Анализ оперы Верди Набукко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является сделать музыкально-теоретический, вокально-хоровой и исполнительский анализ хора «Va', pensiero» из ІІІ акта оперы Верди «Набукко».
Для написания данной работы нужно поставить определенные задач:
- изучить общие сведения о произведении и его авторах;
- сделать анализ литературного текста;
- сделать анализ средств музыкальной выразительности;
- сделать вокально-хоровой анализ;
- сделать исполнительский анализ.

Содержание работы

Введение
1. Общие сведения о произведении и его авторах
2. Анализ литературного текста
3. Анализ средств музыкальной выразительности
4. Вокально-хоровой анализ
5. Исполнительский анализ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 964.00 Кб (Скачать файл)

Для написания данной работы нужно поставить определенные задач:

- изучить общие сведения о произведении и его авторах;

- сделать анализ литературного текста;

- сделать анализ средств музыкальной выразительности;

- сделать вокально-хоровой анализ;

- сделать исполнительский анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общие сведения о произведении и его авторах

 

 «Nabucco» - опера в четырёх действиях Джузеппе Верди; либретто     Ф. Солеры.

«Va', pensiero»:

жанр произведения – хор из III акта оперы Дж. Верди «Навуходоносор» («Набукко»).

Форма произведения не может трактоваться однозначно:

  • в контексте всей оперы «Ты прекрасна, о, Родина наша» представляет собой часть контрастно составной формы;
  • как отдельный номер хор представляет собой сложную двухчастную репризную форму (сложная двухчастная с включением) с элементами развития, присущими форме рондо, где в качестве рефрена выступает основная тема.

 Первая постановка была сделана в Милане, в театре Ла Скала, 9 марта 1842 года.

Действующие лица: Набукко (баритон), Абигайль (сопрано), Захария (бас), Измаил (тенор), Фенена (меццо-сопрано).

Действие происходит в Иерусалиме в VI веке до нашей эры.

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (1813-1901) – выдающийся итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Композитором созданы более 26 опер и реквием. Лучшие оперы композитора: "Бал-маскарад", "Риголетто", "Трубадур", "Травиата". Вершина творчества – последние оперы: "Аида", "Отелло", "Фальстаф".

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество – Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный – Доницетти. В двух последних операх, «Отелло» и «Фальстаф», заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Франц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.

Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр – большая гитара!»). Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я – самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) – характерно для творчества Верди – характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Темистокле Солера (итал. Temistocle Solera, 25 декабря 1815, Феррара — 21 апреля 1878, Милан) — итальянский композитор, писатель и либреттист. Наиболее известен как автор либретто к ряду опер Верди.

Получил образование в университете Павии. Был участником Рисорджименто, некоторое время в 1840-х годах жил в эмиграции в Испании, служил импресарио в Королевском театре Мадрида. Похоронен на миланском Монументальном кладбище.

Солера был автором четырёх опер, созданных им в молодости, а также множества оперных либретто. Больше всего он известен своим сотрудничеством с Джузеппе Верди, для которого создал либретто его первой оперы «Оберто» (1839), а затем также «Набукко», «Ломбардцев в первом крестовом походе», «Жанны д’Арк» и «Аттилы». В последнем случае Верди сам обратился к Солере, неудовлетворённый либретто Франческо Пьяве. В качестве прозаика Солера находился под сильным влиянием Мандзони, его перу принадлежит роман «Микелино» (Michelino).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ литературного  текста

 

Слова «Va', pensiero» принадлежат Темистокле Солера — автору либретто «Набукко», но являются парафразом библейского псалма 136 «На реках вавилонских». Исполнители «Va', pensiero» представляют еврейских изгнанников, плачущих в вавилонском плену о потерянной родине и разрушенном Первом Храме.

Критики называли «Набукко» «драмой для хора» и даже «хоральной фреской», такое большое значение в опере играет хор. Хор пленных иудеев из «Набукко» стал в некотором смысле вторым национальным гимном Италии — именно он звучал при открытии заново отстроенного Ла Скала после Второй мировой войны, а на похоронах самого Верди и на похоронах Тосканини его пел народ.

В 1990-е годы в Италии рассматривалась идея замены излишне политизированного гимна «Fratelli d’Italia» («Братья Италии»), с 1946 года считавшегося «временным», на «Va', pensiero». Только в 2005 году песня «Fratelli d’Italia» приобрела законный статус государственного гимна. Однако до настоящего времени «Va', pensiero» продолжает считаться неофициальным гимном итальянского региона Падания и исполняется на всех мероприятиях итальянской партии «Лига Севера».

В настоящее время хор «Va, pensiero» часто повторяется по требованию публики.

Оригинальный текст/ Русский перевод:

Va, pensiero, sull' ali dorate / Лети, мысль, на золотых крыльях;

Va, ti posa sui clivi sui colli / Лети, отдыхая  на горах и холмах,

o ve olezzano te pide e molli / Где воздух  напоен теплом и нежностью,

L'aure dulci del suolo natal. / Сладостным  ароматом родной земли!

Del Giordano le rive saluta / Поприветствуй берега Иордана,

Di Sionne le torri alterrate... / Разрушенные  башни Сиона...

