дать характеристику религии в понимании самого Ильина; 
 
3. Обратиться к трудам великого русского мыслителя; 
    
  
 
     Приведем небольшую историческую справку: русская религиозная философия в эпоху революций прошла четыре периода своего развития, к одной из которых относился И.А. Ильин. Он имеет отношение к четвертому периоду – время эмиграции, которое начинается после революции 1917 года. Революция внесла в русское сознание: новые мотивы и критерии. В 1922 году Ильин вместе с другими религиозными мыслителями, такими как: Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О Лосский, Б.П. Вышеславцев, Г.П. Федотов – был выслан за границу. Для советской власти он вместе с другими философами являлся идеологически чуждым, лишним элементом. Таким образом, в эмиграции оказались почти все виднейшие представители русской религиозной философии. 
 
                                                 
 
 
 
           Жизненный и творческий путь Ильина 
    
     Ильин Иван Александрович родился 28 марта 1883 года в дворянской семье. Его родители и родные имели почетный статус в общественной жизни, так как занимали высокие должности в своей карьере и происходили из дворянского рода. Отец Ильина – Александр Иванович был губернским секретарем, а мать – Екатерина Юльевна, урожденная Швейкерог. Оба деда по отцовской и материнской линии  были государственными лицами: Иван Иванович – полковник, а Юлиус Швейкерг – коллежский советник. 
     
 
     Детство Ильина прошло рядом с местной святыней – Шереметьевским переулком, который находится в столице нашей Родины. Уже с детских лет он понимал, что духовность открывает ему дорогу к Богу. Нравственная и духовная атмосфера, царившая в его родительском доме – во многом помогла направить мальчика на путь Богоискательства. 
     
 
     Иван Александрович родился и вырос в Москве, той самой, которой так сердечно восхищался его близкий друг, русский православный писатель – Сергей Иванович Шмелев. Вместе со Шмелевым он был и есть настоящий патриот своей любимой Родины. Учеба Ильина проходила успешно и легко, так, в 1901 году он оканчивает с золотой медалью знаменитую первую московскую гимназию, а затем поступает в университет на юридический факультет, где интересуется философскими и государственными вопросами. В 1906 году он оканчивает университет и получает кандидатскую степень. За три года Ильин написал шесть главных работ: «Учение Шеллинга об Абсолютном», «Идеи конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля», «Идеи общей воли у Жан Жака Руссо», «Метафизические учения Аристотеля», «Проблема метода в современной юриспруденции». Через четыре года, в 1909 году Ильин сдает магистерские экзамены, прочитывает две испытательные лекции и после этого получает звание приват-доцента юридического факультета. С этого момента вплоть до своего изгнания в 1922 
 году, Ильин продолжает активную педагогическую деятельность. В 1918 году прошла публичная защита магистерской диссертации Ивана Александровича «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Защита диссертации произвела ошеломляющее впечатление на участников государственной комиссии. Успешно, защитив диссертацию, Ильин получил сразу две степени – магистра и доктора государственных наук.  
     
 
      Ту правду, которую он выражал в своей идеологии, была неприемлема для государственной власти, и поэтому только по Божьему промыслу смертный приговор был заменен на пожизненное изгнание из Отечества. В 1922 году Ильина ссылают в Германию, но и там ему не дают пропагандировать свою идеологию, так как к власти пришли нацисты, и в 1938 году он покидает Германию и направляется в Швейцарию. Там он проводит последние шестнадцать лет своей жизни. Смерть настигла великого мыслителя и философа 21 декабря 1954 года в возрасте семидесяти одного года.  
     
