Шпаргалка по "Риторика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Риторика".

Файлы: 1 файл

179__.-_.docx

— 112.41 Кб (Скачать файл)

13.Джон Мильтон и его «Ареопагитика»

Английская  журналистика середины 17 века по своей  сути памфлетная. Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой  было установление в Соединенном  королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что  существовавшая до того времени цензура  если не была отменена, то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких-либо цензурных стеснений. Поэтому в  это время появляется огромное количество памфлетов, посвященных этой теме. 
Довольно интересные мысли высказаны в памфлете Мильтона и каждая доказывает бесполезность цензуры. “Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство”. Вот основная мысль “Ареопагитики”. Мильтон приводит массу толкований по этому поводу. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение”. Принести пользу могут только “...не принудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...”. Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Где отыскать людей, которые будут тратить своё время на подобные занятия? Никто, кроме расточителей своего времени. А если это так, то легко представить себе этих людей: “то будут люди невежественные, властные и нерадивые”. Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежественному пониманию, или даже подвергать книги уничтожению. Здесь Мильтон опирается на то, что образованный человек, умный, с высокими идеалами не будет тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать из книг какие-либо мысли. Еще один важный момент в “Ареопагитике” - неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. “Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги”. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Как уже говорилось, цензоры должны быть непогрешимыми, чтобы исполнять своё прямое назначение, однако по каким параметрам государство выбирает цензоров не очень ясно. 

14.общая характеристика печати ВФБР

1789г –  ВФБР ознам. собой выход на  полит. арену буржуазии, крах  феодализма и идеологии аристократии. Во многом она была подготовлена  эпохой Просвещения и идеологами  просветительства Вольтером, Дидро,  Руссо.

ФБР покончила  с наследием старого режима, стала  началом ряда политич. движений в  разн. странах. Ее подготовили и Англ. бурж. революция 17в, и американская война за независимость 18в. Историю  революции начин. писать люди, принимавш. в ней непосредственное участие. Горячее дыхание эпохи – в  газетах, журналах, книгах. Происходит становление политич. печати и зарождение прессы в совр. понимании этого  слова. Один из публицистов ФБР Камиль Демулен писал: «При старом режиме был  период.листок, который сообщал о  погоде. Сегодня журналисты – общественная власть. Газеты каждое утро сыплются, как  манна небесная». Важность печати была понята всеми полит. партиями. Почти  все выдающ. деятели ФБР редактировали  газеты.: Мирабо, Демулен, Робеспьер, Марешаль, Марат, Бабёф и др. Лит-ры XIXв братья Гонкуры писали, что «журналистика  вышла из недр революции во всеоружии  и, едва родившись, стала ареной великих  сражений».

Уже во втор. пол. 18в. Во Фр. наблюд. оживление периодич.печати. Газеты продавались на улице, имелись  в большинстве кафе (1800 кафе), в  лавках набережных  ит.д. Число выходящих  брошюр б.огромно. И 1789г для жур-ки  - начало новой эры, колыбель политич. печати. Роль книг кончилась.  Пришла очередь  газет. Так говорили современники.

Полит. наступление  на власть нач. Бриссо 16 марта 1789 г. напечат. проспект одной из перв. революц. газет «Французский патриот».

1 апреля –  второй проспект этой газеты, где Бриссо сообщал, что она  начнет выходить в апреле 4 р/нед.  Указывалась и подписн. цена. Бриссо  став. перед собой задачи подготовки  революции с пом. газеты и   в обращении к читателю наз.  свою г-ту политической, свободной  и независимой.

Почти одновременно с «Фр. Патриотом» и без  предварит. разр-я выходит «Газета Генеральных  Штатов».

Если во 1789г  во всем королевстве было 60 пер. изданий, то с 14 июля 1789г  по 10 августа 1792г  существовало 500 газет. И это не было следствием технич. революции. Новая  полиграф. техника появится лишь в 1815 году. Пока во Фр. эпоха персонального  журнализма.

За 24 часа вручную  можно было напечатать 3 тыс. экз. газеты (максимальный тираж). Бумага б. низкого  кач-ва. Многочисл. дефекты сказались  на качестве печати.  И тем не менее, газеты необычайно популярны.

