Альмухаметов Газиз Салихович. Жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Многогранное творчество Газиза Салиховича Альмухаметова, певца, композитора, общественного деятеля, — одна из самых ярких страниц музыкального искусства Башкортостана. Память о выдающемся певце жива. Его имя присвоено гимназии-интернату, увековечено в названии конкурса молодых вокалистов. Долгое время после трагической гибели Газиза Альмухаметова в «сталинских» застенках его имя замалчивалось. Реабилитировали его только в 1957 году. Двадцать лет республика, новое поколение, выросшее после 38-го года, ничего не знало об одном из самых ярких представителей башкирской музыкальной культуры. Возвращался композитор, прекрасный певец из плотной пелены глухого забвения по крупицам.

Файлы: 1 файл

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 862.88 Кб (Скачать файл)

На вопрос, не встречалась  ли она с Газизом Салиховичем, она сказала: «Его хорошо знает Рахима Саубанова. Она играла с ним в  «Галия-бану». В Доме актера узнала ее адрес (телефона у нее нет). В  один из июльских дней собрались к  ней вместе с Розой Газизовной, которая также очень хотела увидеться  с теми, кто знал ее отца. Быстро находим  этот дом — на улице Мингажева, поднимаемся с волнением на пятый  этаж. На наш звонок открывает дверь  маленькая седая женщина, коротко подстрижена, худенькая, живая. Они с племянницей приехали из сада и куда-то собирались уходить. Узнав в чем дело — отбросили все свои планы. К нашей радости, Рахима-апа помнила все очень хорошо. Итак, рассказывала народная артистка Башкортостана Р. Саубанова. «Это было в мае 1933 года. Мы — учащиеся театрального отделения техникума искусств — принимали участие в спектаклях башкирского театра драмы — выступали в массовках, пели в хоре, танцевали. В те годы на сцене было немало музыкальных спектаклей, шли: «Хакмар», «Башкирская свадьба»... В 1933 году я заканчивала училище. Именно в это время режиссер Макарим Магадеев решил ставить известную музыкальную пьесу «Галия-бану». Очень трогательную, а потому любимую народом в разные времена. Спектакль был в какой-то степени экспериментальный. На главную мужскую роль Халила был приглашен знаменитый певец Газиз Альмухаметов. Решено было на роль главной героини Галии-бану назначить молодую актрису. Это было очень смело — такой большой артист и начинающая актриса — выпускница техникума искусств. Газиз Салихович сам выбрал себе партнершу, мне было тогда 18 лет. Я была счастлива! Очень волновалась — первый раз в жизни пела с оркестром. У нас тогда в театре был оркестр — 40 человек, дирижировал композитор Масалим Валеев. Премьера состоялась 4 мая. Были рецензии в газетах. От этого спектакля у меня остались незабываемые впечатления. Газиз-агай так хорошо играл! А как он пел! Верхние ноты брал легко, пел — как будто дышал. Как сейчас помню — в сцене свидания он шел по мосткам, напевая песню «Цепочка от часов». В лирической сцене Газиз-агай крепко обнимал меня, помню его взгляд — внимательный и нежный, взгляд, западающий в душу. Потом Халиля играли другие артисты, но это уже было не то. Летом театр поехал на гастроли. Газиз-агай не смог поехать — был занят оперной студией в Москве и другими делами. Хочу сказать, что такого артиста и человека я за свою жизнь больше не встречала. Я никогда его не забуду — и сейчас он стоит перед моими глазами как живой. У него были европейские манеры и отличная дикция. Это был обаятельный и мужественный человек».

 

Газиз Альмухаметов во многом был первым. Он первым донес красоту  и богатство, эмоциональную силу башкирской народной песни до разных уголков большой страны. Первый народный артист Башкирии, он первым написал  работу о башкирской музыке на родном языке. В ней дается анализ состояния  музыкальной культуры и музыкального образования в республике. А сколько  ценных мыслей содержит эта книжечка, в которой всего 24 страницы. Альмухаметов мыслил по-государственному, но не всегда и не во всем он получал поддержку  руководства. Так, в своем письме от 29 июня 1934 года, адресованном первому  секретарю обкома партии Якову Борисовичу Быкину , Газиз Альмухаметов сообщает о важнейших проблемах повышения музыкальной культуры в Башкирии. В письме выделены четыре основных пункта:

1).Cоздание музыкального театра.