 
      Каждый из нас, когда-нибудь  должен будет дать ответ Богу за то, что он сделал во время земной жизни. Мне страшно даже подумать об этих минутах, которые ждут всех нас, а вот Ивану Александровичу будет что сказать – еще при жизни он исповедовал главное свое дело простому народу в таких теплых отеческих словах: «Теперь мне  65  лет, - писал  И. А. Ильин, - я подвожу итоги и  пишу  книгу за книгой. Часть их я напечатал по-немецки,  но  с  тем,  чтобы  претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу  и  откладываю – одну книгу за другой и  даю  их  читать  моим  друзьям  и  единомышленникам. Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у  меня  нет. И мое единственное утешение вот в чем: если  мои  книги  нужны  России,  то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни  России,  то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России»(1).  Ильин жил «материнской любовью» к своей Родине и все его работы и труды – это и  
 
 
(1) Глебов Г.В. Реферат по философии: Религиозная философия Ильина. – Режим доступа: http: // www.ref.by 
 
 
 
есть тот ответ, который услышит Господь. Все его творчество есть настоящий подвиг, самоотвержение и поиск правды. Такая  небогатая биография его жизненного пути заставляет нас задуматься над смыслом жизни: а для чего мы живем?! Оказывается, жить надо не для себя, а для своей истории и будущего поколения. Прожить нужно так, как сделал это Иван Александрович Ильин, который думал только о правде Божией и о том, как ее донести до несовершенного человечества. 
 
   
 
                                         
       Основа религиозной философии Ильина 
     
     Идеология религиозной философии Ильина обращена на познание путей духовной свободы, укрепление личности посредством сердечного созерцания и созерцающей любви. Его основные труды: «Религиозный смысл философии. Три речи» (1924), «О сопротивлению злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1935), «Основы христианской культуры» (1937), «Аксиомы религиозного опыта» (1925), «Путь к очевидности» (1957). 
     
 
     Философские работы русского мыслителя впервую очередь обращены к нам (русским людям), живущим в богатой России. В центре философии Ильина стоит острая проблема духовного кризиса, причем она находится внутри самого человека. Мыслитель завещал своему народу «аксиологию сердца на основе любви и воли к совершенству Божию»(1),  и призывал его к единению сердца и разума. Также Ильин считал, что в каждом человеке заложены четыре взаимосвязанные субстанции, это: «божественное – духовное – социальное – природное». Тут мы видим строгую иерархию, в которой на первой ступени стоит «божественное» «духовное», а в самом низу «природное». Социальный же мир находится между божественным и природным. Все это говорит нам о том, что одно не может существовать без другого, допустим, если мы уберем одну из субстанций, то у человека не станет свободы выбора, так как ему придется оставаться на одном каком-то измерении – низком или высоком. 
     
 
      В статье «Духовная актология Ивана Ильина», ее авторы дословно цитируют слова самого Ильина, который еще до своей смерти предвидел то страшное время, которое ожидало Россию, и завещал: «Эту линию духа, нить духа – надо по-ариадниному вести через весь лабиринт Минотавра»(2).  То есть, какие бы испытания человеку не пришлось пройти, он обязан сохранить в себе божественное начало, ту самую высшею субстанцию, которая поможет  
 
 
  (1) Ветошкин А.П., Гончаров С.З. Духовная актология Ивана Ильина. – Режим доступа: http: // www.delоrus.com 
  (2) Там же. 
 
 
 
все преодолеть. Несомненно, Иван Александрович – это человек, которого избрал Господь, именно как русского православного мыслителя. «Относительно русской религиозной философии ХХ века, – писал Н.П. Полторацкий, – можно сказать, что много было званных, но мало избранных…Ильин принадлежал к категории людей, по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться. И нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и Животворящего Креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие – предметно компетентные и ответственные – учители и нужны в наше смутное и трудное время. И конечно, именно такие нужны будут и в будущем» (1).  Опираясь на статью «Духовная актология Ивана Ильина», процитируем дословно слова ее авторов: «Каким-то чудесным образом И. Ильин гармонично соединил в себе духовный огонь православия, чувство слова А.С. Пушкина, провидчество и совестливое понимание Ф.М. Достоевского, волевое начало Суворова, государственный ум П.А. Столыпина и логическую мощь Гегеля. Соединил в мелодию «поющего сердца», в ясное до «духовной очевидности» умозрение самых главных духовных предметов» (2).   
    
