Шпаргалка по "Лексикологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 16:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Лексикология".

Файлы: 1 файл

Shpory_po_leksikologii-1528.docx

— 135.77 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет Лексикологии. Место лексикологии в ряду наук

Л.-раздел языко-я,кот изучает слов.состав яз-а.Лексика-сов-ть слов,либо полный с.запас языка,либо его часть.Фонетика и грамматика тоже изучают слово,но Ф.звук.сторону,грамм.формы и способы образ-я слов.Рассмотрение сл.состава сая как системы имеет собств.цели и задачи:1.Изуч-е и сист-е описание словаря яз-а.2.Его происхождение разв-е и совр.использ-е.Л.занимаетс словами а также словосочет-ми слов,фразеолог-ей и морфемами.Л.в большей части обращ-т внимание на знаменат.слова.Облщая Л.изучает словарь з-а вообще, частная-словарь опред.яз-а.2 подхода к изуч-ю яз-а:синхронич,диахронич(история,развитие).Слов.состав из-ся вместе с обществ изм-ми.НЕ весь сл.состав изм-ся равномерно,основной словарный фонд изм.медленно,а все состальное чрезвычайно изменчиво по 3 линиям:1.пополнение сл.состава путем образ-я новых слов и заимств-я.2.выпадение из сл.состава уст.слов.3.изм-е знач-я отд.слов и выраж-й.Л-это социолингв-я наука целью её явл-ся тематическое описание словаря совр.яз.,описание слов,составл-х их морфем и различ.типы словосочет.Л:словообраз-е,семасиолог-я,ономасиолог-я,этимология,фразеолог-я

 

  1. Слово – основная единица яз-а. Системность лексики.

Определение слова. Должно отражать специфику слова, давать четкие критерии отграничения от других языковых единиц.

Слово – важнейшая структурно-семантическая  единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств.

Слово – основная структурно-семантическая  единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка.

Слово – исторически сложившаяся основная единица звукового языка, являющаяся формой существования понятий, которые образуются как обобщенное отражение реальной действительности и закрепляются в значении слова. (Арнольд)

Функционально-когнитивный  подход: слово – знак, выражающий устойчивый комплекс категорий (свойств  опыта), которые обеспечивают отнесенность данного знака либо к парадигмам объектов, либо к парадигмам действий, и определяют место данного знака  в языковых моделях действительности.

Соссюр: план выражения, план содержания. Произвольность языкового знака. Но: различие звуковых комплексов, обозначающих одно и то же понятие в разных языках, свидетельствует о том, что в разных языках в основу наименования могут быть положены разные признаки обозначаемого. Непосредственной прямой связи между обозначаемым и звучанием слова нет, но знак (слово) не произволен – возникает на основе уже существующих слов и понятий. (Арнольд)

Гештальт  психология – образы.

Референциальный подход: основывается на понятии денотата. Слова на что-то указывают – индексальная функция. Априорно утверждается, что  в основе языковых структур лежат  букв., базовые понятия, которые отражают качества окружающих объектов.

(Семантический)  Треугольник (Огдена-Ричардса): денотат  (вне языка), концепт (понятие), звуковая  форма.

Понятие – форма мысли, отображающая предмет, его свойства. Логики-атомисты: правильное логическое отражение стола в  той форме, в которой он существует в действительности. В каждой форме  есть «кусок» действительности. «Каждому понятию по денотату». Понятия –  атомы – отражения.

Теория  номинации = отражения. Логико-атомистический подход игнорирует главное свойство языка – язык не отражает действительность. Объективность. Сначала сигналы  синкретической природы. Акты первичной  номинации.

Функционально-когнитивный  подход рассматривает язык с точки  зрения выполняемых им функций, наиболее важными являются коммуникативная  и когнитивная (познавательная) функции.

Слово – это знак, элемент системы. Язык – система словесных знаков. Знак всегда системен, внутренняя дифференцированность – свойство знаковой системы (упорядоченность  по признаку). Знак не может быть изолированным, самобытным. Знаковые системы возникают  там, где есть потребность. Содержание любого знака связано с потребностью. Знак – то, что нужно, стимул. Любой  знак имеет форму (материальная единица) и содержание (указывает на внутреннюю потребность). Знаковые системы обслуживают определенные потребности.

