Шпаргалка по "Лексикологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 16:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Лексикология".

Файлы: 1 файл

Shpory_po_leksikologii-1528.docx

— 135.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Словопроизводство

Словообразование- образование нов слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем, а так же основ данного  языка в разных комбинациях по определенным моделям, включающим правила  чередования звуков, определяющих тот  или иной тип соединения. Деривационная  основа- та часть, кот применяется  правило словообразования. Делятся  на простые корневые, производные, сложные(birthday), сложнопроизводные(warmhearted). Свободные  основы- основы, которые образуют слова  без аффиксов. Связанные- основа не встречается отдельно(possible, probable). Модель деривации- структура с четкими правилами, по кот определенные словообразовательные аффиксы соединяются с основой и образуют нов слово.(adj+n+suff(ed)=warmhearted). Деривационная модель м. показать принадлежность данного слова к опред чр.  V+er=writer, n+er=Londoner, adj+er=reddish, n+ish=childish, n+es=waters, n+ful=mouthful(нечто полное чего-то). Перед тем как обратиться к данной проблеме, необходимо проанализировать вопрос о составляющих слова. Слова могут разделяться на составные, более мелкие единицы, называемые морфемами. Морфемы не употребляются сами по себе; они употребляются только в составе слова. Однако они могут обладать собственным значением. Морфемы разделяются на корни и аффиксы. Аффиксы подразделяются на префиксы (приставки) и суффиксы. Примерами префиксов являются следующие: reread, mispronounce, unwell. Суффиксы:teacher, curable, dictate. Слова, состоящие из корня и аффикса (или нескольких аффиксов),называются производными словами. Процесс их производства называется аффиксацией (или деривацией). Производные слова довольно многочисленны в английском языке. В нем также существует тип корневых слов, структура которых состоит из корня. В данный тип входят слова из оригинального состава английского языка или ранних заимствований (house, room, book, work, port, street, table etc.). В современном английском языке данный пласт лексики был значительно увеличен с помощью словообразовательного процесса,который носит название «конверсия». Другой пласт лексики составляют сложные слова, состоящие из двух и более корней, например, dining-room, bluebell, mother-in-law. Данные слова появляются посредством процесса, называемого «словосложение». Слова типа flu, pram, lab, fan, MP, V-Day, H-bomb называются сокращениями и образованы при помощи словообразовательного процесса «сокращение».Данные типы слов (корневые слова, производные слова и сокращения)     представляют    собой   основные    структурные        типы лексического состава английского языка. Конверсия, деривация и сокращение        являются    наиболее    продуктивными        способами словообразования в современном английском языке.

 