 
     Теперь можем обратиться к  существенно-важному вопросу, а что же является доминирующей идеей религиозной философии Ильина? Когда мы говорим о духовном кризисе, то понимаем, что это – проблема, которая требует путей своего разрешения и выхода из данной ситуации. Но для того, чтобы увидеть проблему, необходимо быть достаточно зорким и объективным. Русский мыслитель видел это множество проблем и предлагал человеку один главный путь их разрешения – это опора на Православие и вера в «Царя». Фактически вся религиозная философия Ильина проникнута проблемным характером, который заложен как в духовно-нравственных, так и в социальных вещах. Поэтому, мы полностью солидарны с мнением  
 
 
  (1) Лисица Ю.Т. Иван Ильин и Россия / Ю.Т. Лисица // Неопубликованные фотографии и архивные материалы. – М., 1999. – С. 179. 
  (2) Ветошкин А.П., Гончаров С.З. Духовная актология Ивана Ильина. – Режим доступа: http: // www.delоrus.com 
 
 
авторов статьи «Духовная актология Ивана Ильина», что доминантой религиозной философии русского мыслителя и является «сердечное разумное созерцание, позволившее Ильину воссоздавать предмет, события в их предметной конкретности, духовных смыслах, нравственно-правовых, культурных, политико-экономических и социальных параметрах» (1).                                                                            
     
 
      У Ивана Александровича есть две удивительные работы, которые наиболее последовательно раскрывают его творческий философский талант и глубокое понимание духовных проблем. Его работы называются: «Религиозный смысл философии» и «Аксиомы религиозного опыта». В первой работе Ильин заявляет об очень простой истине, которая гласит: для того чтобы философ мог рассуждать, говорить о духовных проблемах – он должен сам быть духовно чистым и являться примером для других. В противном случае, философ не может считать себя настоящим философом. Вторая работа мыслителя состоит из двух томов и была посвящена его жене Ильиной Натальи Николаевне. Ильин в данной работе описал природу духовной религиозности, которая имеет свою внутреннюю направленность. Главный постулат его работы – это «Целостность веры есть аксиома религиозного опыта»(2).  Понятие духовности выступает в его труде па передний план, и она называется «человеческой». «Это та внутренняя направленность и соответствующая ей жизнь, которая придает человеческой душе и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее значение и ценность»(3).  Здесь, мы наблюдаем, как  русский философ ярко описывает сущность религиозной духовности, обращаясь к человеческой вере, в которой, по словам Ильина – находятся им найденные аксиомы:  «Поэтому, – замечает он,  – я  искал  эти  аксиомы именно в духовной религиозности и должен  был  признать,  что  чем  духовнее человеческая вера, тем полнее соблюдаются в ней находимые мною аксиомы; и далее, что во всех явлениях слепо –  
 
  (1) Ветошкин А.П., Гончаров С.З. Духовная актология Ивана Ильина. – Режим доступа: http: // www.delоrus.com 
  (2) Глебов Г.В. Реферат по философии: Религиозная философия Ильина. – Режим доступа: http: // www.ref.by 
 
 
инстинктивной, больной  или  извращенной религиозности можно с ясностью проследить  и  установить,  как  не духовность или  даже противодуховность  угашала  аксиоматические  основы  религиозного опыта и как от этого искажалась самая человеческая религия  в  ее  молитвах, учениях и обрядах: заблудший личный опыт  создавал  химеру  вместо  догмата, механически-мертвенную или  прямо  кощунственную  молитву,  уродливые  или даже чудовищные обряды и безнравственную  церковную практику»(1).  
     