И у человека и у животных есть потребности. У животных знаковые реакции на стимулы  явл. безусловными. Знаки в доязыковых ситуациях эквивалентны данной ситуации, нерасчленимы. В человеческой фразе – модель ситуации. Модель, благодаря языку, в отличие от образа, членима: компоненты – объекты и действия. Эти модели находятся прежде всего в человеческом сознании, не вовне. Фраза отсылает слушающего не к действительности, а к одной из моделей ситуаций, из которых складывается человеческий опыт. У животных денотат – сама ситуация. Животное не способно смоделировать ситуацию. Почему словесный знак способен быть абсолютно условным, способен моделировать ситуации? А) природа знака; Б) специфика знаковой системы. Знак (на любом уровне) – сигнал о какой-то потребности, всегда функционален. Почему человек может составлять модель? Потому что у человека есть опыт контакта с окружающей средой, способен воспроизводить модели, заложены в сознании, картина реальности. Опыт – совокупность контактов с окружающей средой в процессе удовлетворения своей потребности. Живет в реальности, которую смоделировал, способен фиксировать в памяти свои контакты с внешней средой. Переводит контакты с действительностью на язык. Реальность – не объективна, идет из человеческих потребностей. Языковые знаки – средство моделирования опыта.

Основная  функция слова – обслуживать  потребность. В треугольнике – нет  потребности. Функция слова с  точки зрения логико-атомистического  подхода – отобразить и правильно  назвать. В сознании существует концепт, который сущностно соответствует / эквивалентен предмету в действительности. У человека основная потребность – называть вещи с помощью языка. В атомистической теории нет потребностей.

Table – a piece of furniture with a flat top and one or more legs, providing a level surface for eating, writing or working on it, playing games, etc. Денотат – материальная вещь из внешнего мира. В определении нет ничего из реального мира, многое присудил сам человек. A piece of furniture – отсылает к модели, которая оформляет человеческое представление. Flat, level – нет денотата, не существует в действительности. Все, что мы имеем в языковых знаках, есть отражение природы контакта, результат осмысления человеком своего опыта. Т.о. значение слова не отсылает к денотату, состоит из свойств опыта, которые представлены в нашем сознании как модели. Набор признаков становится столом – результат творческого осмысления.

Человеческий  язык возник тогда, когда наши предки стали создавать знаки не для  образов, как у животных, а для  обозначения элементов модели (т.е. мыслить аналитически – разлагать  и закреплять). Объект / действие –  специфические знаки, разница между  ними – основа языка.

Человек начинает делить свой опыт на комплексы  стабильных свойств, тождественных  самим себе вне зависимости от времени. Модели позволяют разделить  сигналы на объекты и действия. Действия – свойства, показывающие, каким образом объекты могут  изменяться, сами по себе или во взаимосвязи. Структура значения отсылает к другим объектам, действиям. Объекты не находятся  во внешней действительности, а синтезированы  в сознании.

Материальная  культура развивалась параллельно  с развитием языка. Поиск оптимальной  модели решения конкретной задачи. Разрушает образность своего восприятия.

Акустические  комплексы – форма, материальная сторона, содержание – комплексы  категорий. Знаки в человеческом сознании двусторонни.

Категории – фиксированные свойства человеческого  опыта, продукт человеческого сознания, не являются эквивалентами действительности; в тот момент, когда данное свойство оказывается закрепленным за содержательной стороной знака, когда переносятся на модель.

В результате формирования знаковой системы  складывается звуковая картина мира. Для атомистов это то, что находится  вне человека. Нет языка – нет  человека. Содержательная часть языковой картины мира находится вне языка.

A piece of furniture – отнесенность к сфере  объектов, объект класса, отражает  родовые признаки / категории, принадлежат  парадигме furniture, ядро значения. Каждая  категория показывает связь с  моделями.

Интегральные  категории – обеспечивают принадлежность данного знака к определенным парадигмам. Частеречная принадлежность. Общая функциональная характеристика. Дифференциальные категории – фиксируют  специфические характеристики опыта, которые привели к вычленению данного знака из множества. Функциональные характеристики, конкретизируют. Конкретные способы применения.

Ни  в одном слове нет ничего, что  было бы объективным. Язык – реальность человеческих потребностей.

Love – an intense feeling of deep affection or fondness for a person or thing; great liking. Словари пишутся людьми. Атомистические и когнитивные тенденции. Словари – истинная репрезентация, объективная. Great liking – отсылка к модели.

Чем слово отличается от других языковых знаков. От фонемы: /n/ - ни объект, ни действие. Фонема обеспечивает дифференциацию, чтобы сознание могло строить  словесный знак. От морфемы: морфема  не отсылает к модели; в англ. большинство  формально совпадают со словами; но, напр., -ment, -er – есть категориальное значение, но самостоятельно действовать  не могут, не определено место, обязательно  наличие еще одного знака вместе с ними. -er – носитель категории  объектности, но сам по себе объектом быть не может. He has come? Do you know? – слова  или морфемы? Раздельно оформляются. Has – словесная природа этого  знака, несет в себе содержание элемента ситуации. Вопросительность – свойство моделирования опыта. Перфектность – свойство не отдельного знака (come), а свойство опыта. В английском перфектность – качество деятельности. В русском (совершенный вид) – соотносится  с категорией вида, морфологический  показатель. От предложения: (назывные предложения) в предложении есть смысл независимо от общей модели, слово фиксирует категориальный комплекс в разных моделях, предложение  вводит категориальный комплекс в определенной ситуации, слово дает категориальный комплекс, которым мы можем оперировать. В назывных предложениях есть предикация, приписывание признака объекту, отнесение  к модели опыта. Предложение понятно  в рамках высказывания, слово должно быть способным исполнять роль переменной. Слово – минимальная переменная.