  1. Словосложение, критерии отграничения сложных слов от словосочетаний

Образование нов слов, идентификация сложного слова и цельнооформленной. Сложное слово- лексич ед-ца, образованная из 2х или более основ путем сложения и выделяемая в потоке речи на основании своей цельнооформленности. Мешков делит цельнооформленность на внутр и внеш. Внутр- судить о цельнооформленности отдельного слова. Внеш- позволяют выделить слово в потоке речи. Цельнооформленность(спаянность) м. зависеть от семантических, графических, морфологических и фонетических факторов. 1. Выделяется ц-ть на фонетич-м уровне и наличие единого ударения. 2. Орфографический уровень- слитность написания/через дефис. 3. Морфологический – в сложных словах объединяются морфологически-неоформленные основы(a 5 year old boy). 4. Семантический- значение сложных слов часто не является простой суммой значений частей этого слова(man-of-war корабль военный). Внеш- слова определяются своими законами. Порядок следования м.б совершенно разным(man-made made by man). Классификация сложных слов: 1. Слова, образованные соположением основ(birthday, anyhow). 2. Сложные слова в кот основы знаменательных слов связаны согласной или гласной(handicraft, tradesman). 3.соединение предлогом или другим служебным словом(up-to-date, mother-in-law). 4. Сложносокращенные слова(J-man-government). 5. Сложнопроизводные слова(first-nighter- тот кто на премьеры ходит).Классификация по чр: Сложные сущ-е:1. N+N(hometask, birthday). 2. Adj+N(goodwill). 3. V+N (worksman). 4.Adj+N(bypath).5. Adv+V(downfall гибель). 6.N+Adv(passerby). Сложные прилаг: 1. N+A(worldwide). 2.N+PI(pieceloving). 3.N+PII(sunburned). 4. Adv+PI(hardworking). 5.Adv+PII(well-known). 6.A+N(pale-green). Сложные глаголы: 1. Adv+V(outlive). 2.N+N( handcuff- одеть наручники). 3. N+V(waylay-подстерегать). 4. Adj+V(whitewash-белить). С точки зрения этимологии делятся на однородные слова, т.е основы чисто английские или заимствованные(homeland). Семантические отношения м/у элементами м.б разными(butterfly, butterfingers, butterball, buttermilk). Словосложение- один из самых дрених способов обогащения словаря, но и продуктивный. Многие сложные слоа  результате спайки претерпели редукцию, т.е стали простыми=>опр`ощение. Daisy(день+глаз)- маргаритка, lord(hlaf+ weard, хлеб+хранитель), hobo – сезонный рабочий(holl+boy). Словосложение образовалось из словосочетания, при постепенном изменении значения. Форма отстает от содержания. Элементы словосочетания объединяются и образуют слово и изменяют ударение. Ломка поста- breakfast. Darkroom- фотолаборатория и dark room. Сложные слова дают образования по моделям. Earthquake, starquake, ironmongo(торговец). В современном англ яз-е много неологизмов, образованных по типу сложения. Многие сложные слова в совеем развитии приближаются к дериватам( производное слово), когда 1 слово как отдельное обладает широкой сочетаемостью с другими словами, становится вторым элементом=> hood, ship, full. Man- полу-аффикс. Kissproof-помада не оставляющая следа. Проблема образования stand up: 1.преффикс+основа глагола. 2.фразеология. 3.составные глаголы- словосочетание или особая категория слов или слож слово. Если 2 слово сочетания- послелог, все образование составной глагол. Cary, give, hold + out, off, about. Общее значение не складывается из суммы. Раздельное написание, самостоят ударение, возможность сочетания второго элемента с каким-то другим словом- послелог- самостоятельное слово. Соединяясь с глагольной осноой послелоги м: уточнить направление движения(run away), изменить видовую хар-ку глагола(sing away-распевать), изменить значение( bring up, bring to- привести в чувства, fall off-ссориться). Послелоги омонимичны предлогам и наречиям. He came out. После предлогов идет дополнение, а после послелогов необязательно. Послелог не является самостоятельным членом предложения, не может выражать признаки действия. Составные глаголы принадлежат к разговорной речи, часто имеют синонимичные глаголы. To fall out= to quarrel, to pick out=to choose, to make up=to reconcile(мириться). Преимущественно путем простого соположения основ образуются сложные слова. Слова с соединит-й гласной редко в англ яз-е. Сильно развито словосложение у сущ-х, слабо- у глаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конверсия

Такой тип словообразования, когда  от 1 чр образуется другая без изменения  во внешней форме( water-to water). Иметь виду начальные формы слова: сущ-общий падеж ед.ч. глаг-инфинитив. К. характерна для англ, так как нет морфологических флексий. Продуктивный способ словообразования. Это синтаксический способ словообр-я, но не только, если связана с различиями в парадигме, то морфолого-синтаксич. способ. Меняется и значение производного слова, т.е семантические процессы( to tree-загнать кого-то на дерево).Лингвистический критерий: нестандартный глагол не м.б. производным, он всегда производящий. Существительное с именным суффиксом тоже не м.б. производным. Семантический критерий: производящее сущ-е обладает большим объемом значений, чем производный глагол. Конверсиные отношения м. возникать в цепочках, насчитывающих от 2 до 6 слов(конверсия перех/неперех глаг включается). 1. Двучленные цепочки V(transitive-перех)>N rescue 2.трехчленные V(tr)>V(intansative)>N mistake 3. 4хчленная V(tr)>V(i)>Adj>N trim(подрезать-приспасабливаться-аккуратный-порядок). 4. 5тичленная Adj>Adv>N>V(tr)>V(i) right(прямой-прямо-право-выпрямлять-выпрямляться). 5. 6тичленная Adj>N>Adv>Preposition>V(tr)>V(i) round(круглый-круг-кругом-вокруг-округлять-округляться). 10 типов конверсии: 1. N>V. 2. Adj>V . 3.V>N. 4.Adj>N. 5. N>Adj. 6. Adv>N. 7.Adv>Adj. 8.V>Adj. 9.V>Adv. 10. Pronoun>V.  N>V (bag-to bag, end-to end): орудие>использование(whip-to whip), лицо>Ф-ции(police-to police), животное> охотиться(to fish)+действовать как животное(to wolf), место>поместить туда(to pocket), предмет> удалить(to stone-вынимать кость из персика). V>N: 1. Действие или случай, выраженное глаголом(to fall-fall). 2. Агент действия(to help>help). 3.результат действия(catch-улов). 4. Место действия(damp-помойка). 5.лицо, по отношению к которому совершается действие(vaccinate-привитый). Adj>N(субстантивация): 1.ive, al обознач людей, предметы как в ед так и в мн.ч.(commercial-реклама). 2.предметы одежды мн.ч( casual clothes-casual). 3.без суффикса и обознач людей с определенным артиклем(the rich). 4. Люди в мн.ч( impressionists). 5. Корневые прилаг обознач те предметы, которыми определяется существ-е(silver dishes>silvers). Продуктивная модель. Adj>V. (только корневые прилаг). Dull-to dull. Stone-wall-это прилаг-е, образованные по конверсии или это атрибутивная группа, где в качестве определения стоит сущ-е. Дисскусионная проблема, факт конверсии признают, но некоторые признают его единичным, а другие универсальным. Мы не соглашаемся с Есперсоном, кото утверждает, что stone- прилаг или какое-то слово оч близкое к прилаг, так как док-а не явл-ся языковыми. Свит: stone-сущ, кот выступает в специфической синтаксич ф-ции.Его поддерживают Ярцева, Гольперин и др. Смирницкий считает конверсию средством слоообразования с изменениями  парадигме, но не учитывается синтаксич-я сочетаемость  в анг.яз.Парадигма меняется при любом словообразовательном способе(paper-papers). Некоторые считают К. бессуфиксным словообраз-м. Наши лингвисты рассматривают К. как морфолого-лексико-синтаксический способ образования. Но не путать с исторически сложившимися( окончания отпали) love-to love –не конверсия!!