 
      Многие из нас имеют поверхностное представление о религии и зачастую даже приравнивают ее к какому-то обряду. Такое заблуждение людей не дает им понять истинного назначения религии. И.А. Ильин понимал религию так: «Религия есть всежизненная и живая связь человека с богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным предметом. Этот Предмет не есть непременно предмет познания или знания; Он может быть и предметом чувства (любви), созерцания, воли и даже деятельного осуществления (Царства Божия). Но он остается при всех условиях и во всех религиях – искомым, обретаемым, желанным, созерцаемым, чувствуемым, верой утверждаемым, в неверии отвергаемым, внушающим любовь или страх, или благогоговение – объективно-сущим Инобытием»(2).  Из этого определения вытекает вывод, что ничего внесвязи с Абсолютом (то есть Богом) называться духовным не может. Русский мыслитель в основе религии выделяет религиозный опыт, природа которого, соединяет в себе два неразрывно связанных элемента – божественный и человеческий: «От Бога исходит духовное откровение, которое должно быть свободно и цельно принято человеком. От человека же исходит живое, не вынужденное и искреннее приятие, которое восходит к Богу в виде молитвы и согласных с ней дел»(3).   
 
 
  (1) Глебов Г.В. Реферат по философии: Религиозная философия Ильина. – Режим доступа: http: // www.ref.by 
  (2) Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. Т. 1. – М.: ТОО РАРОГЪ, 1993. – С. 40. 
  (3) Там же. С. 64. 
                                  
                                          
    
    Таким образом, по мнению Ильина, духовное откровение может быть постигнуто человеком только тогда, когда сердце очищено и духовно свободно от «нечистоты». Такое состояние сердца и души достигается посредством молитвы. Также по его мысли, «религиозный опыт родится из свободной любви к совершенству: в основе каждой духовной религии лежит благоговение перед Священным, живое чувство ответственности и свободное приятие предметно-верного ранга»(1).   
 
  (1) Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. Т. 1. – М.: ТОО РАРОГЪ, 1993. – С. 60. 
 
 
Соотношение понятий: «совершенство» – «ничтожное 
                            содержание», «вера» – «верование» 
 
    Иван Александрович Ильин знал очень многих философов и знакомился с их трудами. Его диссертация была посвящена философскому учению Гегеля. Данное учение сильно отличалось от учения Ильина, так как Философия Гегеля – это учение о конкретности Бога и человека, а у русского мыслителя учение о совершенстве Бога и человека. В этой аксиологии главной категорией является совершенство, а оно – первоисток положительных ценностей. Опять же, по мнению Ильина, дух должен стремиться к совершенству, а не к ничтожному содержанию. Прилагательное «ничтожный» по ассоциации образовано от глагола «ничтожить», то есть «уничтожать». Абсолют – это и есть Совершенство, а философия подлинное богослужение. Воля к совершенству специально утверждается в религии. Современный религиозный кризис, подчеркивал Ильин «состоит, по существу в том, что человеческий дух утратил цельность, а потому и подлинность, и жизненную силу в очевидности»(1).  Так же он объясняет духовно-мировоззренческий и культурный кризис в современном европейском обществе отсутствием любви к Совершенству, жажды Бога и святости: «Человек зажил такими органами души, которые бессильны в обращении к священному. Этот уклад возник из того, что человек ослепился закономерностью материи, стройностью рассудка и силой формальной воли, и отдал им центральное чувствилище своего духа, а душевная инерция и эволюция техники доделали остальное…Человечество растеряло свои святыни. Они не исчезли и не перестали быть; они по-прежнему реальны. Но человек не видит их, не трепещет и не ликует от духовного прикосновения к ним, в нем иссякла духовная любовь, то есть любовь к Совершенству, а без этого невозможна живая религия. То, к чему тянется  
 
  (1) Ветошкин А.П., Гончаров С.З. Духовная актология Ивана Ильина. – Режим доступа: http: // www.delоrus.com 
 
 
  масса современного человечества, – не священно; а мимо священного она проходит – то равнодушно, то с кощунственной усмешкой на устах. Религиозная слепота стала критерием просвещенности. А жизнь, опустошенная от святыни, стала мало-помалу подлинным царством пошлости»(1).   
     