До 1789 г  реклама  – в зачаточном состоянии. Бриссо во «Фр. Патриоте» помещ. частн. объявления. Демулен начал всякого рода анонсы. Больше всего такого рода объявлений было в ежедневно. газете «Парижская хроника». Производство газет было дорогим, но рентабельным.

В перв. годы революции появ. вечерние газеты,Поначалу монархия не обращала вним-я на печать как на средство классов. борьбы. Но падение Бастилии ускорило появление роялистских газет. Первой была «Газета Национальной Политики», Одной из значительных была г-та «Друг короля»: На белой бумаге позволено печатать только правительственные акты.

Рост числа  г-т рев. направленности продолжался. В нач. 1791г  в  Париже появ. издание  «Папаша Дюшен», к-рую издавал  Эбер. Ее язык был приближен к языку низов.

Свержение монархии привело к исчезновению роялистской  печати.

 

 

15.Публицисты ВФБР

Камиль Демулен, публицист  и журналист

Когда Демулен  был арестован в 1794г по обвинению  в подрывной деятельности против республиканского строя, он писал из тюрьмы: «Мое оправдание заключается  в 8 томах моих сочинений». Он был  казнен 5 апреля 1794 года. В строю франц. революционеров Демулен заним. особ. место. Д. писал талантливо и живо. У него много живых образов, метких характеристик. Его памфлет «Свобод. Фр» разошелся в огром.кол-ве экз. Собрав все отзывы на него, Д. решил  дать ответ критикам и написал  памфлет «Речь фонаря». Напис. в  фантастич. форме. Фонарь обращается к  патриотам, излагая политич. взгляды  автора. Республика там представлена как Золотой век человеч-ва. Памфлет  вышел анонимно. Демулен мечтает  о собственной газете в это  время, но у него нет средств. Свою г-ту  «Революции Франции и Брабанта»  С 3-го номера на обложке появ.рисунок, почти всегда сатирич. Коллекция  всех номеров г-ты насчит. 9 томов. Г-та обращалась к самой широкой публике.

5 дек. 1793г  в П. вых. «Старый Кордельер»  Эпиграф газеты «Жить свободно  или умереть». второй номер –  65 тысяч экз. Демулен ставил  под сомнение всю систему террора  и само революционное правительство.  Этот номер буквально рвали  из рук. Г-ту читали с трубун. В №4 Демулен призыв. к милосердию. Итогом  обсуждения всех номеров  «Старого Кордельера» в якобинском  клубе стало исключение Демулена  из членов. Позже Д. и его  жена были казнены как дантонисты.

 

Публицистика Жана-Поля Марата

Первое политич. произведение – «Цепи рабства» 1774г. На англ. яз. в Лондоне.

В его творчестве явно чувствуется влияние Руссо, Дидро , Вольтера. Его статьи очень  напоминают выступления оратора. В  нач. 1789г анонимно издает брошюру  «Дар отечеству». Затем также анонимно в виде брошюры публикует «Дополнение  к Дару отечества». Критикует феодально-абсолютистский строй и его учреждения.

С января по март 1790г. Марат живет в Лондоне  в эмиграции. Он возвращается в мае  и возобновляет издание своей  газеты. «Друг народа» - газета, которая  действительно обращалась к самым  широким слоям читательской аудитории. Марат на раз выст. за свободу  песати. Счит, что она гарантирует  успех революции. Его материалы  были острыми, критичными. Враги ненавидели, но при этом признавали талант. Он трагич. погиб

16.политика Наполеона в области печати

Когда Н. ст-ся Перв.консулом в 1800 г, он изд. особ. консульск.указ о запрещении боль-ва полит.г-т.  Наполеон всяч.пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания ФБР. Даже слово «революция»  запрещено употреблять.Фамилии деятелей тоже запр. – ДантОН, Марат, Робеспьер. Чт. контролировать толит.печать, Н. созд. при мин-ве полиции Бюро печати -> Бюро общ-го настр-я, тем самым передавая  печать в ведение полиции. Статьи полит-го хар-ра обяз-но  цензурировались, Н. понимал, что слово «цензура»  после ФБР употреблять опасно, и гов, что для него цензура  – слово бранное. Но он созд. сис-му строжайш. цензуры. Если неугод.г-ту не б. возм-ти закрыть по полит.мотивам, исп-сь экономич-е приемы. Себестоимость  г-ты резко возрастает, и мн.печат.органы сами закрываются. Нелюбовь Н. к рев-ной  лексике выр.в том, что он переименовывал г-ты. «Газету дебатов» («Журналь де деба») – в «Журналь де Эмпайер» (г-ту империи). Н. вынужд.г-ты продавать  часть св.капитала и через подставных фигур устраивал так, что бОльш.часть  капитала оказ.в руках лояльн.ему  владельцев.