 

  1. Аффиксация, классификации аффиксов

В английском языке, как и в русском, широко используется аффиксация - образование  новых слов от основ существующих слов при помощи суффиксов и префиксов. Знание значений суффиксов и префиксов  помогает определить значение незнакомых слов, образованных при их помощи от знакомых слов.Суффиксы -er, -or используются для образования от глагольных основ существительных, обозначающих профессию или свойственое данному лицу действие.to work работать - worker рабочий; to sleep спать - sleeper соня; Префикс re- используется для образования от глагольных основ новых слов, имеющих значение повторности действия или совершения его заново.to read читать - to reread перечитать;to do делать - to redo переделать. -ion (также -tion, -ation, -sion) - суффикс существительного. С помощью этого суффикса от основы глагола образуются существительные, обозначающие:1.действие или процесс: preparation подготовка, приготовление, discussion обсуждение, дискуссия; 2.состояние или качество: attention внимание; 3.конкретный результат действия: translation перевод. -al, -ful, -y - суффиксы, при помощи которых образуются прилагательные. -al служит для образования относительных прилагательных от основ существительных: national национальный. -ful служит для образования прилагательных от основ существительных, а также от некоторых глагольных основ со значением "обладающий (в полной мере) качеством", выраженным основой: beautiful красивый, прекрасный, awful ужасный, wonderful замечательный. -y служит для образования прилагательных от основ существительных со значением "имеющий качество того, что обозначено основой": rainy дождливый, sunny солнечный. -ly - суффикс наречий. С его помощью образуются качественные наречия от основ прилагательных, сохраняя в большинстве случаев значение прилагательного: usually обычно, easily легко, badly плохо. С помощью суффикса -ing образуются от глагольных основ существительные, обозначающие: 1.процесс или действие: swimming плавание,teaching обучение; 2.конкретный результат действия: writing произведение. Отрицательный префикс un- может соединяться с прилагательными, причастиями, глаголами и, реже, с существительными: 1.при соединении с прилагательными и причастиями префикс un- придает им отрицательное значение: unpleasant неприятный, unlucky неудачный, unpublished неопубликованный; 2.при соединении с глагольными основами образуются глаголы со значением действия или противоположного выраженному основой: unmake разрушать, уничтожать (сделанное). По положению относительно корня аффиксы делятся на: префиксы, или приставки; постфиксы(после корня);инфиксы, помещаемые в середину корня (ср. англ. sta n d ‘стоять’ при stood ‘стоял’); интерфиксы помещаемые между двумя корнями; трансфиксы, «разрывающие» корень. Функциональная классификация аффиксов предполагает их деление на словообразовательные, служащие образованию производных слов, и формообразующие, служащие образованию форм одного слова, причем нередко эти последние делят, в свою очередь, на флективные (служащие словоизменению, образованию форм одного склонения или спряжения) и собственно формообразующие (формообразовательные), часто занимающие позицию между корнем и флексией. Классификация аффиксов в этом отношении может строиться либо как чисто функциональная (на деривационные, реляционные и деривационно-реляционные), либо:а)структурные аффиксы, выполняющие функцию транспозиции форм из одного класса в другой, например из одной части речи в другую;б)экспрессивные, или эмоционально окрашенные (ср. уменьшительные, уничижительные);в)категоризующие аффиксы, или маркеры, относящие построенную с их участием форму к определённой категории слов, например к части речи или её подклассам, и опознающие ту или иную грамматическую или деривационную категорию;г)вещественно-таксономические аффиксы, выполняющие семантическую функцию отнесения формы к определённому лексико-семантическому разряду. В ряде современных зарубежных концепций аффикс рассматривается как «вершина» структуры слова, определяющая его главные синтаксические и категориальные характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сокращение слов и словосочетаний