 
      Понятие Веры и Верования  для Ильина – это разные вещи, которые нельзя путать друг с другом. Вот, что он пишет в своей работе, под названием «Путь духовного обновления»: «Замечательно, что русский язык придает идее веры два различных значения, одно связывает веру с потребностью верить, а другое со способностью – веровать. Верят – все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо. Веруют же – далеко не все: ибо верование предполагает в человеке способность прилепиться душою (сердцем и волею, и делами) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий «путь ко спасению». В карты, в сны, в гадания, в астрологические гороскопы – верят, но в Бога и во все божественное – веруют»(2).  Вера на протяжении всей жизни оказывает влияние на наш характер, образ мыслей и нашу деятельность. Поэтому не случайно Ильин так выделяет веру среди всех остальных религиозных понятий: «Вера есть главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки… Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, то он сам превращается постепенно в наслаждающееся животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками. Если человек верит в деньги и власть, то его душа постепенно высохнет в голодной жадности, в холодной жажде власти; и опытный наблюдатель прочтет  
 
(1) Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. Т. 1. – М.: ТОО РАРОГЪ, 1993. – С. 60 – 61. 
  (2) Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. – М.: Русская книга, 1993. – С. 49 – 50. 
 
 
все это в его взоре, услышит в его речи, не ошибется, ожидая от него соответствующих поступков»(3).   
 
   
 
         О взаимоотношении религии и философии по Ильину 
 
    На наш взгляд, актуально рассмотреть взаимоотношения религии и философии. В этом нам поможет серьезная работа Ивана Александровича Ильина, которая называется «Религиозный смысл философии. Три речи». До настоящего времени идут споры о том, что над чем выше – религия над философией или философия над ней. Наверно, такие споры не возникали бы, если люди приобрели способность соединять свой разум с сердцем. По Ильину, философия равна религии, так как обе эти науки имеют определенный опыт (философия – философский, а религия – религиозный). В своей работе, Ильин уподобляет философию «внутреннему деланию», то есть духовному состоянию. «Философия – наука о важнейшем, о духе, о безусловном, объективно главном и совершенном, о самом лучшем и высшем; философствуя, человек живет в сфере объективно значительных состояний»(1).  
     
 
      Мыслитель придает философии религиозный характер. Подтверждению этому приведем слова Ильина: «настоящая философия всегда духовна, опытна, честна и проста; и именно в этих свойствах она приближается к настоящей религии»(2).  Философия в представлении Ильина – намного шире самой жизни, потому что она одновременно есть жизнь и в то же время завершение жизни. 
     
 
      Таким образом, религия и философия между собою имеют прочную связь, которую разорвать невозможно, по той причине, что философия, как и религии «исследуют божественную природу во всех предметах и, наконец, восходит к познанию самого Божества как единого лона и источника всего, что божественно»(3).  Из этого следует, что смысл философии по Ильину таков же, как и у религии – познавать Божественную основу мира и истину. 
 
 
  (1) Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. – М.: Русская книга, 1993. – С. 23. 
  (2) Там же. С. 35. 
  (3) Там же. С. 50. 
 
 
 
       

 

  Общий вывод 
 
    Все работы, созданные Иваном Александровичем Ильиным по своему глубокому содержанию и пестрой тематики – уникальны и неповторимы. Они направлены на «возрождение русской культуры и общества, на прояснение духовного смысла этого возрождения»(1).  Современное состояние сознания человеческого общества сильно нуждается в духовной очевидности. Не случайно Ильин в предисловии к своей статье «Путям духовного обновления» ставит эпиграф, сотканный из строчек стихотворения А.С. Пушкина: «Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам!». След, про который говорит Пушкин – это след духовного обновления и возрождения, который дан Богом человеку для того, чтобы он познал всю глубину своего духовного состояния. Философское творчество русского мыслителя раскрывает многие сложнейшие проблемы и дает анализ пути их возникновения и разрешения, но все же одно из главных его направлений является философия религии.        
 
