Альмухаметов Газиз Салихович. Жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Многогранное творчество Газиза Салиховича Альмухаметова, певца, композитора, общественного деятеля, — одна из самых ярких страниц музыкального искусства Башкортостана. Память о выдающемся певце жива. Его имя присвоено гимназии-интернату, увековечено в названии конкурса молодых вокалистов. Долгое время после трагической гибели Газиза Альмухаметова в «сталинских» застенках его имя замалчивалось. Реабилитировали его только в 1957 году. Двадцать лет республика, новое поколение, выросшее после 38-го года, ничего не знало об одном из самых ярких представителей башкирской музыкальной культуры. Возвращался композитор, прекрасный певец из плотной пелены глухого забвения по крупицам.

Файлы: 1 файл

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 862.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

                 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

        на тему: «Альмухаметов Газиз Салихович.                                                                 Жизнь и творчество»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнено: Ахмадишина А. C.

Проверено: Усманов Я. А.

 

 

 

 

 

г. Кумертау  2013г.

 

Альмухаметов Газиз Салихович (1895—1938) 

Многогранное творчество Газиза Салиховича Альмухаметова, певца, композитора, общественного деятеля, — одна из самых ярких страниц  музыкального искусства Башкортостана. Память о выдающемся певце жива. Его имя присвоено гимназии-интернату, увековечено в названии конкурса молодых вокалистов. Долгое время после трагической гибели Газиза Альмухаметова в «сталинских» застенках его имя замалчивалось. Реабилитировали его только в 1957 году. Двадцать лет республика, новое поколение, выросшее после 38-го года, ничего не знало об одном из самых ярких представителей башкирской музыкальной культуры. Возвращался композитор, прекрасный певец из плотной пелены глухого забвения по крупицам. О Газизе Салиховиче Альмухаметове написано немного. В опубликованных материалах встречаются неточности. Это и понятно: ведь многое, связанное с его именем, было уничтожено. На радио еще в начале 60-х годов существовал «черный список», в котором был и Г. Альмухаметов. В архиве КГБ в «Деле Альмухаметова» исчезли числящиеся по списку двадцать восемь фотографий... В начале 60-х годов из Казани приезжал друг и соратник Альмухаметова музыкант Исмагил Илялов. Он привез альбомы, афиши и другие материалы, связанные с Альмухаметовым. Вместе с композитором Хусаином Ахметовым они обращались в Башкирский обком партии, ходили в министерство культуры. Нигде эти материалы, представляющие большую ценность, не были приняты. Из-за осторожности: срок реабилитации был еще невелик. Илялов тогда все отвез в Казань и сдал в архив. Самые первые материалы об Альмухаметове были написаны журналистами, литераторами Татарстана и Башкортостана. В ноябре 1968 года башкирское радио подготовило большую передачу о нашем знаменитом земляке (авторы Г. Сабитов и Р. Хайруллин). В 1973 году Башкнигоиздат выпустил очерк музыковеда Л. П. Атановой «Жизнь как песня». Особенно хочется выделить книгу «Газиз Альмухаметов и Султан Габяши в Казани» (материалы и документы), подготовленную музыковедом Ю. Исанбет (Уфа, «Каданс», 1995). Появились новые публикации о певце и композиторе, написанные историком С. Сайфуллиным. К 100-летию Альмухаметова объединение «Кино» ГТРК «Башкортостан» сняло документальный фильм «Я песней к вам возвращусь» (1994), в основу которого легли архивные материалы, воспоминания современников. В фильме звучали музыкальные произведения Альмухаметова, его голос. Автор этой статьи принимал участие в работе над фильмом как сценарист. С тех пор прошло десять лет. Появились новые факты, уточнялись старые. Удалось разыскать людей, знавших Альмухаметова, побеседовать с ними и записать их воспоминания.

В одну из самых первых встреч дочь Газиза Альмухаметова — Роза Газизовна Латыпова-Альмухаметова  — показала мне бережно хранимую старую виниловую пластинку с  записью арии Нигмата из оперы  «Эшче» и песни «Минлебикэ». Эта  пластинка была куплена двоюродным братом Газиза Салиховича — по случаю на ташкентском базаре. Он ахнул, увидев ее. На пластинке значилось: «Грампласттрест, Нарком тяжпром СССР, Ногинский завод, Исполнительный  народный  артист Башкирской республики, Н. Б. Тряслов». Не было фамилии певца — ее выскребли, очень тщательно. «Враг народа». Эта пластинка вспомнилась мне в Казани, куда мы выезжали для съемок фильма об Альмухаметове.