 

  1. Лексическое и грамматическое значение слова

Значение  слова, присущее какой-либо одной словоформе, называется грамматическим, а общее  для всех словоформ, обладающее предметно-логической соотнесенностью с предметом, действием или явлением, — лексическим. Лексическое значение слова состоит из денотативного и коннотативного компонентов. Первый отражает логическое понятие, а второй (факультативный) — оттенки отношения или логического содержания.

Грамматическое  значение позволяет слову занять место в коммуникации и находит в языке свое регулярное (стандартное) выражение. Показатели его могут быть разными даже при общности грамм. характеристики слова. Напр, слова chairs, children, phenomena объединены общим грамм. значением множественности, хотя показатели числа у каждого свои.

Лексическое значение - смысловое содержание слова, сформированное на основе понятия, обобщенно отражающего в сознании носителя языка какие-либо объекты, и доп. смысловых оттенков. Л.з. – набор мельчайших сем, к-е создают значение данного слова. Л.з. – предметно-логическая сторона слова, заключенная в корневой морфеме — носителе понятийной идеи. Наиболее яркое проявление общности л. з. для группы слов — словообразовательное гнездо, т. е. совокупность всех возможных производных от одной корневой морфемы (напр, magic, magically, magician — connected with the use of supernatural forces.) Л.з. находится в тесной связи с грамматическим. Напр, суффикс -ness (darkness, boyishness, happiness) обладает грамм. значением абстрактного сущ-го, + обозначает понятие качества или состояния предмета (л. з.). Но грамм. значение присуще только одной конкретной словоформе, а л.з. закреплено за всей совокупностью словоформ данного слова. Так, л.з. глагола be остается общим для словоформ am, is, are, was и were; словоформы boy, boy's и boys одинаковы с точки зрения л.з., несмотря на разные грамматические. Наиболее четко л.з. проявляется в словах полнозначных, менее всего — в неполнозначных, служебных, поскольку их функция — связь между словами, а не передача понятий. Степень выраженности л.з. может быть разной. Напр, в выражении in the box предлог in обладает четким л.з., а в сочетании give in его значение размыто и находится в прямой зависимости от глагола.

Л.з. неоднородно, оно делится на денотативное и коннотативное значение.

Ден. З. передает общее логическое понятие, заключенное в слове(ядро слова), а Кон.З. — его дополнительные оттенки (периферия) - оценка, длительность, стилист. принадлежность.

Кон.З. есть не у всякого слова (look, know, parent, long таким значением не обладают). Но К.З. может содержаться внутри Д.З. (напр, оценочные слова — good, awkward, dirt, murder, riot, treason). У некоторых категорий слов (напр, междометий) К.З. ведущее (выражение экспрессии, эмоциональной оценки). Отдельно  bias words - слова, эмоциональная окраска к-х зависит от субъективной оценки говорящего: названия политических партий (communist, fascist, democracy, etc.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Семантическая структура слова

Зависит от понимания самой природы лекс.знач-я.Это сложн.система взаимообусловленных знач-й и употребл-й. Эл-ты сост-е ССС,т.е. все знач-е многознач слова различаются по степени устойчивости и самост-ти, по сфере употребл-я,по хар- ру выражаемых им понятий и по форме реализации их в лексико-семант-ой системе яз-а.ДЛя опред-я ССС необходио 1.выявить порядок внутр.сцепления и соподчинения смысл.эл-ов 2.выяснить какими яз.средствами осуществл0ся внутрисловное смысл.разграничение лекс.сем.вариантов слова(ЛСВ) Определив тип их контекста круг лекс.сочетаем-ти  указать роль и место каждого ЛСВ во всей ситсеме слов  я-ка.Семантическая    структура    слова -смысловое строение основной единицы лексики (см Слово). С. с. с. проявляется в его полисемии (см.) как способность с помощью внутренне связанных значений называть (обозначать) различные предметы (явления, свойства, качества, отношения, действия и состояния) Семантическая структура однозначного слова сводится к его сем-ному составу .

Информация о работе Шпаргалка по "Лексикологии"