 
   (1) Мишучков А.М. Проблема духовности и особенности религиозного опыта у И.А. Ильина. – Режим доступа: http: // www.credonew.ru 
 
 
 
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            
 
         Заключение 
 
      В данной работе, мы попытались дать общее представление о жизненном и творческом пути Ивана Александровича Ильина и сделали попытку найти доминанту его религиозной философии. Мы выясняли, что большинство работ  русского философа и мыслителя носят проблемный характер, что делает его труды универсальными и масштабными. В параграфе «Основы религиозной философии И.А. Ильина» мы сказали, что доминантой религиозной философии  мыслителя является «сердечное разумное созерцание». Действительно, работы  Ильина  живут его разумным сердечным отношением ко всем тем сложным вопросам, рассматриваемым им самим. О каких бы то ни было, религиозных проблемах  мыслитель не говорил – он всегда призывал нас к единению сердца и разума. Такое единение ведет к Совершенству и правильному пути.  
     
 
      Каждый, кто возьмется хотя бы чуть-чуть исследовать то великое наследие, которое оставил нам Иван Александрович – убедится в том, что оно неиссякаемо, как святой источник. Основой религиозно-нравственной концепции философа будут являться такие понятия, как: христианская культура, православный дух, религиозная и человеческая духовность, предметность, сердечное созерцание. Любой новый исследователь философских идей этого необыкновенного человека – с каждым «капком» будет обнаруживать что-то новое и интересное. Ту же самую доминанту, другой человек  охарактеризует ее по своему, но все это лишь наши предположения, так как лучше самого Ильина об этом сказать никто не может.    
     
 
      Русский мыслитель нас призывал к твердой вере и сильной молитве за нашу Русь и людей, живущих в ней. Весь парадокс в том, что его идеи не были навязчивы – они лишь «гласили правду Божию», за которую так сильно и возненавидела его большевистская, богоборческая советская власть. 
 
 
                                            
 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список использованной литературы: 
 
1) Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. – М.: Русская книга, 1993. – С. 43, 49 – 50. Далее это издание цитируется в тексте с указанием тома и страницы. 
 
2) Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. – М.: Русская книга, 1993. – C. 23, 35, 50. 
 
3) Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. Т. 1. – М.: ТОО РАРОГЪ, 1993. – С. 60 – 61, 64. 
 
4) Лисица Ю.Т. Иван Ильин и Россия / Ю.Т. Лисица // Неопубликованные фотографии и архивные материалы. – М., 1999. – С. 179. 
 
 
 
                                       Интернет-источники 
 
5) Ветошкин А.П., Гончаров С.З. Духовная актология Ивана Ильина. – Режим доступа: http: // www.delоrus.com 
 
6) Глебов Г.В. Реферат по философии: Религиозная философия Ильина. – Режим доступа: http: // www.ref.by 
 
7) Мишучков А.М. Проблема духовности и особенности религиозного опыта у И.А. Ильина. – Режим доступа: http: // www.credonew.ru 
 
 
 
                         Дополнительная литература по теме исследования 
 
8) Евлампиев И.И. Феноменология божественного и человеческого в философии Ивана Ильина. – М., 1998. 
 
9) Ильин И. А. Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве: В 2 ч. Ч. 1. –  М., 2001. 
 
10) Ильин И.А. Религиозный смысл философии. – Режим доступа: http: // www.lib.rus.ec 
 
                                                19 
 
11) Кокухин Н. Россия – не человеческая пыль…(документальный фильм об Иване Ильине) / Н. Кокухин // Русский вестник. – 1996. –  № 23 – 25. 
 
12) Кураев В.И. Ильин И.А. / В.И. Кураев // Русская философия: Словарь. –  М., 1999. 
 
13) Лосский Н.О. История русской философии. –  М.: Высшая  школа, 1991. –  с. 495-498. 
 
14) Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? / Ю.С. Пивоваров  // Вопросы философии. –  1999. –  № 6. 
 
15) Сохряков Ю.И.  И.А.Ильин  –  религиозный мыслитель и литературный критик. –  М., 2004. 
 
16) Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – В 2 т. Т. 1. Учение о Боге. – М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-петербургский государственный университет культуры и искусств

факультет искусств

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

« Религиозная философия И. А. Ильина »

  

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 23441

Щелочилина  Александра

преподаватель

Скотникова Г. В.

 

 

 

 

санкт-петербург

2013

 

 

 

 


Информация о работе Жизненный и творческий путь И.А. Ильина