Oh mia patria si bella e perduta / О, прекрасная  утраченная родина!

Oh membranza si cara e fatal. / Дорогие, роковые воспоминания!

Arpa d'or dei fatidici vati / Золотая  арфа древних пророков,

Perche muta del salice pendi? / Почему, немая, ты висишь на вербе?

Le memorie del petto raccendi / Пробуди  память в сердце,

ci favella del tempo che fu! / Расскажи  о былом времени!

O simile di Solima ai fati / Пусть прозвучит  твой стон,

Traggi un suono di crudo lamento / Столь же горький, как судьба Иерусалима,

O t'ispiri il Signore un concento / Пусть  Господь внушит тебе мелодию,

che ne infondo al patire virtu. / Которая  даст нам силы страдать!

 

Теперь этот хор из третьего акта стал неофициальным национальным гимном Италии. А это – политкорректный перевод на русский:

Ты прекрасна, о, Родина наша!

Необъятны твои просторы.

Горделивы высокие горы.

И цветами покрыты луга.

Полноводны могучие реки.

Пышно в зелень одеты, кругом шумят леса.

О, родной и любимой земли краса,

Сердцу нашему ты дорога.

Шум прибоя поет тебе славу.

Ему вторят журчанье ручья,

Буйный ветер и рокот дубравы,

Шелест листьев и трель соловья.

Мать-отчизна, твои сыновья

За тебя жизнь готовы отдать.

В звучных гимнах тебя воспеваем,

О, великая наша земля!

О, родная земля!

3. Анализ средств музыкальной  выразительности

 

Открывается произведение непродолжительным оркестровым вступлением, которое между тем выполняет громадную роль в показе грозного царя Навуходоносора и трепет народа перед жестоким диктатором.

Хоровое вступление обозначено композитором сменой темпа Largo – Cantabile, которое относится также к характеру звукоизвлечения и звуковедения – певуче, протяжно.

Первая часть представляет собой простое трехчастное построение. В качестве первого эпизода выступает лейт-тема хора «Va, pensiero, sull' ali dorate …». Стоит остановиться на мелодической характеристике данного эпизода – мелодия волнообразна, что достигается сочетанием поступенного движения, скачков и ломанного и прямого движения по звукам основных трезвучий и септаккордов с их обращениями.

Мелодическая линия представлена в остаточно сложной ритмической организации – сочетание ровного и пунктирного ритма с особым видом ритмического деления – триолями.

Тема хора является ярчайшим образцом техники виртуозного пения bel canto, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, ровностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка.

Структура темы представляет собой классический малый квадратный период, состоящий из двух предложений (4+4) повторного строения. Границы предложений подчеркнуты автентической каденцией – классический вид серединного кадансирования.

Заключительная каденция периода представлена полной совершенной заключительной каденцией S – K4/6 – D7 – T в мелодическом положении основного тона.

 

 

Второй эпизод первой части является свободным построением схожим по строению с периодом единого строения (период-предложение).

Наконец, третий эпизод, повторяя второе предложение первого эпизода, представляет собой сокращенную репризу.

Таким образом, с гармонической точки зрения первая часть представляет собой модуляционное построения, так как в процессе развития музыкального материала происходит отклонение из основной тональности в тональность доминанты.

Вторая часть – представляет собой новую грань музыкального образа. Музыкальный материал второй части представляет собой гимн – восхваление красоты природы.

Открывается вторая часть хоровым tutti, излагающим музыкальным материала в условиях гомофонно-гармонической – аккордовой – фактуры. Музыкальный материал излагается в тональности доминанты Cis-Dur.

По форме вторая часть, по аналогии с первой, является простым трехчастным построением.

Первый эпизод представляет собой малый квадратный период неповторного строения – музыкальный материал второго предложения отличается от музыкального материала первого – он более сдержан с точки зрения эмоциональной подачи. Контраст нашел отражение и в динамической линии ff-pp.

Середина трехчастной формы – вносит в гимн лирический образ, что связано, прежде всего, с гармоническим отклонением в тональность одноименного минора fis-moll.

Третий эпизод второй части является включением – появление музыкального материала первой части.

В завершении произведения появляется дополнение к основному музыкальному материалу второй части.

Основная функция дополнения – кадансирования музыкального материала экспонируемого и развиваемого на протяжении двух первых частей.

По форме дополнение представляет собой свободное построение – период-предложение, включающее в себя гармонический эллипсис – длительный переход одного диссонирующего созвучия в другое диссонирующее без последующего разрешения – Т – D5/6→VI – VI – D3/4→S – S – D6/7→D – D – D7 – T (где D6/7 – секстсептаккорд – первое обращение доминантового нонаккорда.

 

В оригинальной партитуре данный эллипсис представлен сопровождающими партиямиМузыкальный материал хора представлен в двух основных видах хоровой фактуры:

  • монодической – одноголосное изложение музыкального материала, которое представлено общехоровым унисоном;
  • гомофонно-гармоническая – аккордовая фактура.

Завершается произведение выдержанным тоническим кварсекстаккордом, на фоне которого звучат триоли оркестрового сопровождения.

 

 

Информация о работе Анализ оперы Верди Набукко