 В музее имени композитора Салиха Сайдашева   я увидела фотографию, на которой сразу же узнала Газиза Салиховича в окружении деятелей культуры и искусства Татарстана. Среди них — Салих Сайдашев, Султан Габяши, Файзулла Туишев, Исмагил Илялов... Рядом — точно такая же фотография, но без Альмухаметова. Вместо него зияет черное пятно.

Газиз Салихович Альмухаметов был одним из самых ярких представителей первого поколения деятелей культуры и искусства Башкортостана, на долю которых выпала и ранняя слава, и  удачи, и множество драм и трудностей, неотделимых от времени, в котором  им пришлось жить и творить.

 

 

 

Альмухаметов был не только выдающимся певцом, талантливым композитором, но и прекрасным организатором, крупным  общественным деятелем. Он много сил  и энергии вложил в становление  татарской и башкирской профессиональной музыки и исполнительства. Его неповторимый голос слушали Леонид Собинов, Ахмет-Заки Валиди, Галимзян Ибрагимов, Салих Сайдашев, Шайхзада Бабич, Александр Фадеев. За 43 года жизни он успел для своего народа сделать немало. Мечтал об открытии оперного театра, создании симфонического оркестра, своей консерватории.

Мечта об оперном театре осуществилась — 14 декабря 1938 года оперой «Прекрасная мельничиха»  торжественно был открыт новый театр  в республике. На сцене пели первые выпускники башкирской национальной студии при Московской консерватории, основанной при деятельном участии Газиза Альмухаметова. Его, который так стремился приблизить этот день, уже не было в живых. Он был расстрелян 10 июля 1938 года…