Н.строго след. за тем, чт. его политика осв-сь только сположит. т.зр., не упуск. из виду он и  контрпропаганду. Массир. проп-да идеи борьбы с внеш.врагом, а в заруб. изд-я проталкивались статьи, восхв-е  политику Н.

Привонц. полит.г-ты б. по сути копиями столичных, самост. полит. инф-и не д.б. появ-ся. Содержание г-ты:

- 1 стр. новости  (зарубеж., внутр-е)

- Редакционные  статьи

- о лит-ре, иск-ве

-  посл. стр  – платн. объявления

Даже искусствоведч.статьи д.б. соотв-вать вкусу Н.

Средства, к-рыми Н.управлял полит.прессой:

1. Экономич.давление. Залог, гербов.сбор, цены на бумагу увеличились. Негос-е г-ты лишены дотаций. Часть капитала перед-ся лояльн.людям.

2. Проблема юридич.обоснования – б.трудно юрид. оформить нов. изд-е.

3. Задержка новостей, искажение, умалчивание. Внедрение в прессу Фр. и др. стран хвалеб.для Н.статей.

4. Дозирование инф-и.

Отношение Н. к печати изменится на противоп-е  во вр. его 100-дневн. правления.

Н. превр.прессу в совершенно свобод.гос-й институт. Его критикуют в боль-ве Фр. г-т  и ж-лов, но он не меняет св. либеральн.политики по отн-ю к прессе. Опыт оч. важн. в  истор.жур-ки. По сути Н. созд. наст-ю  машину

 

17. история французской  прессы в период Июльской монархии (1830-1848)

Июльская  революция 1830 г. знаменовала собой  победу буржуазии над дворянством. Монархия, испытывавшая острую финансовую нужду, находилась в сильнейшей финансо¬вой  зависимости от этой верхушки буржуазии, и сам король Луи-Филипп. очень скоро сделался постоянным персонажем газетных карикатур и анекдотов, появляясь то в образе разжиревшего буржуа, то в облике глупого и толстого карнавального быка. Реакцией правительства был резкий поворот в сторону репрессивных мер. Если через неделю после Июльского восстания были освобождены журналисты, осужденные ранее за «политические преступления в печати», то еще через два месяца, в ноябре 1830 г. вышел закон,

Однако к  этому времени рост числа газет  и их тиража, вызванный революционным  подъемом, уже успел вселить в  журналистов веру в свои силы. Всего  при Июльской монархии выходило около 700 газет и журна¬лов - вдвое больше, чем при Реставрации, а их тираж  вырос более чем на треть. Они  довольно резко выступали против действий правительства и тут  же становились жертвами репрессивных законов.

 