2).Упорядочение вопроса музыкального образования.

3).Подготовка клубных работников.

4).Вопрос издательства.

Каждый пункт обоснован. Альмухаметов пишет: «По всем вышеизложенным вопросам я несколько раз обращался  в надлежащие учреждения с докладными записками и выступал в печати, но результат всегда или незначительный, или отрицательный. Никто принципиально  не отказывается, но и никто конкретно  ничего не делает. Все оправдываются жалобами на «нищету», тогда как всем должно быть известно, что без капиталовложения нельзя построить социалистическую культуру». Ноты отчаяния звучат и в следующем фрагменте письма: «Когда я приехал в Башкирию, имел огромное желание и энергию для работы по поднятию культуры и для выполнения этой задачи оторвался даже от прямой моей исполнительской профессии. Но вышеназванные невзгоды и неудачи постоянно подкашивают мою уверенность в себе, и я начинаю побаиваться, что не выдержу и откажусь от этой работы». Вспоминает дочь Роза Газизовна: «Папу забрали в день первых выборов в Верховный Совет 12 декабря 1937 года. На следующий день он должен был выехать на гастроли в Ташкент, чемоданы были упакованы, а в Ташкенте расклеены афиши о концертах… Мы тогда жили на Коммунистической, 17, в больших деревянных домах, они назывались правительственными. Там жили Хадия Давлетшина, Даут Юлтый и другие яркие представители башкирской культуры. Помню: каждую ночь кого-нибудь забирали. Люди, которые пришли арестовать папу, удивлялись — такой знаменитый артист, а нет никакого богатства. Рояль, фисгармонию забрали сразу, потом книги, фотографии… все. У нас было много книг… Я тяжело переживала разлуку с отцом. Он меня очень любил, мы были с ним настоящими друзьями. Через некоторое время забрали и маму как жену врага народа. Она в тюрьме сильно заболела, через шесть месяцев ее выпустили — она была очень худой. Знакомые врачи выходили ее. В ее отсутствие я жила у Сабитовых — у отца и матери будущего известного композитора Наримана Сабитова. Они относились ко мне как к дочери, заботились обо мне. Я тогда была школьницей, училась в 6 классе». Приговор был приведен в исполнение в день суда — 10 июля 1938 года. Семь месяцев в тюремных застенках... О чем только не передумал Газиз Альмухаметов в эти ужасные дни! В архивах КГБ вычитала, как на вопрос: «Считаете ли себя виновным в том, что вы разжигали националистический дух народа?», артист ответил: «Я… вел вредительскую работу в области искусства. Протаскивал контрреволюционные националистические песни на концертах, которые служили воспитанию масс в националистическом духе». …«Протаскивал» в свои программы песни «Урал», «Буранбай», «Сибай».

 

Выступая на пленуме Союза  композиторов Башкирии в феврале 1962 года, поэт Муслим Марат , свидетель последних дней певца, говорил, что ему довелось услышать лебединую песнь Альмухаметова. «Он пел перед решеткой для всех заключенных — жертв этих жутких преступлений. Он пел, не страшась, что за это получит карцер. В то время, когда он исполнял песни «Урал» и «Буранбай», другие заключенные никого не подпускали к нему близко, он мог спокойно закончить песню». …Башкирская народная песня. И перед смертью он пел ее. Он даже не предполагал, что его расстреляют. Из протокола судебного заседания: «В последнем слове подсудимый просит предоставить ему возможность работать в области искусства». В 19.00 оглашен приговор, который сразу же был приведен в исполнение. На рассмотрение дела каждого подсудимого было выделено ровно 15 минут.

 

В один день с Газизом  Альмухаметовым органами НКВД были расстреляны 33 человека. Среди них :

  1. Риза Абубакиров — обком ВКП (б),
  2. Ахмет Исачурин — второй секретарь обкома ВКП (б),
  3. Абдулла Амантаев — и.о. директора БашНИИ национальной культуры,
  4. Губайдулла Давлетшин, Булат Ишемгулов — писатели,
  5. Калимуллин Тухватулла (Тухват Янаби) — редактор газеты,
  6. Макарим Магадеев — художественный руководитель Башкирского драмтеатра,

7) Валиулла Муртазин — артист этого же театра,

8) Даут Юлтыев — секретарь Союза писателей. 10 июля 1938 года была уничтожена элита башкирской культуры, науки, промышленности, народного хозяйства…..

 

 

Когда Альмухаметов томился  в тюремных застенках, он как «враг  народа» был лишен почетного  звания «Народный артист БАССР». В  памяти возникает подобный прецедент, связанный с Федором Ивановичем Шаляпиным. Постановление советского правительства о введении звания «Народный артист Советской республики» и о присвоении этого звания Федору Шаляпину было объявлено наркомом просвещения Луначарским 19 октября 1918 года в Мариинском театре перед спектаклем «Севильский цирюльник», где Шаляпин пел Дона Базилио. Постановление башкирского правительства о присвоении звания «Народный артист БАССР» Газизу Салиховичу Альмухаметову было принято 20 марта 1929 года VII Всебашкирским съездом Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов, проходившим в помещении Аксаковского дома — Дворце труда и искусств (ныне Башкирский театр оперы и балета). Постановление о присвоении почетного звания было под номером 1. Оба выдающихся певца с честью несли это звание в течение девяти лет. Оба были лишены его. Только в 1957 году, когда за отсутствием состава преступления дело в отношении Газиза Альмухаметова было прекращено, и он был посмертно реабилитирован, было принято постановление о восстановлении Альмухаметова Газиза Салиховича в звании «Народный артист БАССР».

 

По редким сохранившимся  записям на старых пластинках трудно представить во всей полноте голос  Альмухаметова. Но все равно через  толщу лет прорывается его  сильный, выразительный голос, удивительно  глубокое, проникновенное исполнение. Заслуженный артист Татарстана Усман  Альмеев    вспоминал: «В концертах он пел оперные арии — пел, как поют итальянские певцы. А как он пел народные песни! Как сегодня помню сильнейшее впечатление от его исполнения «Кунгур-буга», «Зульхизи» и других башкирских песен. Это был лирический тенор, полного звучания, с хорошими верхними нотами. Это был голос красивый и яркий, незабываемый».

Воспоминаниями о Газизе Альмухаметове поделилась с нами заслуженный работник культуры Республики Татарстан Зайнаб Шайхулловна Хайруллина: «1933 год. Студия радиокомитета Татарстана... В 11 часов, во время обеденного перерыва дается концерт для трудящихся. Поет известный певец Газиз Альмухаметов. Исполняются татарские и башкирские народные песни. В его исполнении есть совершенно незабываемая башкирская народная песня «Кунгур-буга». Молодая башкирская девушка приезжает в дом мужа. С собой в качестве приданого привела корову с теленком. Им не понравилось на новом месте, и они уходят обратно в свою деревню. Девушка идет за ними, зовет их: «хау-хау». В проникновенном исполнении Газиз-агая рождается целая картина. Возникшая в сердце мелодия льется, переполняя душу. Впечатление от песни очень сильное. В моей памяти он остался как певец, который мастерски передавал душевные переживания. Очень эмоциональный был певец». В наши дни в республике проводится конкурс молодых вокалистов имени Газиза Альмухаметова, на котором звучат романсы, песни, арии из опер. Сохранился в рукописном виде целый альбом «Репертуар народного артиста БАССР Газиза Альмухаметова», включающий в себя и собственные сочинения певца, и исполняемые им произведения……

 

 

                                                                  … а вот, собственно,  Гимназия-Интернат, имени Газиза Альмухаметова в г.Уфа

 

 


Информация о работе Альмухаметов Газиз Салихович. Жизнь и творчество