Газиз Альмухаметов родился  в селе Мурапталово Стерлитамакского кантона Мурапталовской волости (ныне — Куюргазинский район Башкортостана) глубокой осенью 1895 года. (Точная дата рождения не установлена.) Семья была большой. Мать Газиза Галима родила 20 детей  — и все сыновья. В тяжелое  голодное время выжили только шестеро. Семья бедствовала, все трудились, даже дети. Из воспоминаний односельчан: «Газиз уже с 5—6 лет начал петь. И это не было случайным — его  родители Салих и Галима хорошо пели. Их пение любили слушать жители Мурапталово  и окрестных деревень. Салих для  своего времени был грамотным, знающим  человеком и детям хотел дать хорошее воспитание». Отец умер от туберкулеза, и Газиз с 7 лет нанимается пасти  скот. Его братья тоже батрачили, в  поисках работы разъехались в  разные края. В 1909 году 14-летним подростком Газиз уезжает в поисках заработка  в Ташкент вместе со своим братом Абдрахманом. В Узбекистане Газиз летом работал на виноградниках, а зимой учился в медресе. Свою тоску и грусть по родному краю изливал в песнях. У него была отличная музыкальная память, он быстро запоминал сложные мелодии протяжных драматичных песен. Газиза стали приглашать на любительские вечера, где он исполнял башкирские и татарские народные песни. Через некоторое время он едет на первые в своей жизни гастроли. Вскоре его имя становится широко известным в мусульманском мире. Газиз объездил с концертами всю Среднюю Азию, Поволжье, Сибирь, Азербайджан. Везде имел огромный успех. ...Меня всегда удивляло, как молодому и уже знаменитому певцу, артисту, завоевавшему большую популярность, пришла в голову мысль о создании национальной оперы? Откуда истоки этой поселившейся в нем мечты? И вот я нашла статью Исмагила Илялова, друга и соратника Альмухаметова, долгие годы сотрудничавшего с ним в качестве аккомпаниатора, администратора концертов. В этой статье он рисует обстановку тех лет. «После службы в Красной Армии я приехал в Ташкент, где поступил в Народную консерваторию по классу скрипки. 1921 год. Несмотря на трудное время, здешняя культурная жизнь оживляется с каждым днем. После концертов в Самарканде в Ташкент приезжает Газиз Альмухаметов. Он рассказал об одной окрыляющей его мечте. Она зародилась в 1920 году зимой после его выступлений в Баку. Там его пригласили выступить в Азербайджанском музыкальном театре в спектакле. Тогда он и начал мечтать о национальной опере» Что за спектакль? Вероятнее всего это была музыкальная комедия У. Гаджибекова «Аршин мал алан», которая увидела свет на бакинской сцене в 1913 году и долгие годы имела колоссальный успех. Далее И. Илялов пишет о культурной жизни Ташкента. Оказывается, при ТАТИНПРОСе (Татарский институт народного просвещения) был свой клуб на 400 мест, который превратился в истинный очаг татарской культуры. Он с Газизом Альмухаметовым, Рабигой Бурнашевой, Сюембикой Хамзиной и ее мужем — пианистом Исхаком Хамзиным в осенние и зимние месяцы 1921 года давали концерты в этом клубе. «В начале 1922 года он (Газиз Альмухаметов ) переболел тифом и, выйдя из больницы, сразу же начал увлеченно писать либретто оперы, которая была у него в мечтах. Вместе с пианистом И. Хамзиным подбирали национальные мелодии. Будущий спектакль назвали «Сания» и в мае 1922 года подготовили к постановке на сцене. Зрителей было очень много, зал был переполнен». Таким образом, татарская опера начиналась в Ташкенте, в мае 1922 года. В 1923 году, уже переехав в Казань, Альмухаметов и Габяши решаются вместе писать оперу. Для гармонизации и оркестровки приглашают В. Виноградова, опытного музыканта, знающего башкирскую и татарскую народную музыку. Альмухаметов был целеустремленным человеком. Создать оперу, основанную на башкирских и татарских мелодиях и песнях, поставить ее в городе, где не было музыкального театра — это творческий подвиг. Сколько сил и энергии нужно было, чтобы объединить все имеющиеся музыкальные силы. В спектакле участвовали учащиеся музыкального техникума, поющие драматические актеры. Опера прошла с большим успехом. По содержанию и музыкальному языку «Сания» — бытовая лирическая драма, первый опыт создания оперы коллективом авторов, интернациональным по составу. Следующая опера «Эшче» («Рабочий») была создана теми же авторами в содружестве с народным поэтом Башкирии Мажитом Гафури по его одноименной поэме. Новое содержание требовало иного музыкального языка. М. Гафури, работая над оперным либретто, сделал значительные изменения в поэме «Эшче». Его герой Нигмат, замученный непосильным крестьянским трудом, попадает в поисках лучшей доли на золотые прииски, становится рабочим, долгие годы работает на заводе, но остается бедняком. Если в поэме Нигмат возвращается обратно в деревню, то в оперном либретто он становится сознательным рабочим и погибает в борьбе за свободу народа во время революционных событий 1905 года. Таким образом, опера «Эшче» внесла новую для искусства тему. В партитуру были введены темы «Интернационала» и «Марсельезы». Авторы отошли от применения пентатоники, на которой основывалась музыка «Сании», и диатонизировали музыкальный язык новой оперы. Музыковед Юлдуз Исанбет писала: «Опера «Эшче», в которой не было и намека на любовную интригу, открыла принципиально новую тему, трудную для воплощения не только в опере, но и в драме. Жизнь рабочих, эволюция и рост классового самосознания пролетариата, показ широкой панорамы трудовой деятельности простого человека (в том числе эпизоды работы на приисках и механическом заводе), классовая борьба пролетариата — все это ново и смело для оперы». Для ознакомления с жизнью и трудовой деятельностью рабочих Г. Альмухаметов, С. Габяши и М. Гафури выезжали в Златоуст, где познакомились с рабочими и обстановкой, в которой они работают.

Создание оперы «Эшче» стало крупным художественным событием начала 30-х годов, получившим широкий  общественный резонанс. Премьера состоялась на сцене Татарского государственного театра 22 и 27 февраля 1930 года. В том  же году 28 июня утром и вечером  опера была показана в Москве на Всесоюзной олимпиаде театров и  искусств народов СССР. Успеху во многом содействовал Газиз Альмухаметов, исполнявший  роль рабочего Нигмата. Спектакль был поставлен силами созданной при театре оперной труппы. Оперы «Сания» и «Эшче», безусловно, способствовали пробуждению интереса к оперному жанру в Татарии и Башкирии. Арии из этих опер постоянно звучали в многочисленных концертах Альмухаметова и стали одинаково популярны в обеих республиках. Газиз Альмухаметов много выступал с концертами, успевал записываться на пластинки, приезжал на родину — в Башкирию, где его восторженно принимали. Он записывал в сельских районах народные песни, причем всегда интересовался ее историей. В 1928 году в журнале «Яналиф» Сафа Бурхан писал: «В СССР мало кто не знает Газиза Альмухаметова. Во всех городах, где были татары и башкиры, его концерты проходят с огромным успехом. В чем причина такого успеха? Газиз тонко чувствует стиль исполнения народных песен. Он не искажает и не «окультуривает» народные песни, как делают это многие концертные певцы. Когда он поет, перед глазами встают герои старинных легенд, забываешь, что сидишь в концертном зале, что за окнами гремят трамваи и бегут автомобили. Его голос уводит мысли в синие горизонты башкирских степей, видятся высокие травы, слышится голос курая, разносящегося по степи». Наряду с башкирскими и татарскими народными песнями, Альмухаметов включал в свои программы и песни нового времени — ведь он формировался как певец в годы революции и гражданской войны. Причем искренне верил в идеалы революции. (Об этом ярко свидетельствует его выступление в Самаре на обсуждении оперы А. Эйхенвальда «Степь».) Певцу порой становилось тесно в рамках своего репертуара, и тогда он начинал создавать свои собственные песни и романсы. Творческое начало в нем было очень сильно. Под впечатлением виденного им во время поездки в Башкирию — голод, разруха, эпидемия тифа, косившая целые деревни, — он обратился к Загиде Байчуриной с просьбой описать его переживания и горестные впечатления от увиденного в родном краю. Это было в 1921 году в Ташкенте. Так появилась вокальная баллада «Зловещий ветер». Позднее композитор В. Виноградов сделал интересное фортепианное сопровождение. (В 1961 году текст баллады был написан заново башкирским поэтом Якубом Кулмыем и произведение стало называться «Башкирский джигит». (В таком виде оно исполняется в наши дни). Чутко откликаясь на жизненные события и все происходящее вокруг, он пишет песню-поэму «На смерть Маяковского» на собственные слова. Среди рукописей Альмухаметова, чудом сохранившихся, есть набросок песни «Испанская девушка-фронтовичка» (видимо, также на его слова). И песня, которую певец пел в концертах, — «Но пассаран». Своим долгом певец считал пропаганду классической музыки, произведений советских композиторов. Он хотел, чтобы эти произведения были понятны его землякам, и переводил их на башкирский язык — арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», романс Дубровского из оперы Э. Направника, романс Бородина «Для берегов отчизны дальней», балладу А. Новикова «Отъезд партизан». В его богатейшем репертуаре были узбекские, казахские, азербайджанские, персидские песни…

В 1929 году к 10-летию БАССР  Газиз Салихович в соавторстве  с Габяши и Виноградовым написал  торжественный марш «Башкортостан». Он исполнялся в правительственном  концерте для делегатов VII Всебашкирского юбилейного съезда Советов. И сам  певец вдохновенно пел на этом концерте, проходившем во Дворце труда  и искусств. На этом съезде было принято  решение о присуждении певцу  звания «Народный артист БАССР» и  приглашении Альмухаметова на работу в Башкирию. Газиз Салихович вскоре с семьей переехал в Уфу. С этого времени начинается жизнь, полная интереснейших начинаний и событий. Вскоре по ходатайству Г. Альмухаметова перед правительством Башкирии в Уфу переезжает его близкий друг, соратник, единомышленник Султан Хасанович Габяши. Вместе они сделали много хорошего. И сотрудничество с институтом национальной культуры в области сбора и записи музыкального фольклора (этот опыт они приобрели еще в Казани), и преподавание в техникуме искусств — это большая пропагандистская работа… Фрагмент статьи известного музыковеда, профессора Евгения Браудо подтверждает это: «…Башкирская народная песня, нашедшая широкое применение в национальном театре, является сейчас объектом широкого собирательства и художественной проработки в творчестве башкирских композиторов. Концерт башкирской и татарской музыки, устроенный в Большом зале консерватории, дал возможность ознакомиться с современным состоянием собирания и обработки массовой песни, отдельными отрывками из двух татарских опер «Сания» и «Эшче», а также с рядом инструментальных композиций на тему татарских и башкирских песен. Основные исполнители вечера — народный артист Башкирии Газиз Альмухаметов и молодая татарская певица Н. Рахматуллина. Народный артист Альмухаметов — крупнейший собиратель и исполнитель татарской и башкирской песни. Его художественные обработки народных песен, композиторское участие в татарской опере «Эшче» (кстати сказать, это одна из немногих советских опер, написанных на сюжет из жизни рабочих) безусловно подняло дело музыкальной культуры обеих областей. Такие обработки, как любопытная бытовая башкирская песня «Кунгур буга», являются чутким соединением массовой башкирской мелодии с оригинальным художественным оформлением. Очень ценны образцы исторических башкирских песен XVIII века о народных вождях — борцах против царского гнета» (На вечере воскресшей песни, Евгений Браудо, «Вечерняя Москва», 23 июня 1933 г.). Несмотря на успехи в исполнительстве, Альмухаметов продолжал мечтать об опере в Башкирии, о своем музыкальном театре в республике. Именно он — Газиз Салихович — убедил правительство республики в необходимости создания при Московской консерватории башкирского отделения (башкирской национальной оперной студии). Сам Альмухаметов в 1920 году занимался в Народной консерватории в Ташкенте, считая необходимым освоить музыкально-теоретические предметы, позднее консультировался в консерватории в Москве. Он достиг всего постоянным самообразованием — много читал, общался с талантливыми писателями, артистами, музыкантами. В Москве, когда Газиз Салихович пел перед аттестационной комиссией, его услышал знаменитый певец Леонид Витальевич Собинов. Он сказал Газизу: «У вас очень красивый голос, он поставлен самой природой…» Горячей, напористой целеустремленности Газиза Альмухаметова, не получившего систематического профессионального образования, но так страждущего его для других, обязаны мы, прежде всего тем, что в Башкирии появились первые профессиональные певцы, музыканты и композиторы, родился первый музыкальный театр. Где на машине, где на лошадях он исколесил всю Башкирию в поисках голосистых юношей и девушек. Именно он повез их в Москву, полураздетых, практически не знающих русского языка. После их зачисления в консерваторию сам повел в Большой театр на балет «Раймонда». «Дети, запомните этот день!» — сказал он им. Приехав домой в Уфу, сказал жене радостно: «Башкирские дети перешагнули порог консерватории». Он постоянно заботился о студийцах, об их одежде, питании, летом вывозил их с собой на концерты по Башкирии. Сохранились документы, ведомости, счета, телеграммы, свидетельствующие об интенсивной деятельности Газиза Салиховича, связанной с башкирским отделением консерватории. Здесь учились одаренные девушки и юноши, многие из которых стали певцами и композиторами. Среди них — Бану Валеева, Габдрахман Хабибуллин, Хабир Галимов, Асма Шаймуратова, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Раиф Габитов, Диана Нурмухаметова, Зайтуна Ильбаева.… И это далеко не все, некоторым помог определиться в жизни и искусстве Газиз Альмухаметов. Вспоминает Исмагил Илялов, помогавший своему другу в организационных делах национальной студии. «С чем прибыли дети из деревень в Уфу, с тем они и приехали в Москву. За исключением двух-трех городских ребят, все остальные были буквально голы: их было даже стыдно вести в консерваторию. И все же мы отбросили стыд, и повели их в консерваторию. Когда мы подошли к порогу консерватории, Газиз Альмухаметов остановил детей и сказал: «Вы счастливей нас, старших, ибо вы, дети бедных крестьян, получите знания в высшей школе музыкальной культуры. Цените это и учитесь хорошо». Состоялось прослушивание, после чего Ксения Николаевна Дорлиак, декан кафедры вокала, сказала: «Дети все музыкально неграмотны, да и общеобразовательная подготовка низка. Почему вы их привезли в Москву, миновав Уфимский музыкальный техникум?» «Нам очень важно, чтобы дети не только учились в специальном учебном заведении, но и видели замечательные театральные спектакли, слушали образцовые концерты», — ответил Альмухаметов. «Что ж, резонно, — заметила Дорлиак. — Мы вас понимаем. Только, мы обязуемся взять их образование в свои руки, но вы должны все, же привести их в человеческий вид». Вскоре была составлена специальная программа учебы в башкирской студии. О годах учебы в Москве вспоминала Бану Нургалеевна Валеева, народная артистка РСФСР и РБ, профессор УГИИ: «Я из первого выпуска башкирской студии при Московской консерватории. Газиз-агай делал все для того, чтобы мы стали профессионалами высокого уровня. Условия в общежитии были неважные, так он для нас снимал в Москве квартиру, даже позаботился, чтобы там поставили пианино. А на каникулах брал с собой на концерты, чтобы мы немного подзаработали денег и приоделись. Говорил: «Будете петь в перерыве между моими выступлениями». Поскольку в Уфе нам было негде остановиться, мы все ехали прямо на его квартиру. Там вся его семья нас с радостью принимала. Он верил в наше будущее. И сам неустанно работал над повышением своего мастерства». Среди «первых ласточек» была и Зайтуна Ильбаева. Она пела на сцене оперного театра, позднее — в филармонии. Преподавала в Уфимском училище искусств.

З. Ильбаева оставила воспоминания о Газизе Альмухаметове, фрагмент из которых мы предлагаем читателю: «Когда Газиз-агай приезжал с концертами в Уфу, я, в те годы молодая, начинающая певица, узнавала, когда и где будут его концерты. И всегда старалась послушать его. Когда уже он переехал в Уфу, мне пришлось участвовать в одних концертах с ним. Его красивый, задушевный голос мне очень нравился, его истинно народное, очень эмоциональное пение не могло не волновать. Я его любила слушать, проверяла, правильно ли я пою, и в некоторых случаях подражала ему. Например, в башкирской народной песне «Зульхизя» один из оборотов в его исполнении мне показался более красивым, и я стала в этом месте петь как он. Газиз-агай был очень симпатичным, обаятельным человеком. Мягкий от природы, он относился к людям с большим вниманием. Это был человек высокой культуры, пример для подражания. В нем не было зазнайства, которым страдали очень многие. Он был настоящим человеком. В 1932 году он уговаривал моего мужа отпустить меня на учебу в студию. Но тогда я не смогла поехать учиться. Весной 1933 года, услышав о смерти моего мужа, он встретил меня на улице Ленина и стал расспрашивать о моих дальнейших жизненных планах. Тогда я собиралась стать учительницей. Услышав это, он ни слова не сказал, взял меня за руку и повел прямо в Наркомпрос. Войдя туда, сразу заговорил: «Вот Зайтуна-ханум надумала учиться на учительницу. Если человек, окончивший музыкальное училище, имеющий голос, уходит в сторону от искусства, как мы создадим оперу?» Нарком товарищ Абубакиров присоединился к его мнению. Семена, посеянные Газизом Альмухаметовым, дали хорошие всходы». Вспоминает друг Альмухаметова Исмагил Илялов: «Мы с Газизом в течение двадцати лет жили очень дружно. Он был на редкость преданный друг, человечный и доброжелательный. Газиз был прямолинейным, никогда, но подхалимничал. Если считал порученное ему дело ненужным, говорил об этом прямо. Он никогда не преклонялся перед деньгами. Бывало, сбор с концертов был небольшой, самим не оставалось ни копейки — и тогда он говорил: «Ладно, Исмагил, зато слава останется»».

Об Альмухаметове отце, семьянине, многое рассказала его дочь Роза Газизовна. В его жизни было немало горя, утрат, нелегких жизненных испытаний. Он дважды тяжело переболел тифом — выкарабкался, к счастью, остался жив. Две его дочери умерли в младенческом возрасте. «В 1933 году умерла моя младшая сестренка, — рассказывала Роза Газизовна. — А у папы в этот день был назначен спектакль в Башкирском драматическом театре. Я сказала: «Папа, ведь Халида умерла, неужели ты сегодня пойдешь в театр?» Он ответил: «Пойми, Роза, я должен идти на работу — зритель купил билеты и ждет спектакль. Я — артист, и должен сегодня выйти на сцену, что бы ни случилось. У меня ответственная роль, я не могу подводить своих товарищей и зрителей». Какой это был спектакль, я узнала позднее. Мне помогла встреча с народной артисткой РБ Фаридой Камалетдиновой.

Информация о работе Альмухаметов Газиз Салихович. Жизнь и творчество