Сокращение  – отсечение части основы, которая  либо совпадает со словом, либо представляет собой словосочетание, объединенное общим смыслом. Сокращения принято  подразделять на лексические и графические. К лексическим относят усеченные слова (clipped or stump words) и акронимы (initial words, or acronyms). Сокращаться могут любые фрагменты слова независимо от морфемных границ: doc < doctor; phone < telephone. Чаще всего встречаются конечные усечения типа exam, doc, gym (из examination, doctor, gymnasium соответственно). Начальные усечения – plane, phone (из airplane, telephone); конечно-начальные – frig или flu (из refrigerator, influenza). Возможны орфографические изменения (mike < microphone). Процесс словообразования может осложняться, напр., субстантивацией, если сокращаемое слово входило в словосочетание. Напр., усечение слова zoological в сочетании zoological garden при дальнейшей субстантивации привело к появлению слова zoo.

Акронимы  образуются из начальных букв слов, входящих в словосочетание, объединенное общим смыслом (ВВС < British Broadcasting Corporation; USA < United States of America). Сокращение каждого  из слов происходит за счет конечного  усечения. + Полусокращения – комбинации акронима одного члена словосочетания с полной основой другого (A-bomb < atomic bomb; V-day < Victory day).

Графические сокращения – употребляются для  обозначения мер, единиц или величин (km, mph, Mr.). В устной речи воспроизводятся  полностью. + Графические сокращения латинских слов, в речи воспроизводимые по-английски: i.e. (лат. id est, англ. that is); e.g. (лат. exempli gratia, англ. for example) и т.д.

Стяжение(контоминация)вставочное словообразование, телескопия) – словообразовательной единицей является не основа, а ее произвольный фрагмент (иногда совпадающий с основой по объему). Такой фрагмент не существует в языке, а появляется только в момент создания слова, что объясняет и отсутствие единой модели в словослиянии. Основные приемы, используемые при словослиянии, сводятся к двум – соединению (амальгамированию) фрагментов основ и собственно слиянию (фузии) фрагментов. При амальгамировании исходные фрагменты не имеют общих членов в звуковом составе (Euroshima < Europe + Hiroshima). При фузии такие общие члены есть (motel < motorist + hotel). Остатки морфем могут легко опознаваться в слитке, он морфологически не членим и представляет собой простое слово. Переход фрагмента в статус аффикса – напр., -holic, получивший значение «addict» в словах bookaholic, workaholic, computerholic, etc. Реверсия-Нелинейность реверсии, или обратного словообразования, выражается в регулярно¬сти модели. Реверсия укорачивает основу, отсекая то, что представляется суффиксом. Большую роль здесь играет аналогия — восполнение якобы недостающего члена некой пары. Так, в ряду аналогичных суффиксальных образований типа write — writer; появляется новая пара burgle — burglar. Процесс словообразования в этой паре идет в обратном направлении: от основы burglar отсекается элемент, осознава¬емый как суффикс, и появляется глагол burgle, по аналогии с другими па¬рами ряда (реверсию подтверждает и наличие выражения с тем же значени¬ем: commit burglary). Иногда «аффикс» отсекается от второй основы слож¬ного слова, как в baby-sit из baby-sitting. Дей¬ствие ложной аналогии ясно видно на примере образования глагола lase, где отсекаемый «аффикс» - часть аббревиатуры laser (light amplification of stimulated emission of radiation). В результате реверсии появля¬ется производное слово, т.к. в данном процессе словообразования используется одна основа, а общая модель этого способа «основа — "квази-аффикс"».Ударение:Import=impOrt,condUct-cOndact,permIt-pErmit/Чередование-изменение фонет-состава song sing men man house house

Информация о работе Шпаргалка по "Лексикологии"