18. реформа Жирардена

пресса нуждалась  в реформе финансовая Эмиль де Жирарден В основе его плана лежал расчет. Газета приносит убытки, потому что расходы на каждый ее экземпляр превышают его розничную цену. Надо превратить газету в такое предприятие, которое, увеличивая объем продукции, снижало бы ее себестоимость. Из своего издательского опыта Жирарден уже знал, что число способных и желающих читать газету значительно превышает число способных купить ее. Снизив цену на подписку, можно расширить круг читателей и следовательно увеличить тираж. Однако тот же опыт показывал, что увеличение тиража в настоящих условиях может быть лишь ограниченным и пока не в состоянии покрыть всех издержек на издание газеты. Самой крупной статьей расходов был налог, так называемый гербовый сбор, составлявший более их половины. Поэтому, представляя в 1831 г. свой план главе правительства Казимиру Перье, Жирарден включил в него пункт об отмене налогов на газеты. На первый взгляд его просьба выглядела наивной: слишком хорошо было известно, в каких отношениях находились правительство и печать, и трудно было ожидать, что правительство захочет облегчить положение газет, столь яростно его атаковавших. Однако Жирарден и здесь предложил свое успокоительное объяснение: правительству не следует опасаться появления новых газет, так как чем их будет больше, тем меньше будет влияние каждой из них в отдельности, ибо они нейтрализуют друг друга в конкурентной борьбе. Этот его довод не показался Перье убедительным, и Жирарден находит другой выход: часть расходов должна быть покрыта прибылью от платных объявлений. Помещение в газете таких объявлений практиковалось уже давно, но, чтобы плата за них была достаточной надо было заинтересовать клиентов более широкой аудиторией. А исходной точкой реформы Жирардена было увеличение тиража за счет снижения цены за подписку на газету. Так оформлялась идея «дешевой газеты».

19. французская пресса  между двумя республиками (1848-1870)

Из тюрем  выпустили журналистов, сидящих  за преступления в обл.печати. Отм-сь залог и гербов. сбор. В св. с  этим, нач. бурн. рост числи газет  разн. полит. напр-й. В Париже более 200 г-т в теч.неск. недель. Продолжали выходить и прежние г-ты, некотор. из них даже повыс.тираж.

Ср. г-т, порожденных  ферв.рев-ей, наиб.заметными были: «Врэ РепюблИК», «репрезентан дю Пепль», «Амии  дю пепль» («Друг народа»). В это  вр. мн. г-ты наз-ся именами изданий  времен ФБР. Наиб. часто встр-ся слово  «народ», однако бедняки так и  не дождались от рев-ции исп-я  св. надежд. В июне Париж вновь  на барракадах, но их защитники б. расстреляны. У власти – Кавеньяк, его кровав прав-во попыт-сь уничтожить все завоевания рев-ции.Б. распущ. все полит. клубы,запрещены  стачки и кассы взаимопомощи. В  июле 48-го б. объявл. осадное положение, в Париже б. закрыты 11 газет. Одна из них выйдет в посл.раз в траурн.рамке. В ней б. сказ,что право голоса во Фр. имеют только богачи.

Прин-ся ряд  законов, к-рые увелич. гербов. сбор, расширяют список наказуемых действий печати, огранич-ют расп-е г-т.14 янв. 1852 г приним нов. Констинуция, к-рая знамен. очередн. переворот, рез-том стала Вторая Империя. У власти Наполеон III. Вновь возр. закон о предварит-м разреш-и. Необх. получ. право на публ-ю мат-в о политике. Почти запр. публ. о засед-х пр-ва и парламента. Печать передана МВД.Это сделало невозможным сущ-е демокр.печати.В это вр.широко предст. пресса полусветского, развлек-го хар-ра.

В 55-м г. появл. перв. международ Фр. телег. линия Кале-Дувр. С 1860 г – трансатлантич.линия  с США.Вскоре ред-и г-т смогли использовать телеграф для сроч. связи с нац. собр-ем, биржей, инф-ми агентами. В 1846г  – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике  печати.

 

20. 21. факторы, способствовавшие появлению  массовой газеты во Франции.  Мийо и его газета «Пти журналь»

Политические деятели и организации в провинции, усвоив какую поддержку им может оказать местная печать, сами стали организовывать систему прямых и косвенных субсидий газетам, которые заметно перестают играть роль дублеров своих парижских сестер. Этому процессу все больше способствует и техническое развитие средств связи — телеграфа, почты, дорожных коммуникаций. Многие политические партии со штаб-квартирами в Париже уже имеют свои отделения в провинции. Чтобы обеспечить определенную степень единства своих редакций они по примеру информационных агентств создают корреспондентскую сеть, задача которой поставлять «своим» газетам единую информацию. Промышленная революция, технический прогресс, многочисленные усовершенствования процесса печати, сокращение производственных издержек, увеличение скорости распространения информации и др. выводят газетное предприятие на качественно новый уровень: наконец складываются условия, способствующие индустриализации печати. Кроме того, появляется и по-настоящему массовый читатель, люди получают обязательное образование.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторика"