Роль ораторского искусства в жизни современной женщины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Давно стало привычным выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода - это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших информацию и эмоциональное воздействие, которые были им необходимы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Введение

    Давно стало привычным выражение «сила  слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода - это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших  информацию и эмоциональное воздействие, которые были им необходимы. Так было и древнейшие времена. Воздействие выступающего, цель которого - убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов - древнегреческих учителей красноречия, которые отошли от обучения мудрости и искусству речи и стали учить доказывать что угодно, так как это им было более выгодно.

    Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно  для этого? Быть может, необходим  особый ораторский талант? Обычно в  таких случаях успокаивают словами  Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотели выселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства. Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но , занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, насколько вам позволит природа». 
 

Глава 1. Суть ораторского  искусства

1.1.История  (понятие) ораторского  искусства

    Термин  ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие.

    Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

    Подобное  толкование ораторского искусства  было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета».

    Ораторским  искусством называют также исторически  сложившуюся науку о красноречии  и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

    Апресян Г.З. подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой. Что же позволяет, по мнению Апресяна Г.З, рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?

    Во-первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и  популяризует их.

    Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально  излагались в устной форме, в публичных  речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.

    В-третьих, ораторское искусство опирается  на категориальную систему соответствующих  наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждения, доказательств  и обобщений.

    Таким образом, в красноречии искусство  и научность составляют сложный  сплав относительно самостоятельных  способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное  творчество публичной речи.

    Многие  современные исследователи рассматривают  ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.1

    1.2. Виды ораторского искусства

    С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В  соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, роды и виды ораторского искусства.

    Отличительной чертой социально-политического красноречия - общественно значимые темы, обращения  к аудитории в целом. К социально-политическому  красноречию относятся: отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге.

    Особенностью  церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) - задушевный характер, обращенность к сердцу каждого  слушающего, образная, иносказательная  форма выражения мыслей, красота  слога.

    Особенностью  судебного красноречия - строгая  логическая аргументация, апелляция  к законам. Речь прокурора носит  обвинительный характер и содержит четкие выводы в конце. Речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах  совершения преступления.

    Особенностью  академического красноречия (научный  доклад, лекция, выступление на научных  конференциях) - предназначенность  для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия  предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

    Особенность дипломатического красноречия - текст  выступления согласован с правительством, он зачитывается.

    Военное красноречие - речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.

    Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) - использование  психологических приемов убеждения.

    Особенность делового красноречия (выступление  на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров) - деловой стиль речи, использование  специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.

    Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников  и др.) - эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию  собравшихся, изложение мыслей в  разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.

    Особенность лекционно-пропагандистского красноречия (научно-популярная лекция, научно-методическая лекция-экскурсия) - сочетание научности  и популярности изложения, назначение - сделать научные сведения доступными неспециалистам.2

    Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность  сделать конкретное выступление  адекватным речевой ситуации по форме  и стилю.

    Глава 2. Какой должен быть оратор

    2.1. Личность оратора

    М.В. Ломоносов писал о том, что  оратор должен обладать остроумием и  памятью, которые питают красноречие, как плодородная земля всходы. Он полагал, что ораторское искусство можно постичь, и, кроме природных дарований, которые делил на душевные и телесные, называл следующие средства к постижению ораторского искусства: изучение науки о красноречии, подражание лучшим ораторам, упражнения в сочинении (речей), знание других наук.

    Что же думают современные специалисты  о возможности стать оратором? Они отмечают необходимостью общих  и специальных способностей. Способности  формируются из природных задатков. К ним относятся особенности  нервной системы, функциональной деятельности мозга, строения организма (голосовых  связок, двигательного аппарата и  др.). Общие способности - это благоприятное  сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые  одинаково важны для многих видов  деятельности. Для развития интеллектуальных способностей важна возбудимость, подвижность  нервных процессов, скорость образования нервных связей. Лектору необходимы такие общие способности, как развитое произвольное внимание, его быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др.

    Оратору необходимы и специальные способности:

- наблюдательность  позволяет правильно и полно  воспринимать окружающую действительность, события, факты, выделять в них главное, помогает правильно оценивать состояние аудитории и, следовательно, адекватно реагировать на него;

- развитое  мышление позволяет оратору логически  мыслить, что дает возможность  анализировать информацию, проникать  в сущность явлений, глубоко,  целенаправленно и последовательно  излагать тему;

- самостоятельность  ума - необходимое качество оратора,  которое дает возможность критически  относиться к различным источникам  информации, выносить свои суждения  и оценки на суд аудитории,  что всегда вызывает уважение;

- творческое  воображение помогает оратору  вжиться в ситуацию, о которой  он повествует, наглядно и образно  рассказать о ней;

- способность  к сильным эмоциональным переживаниям  проявляется в увлеченности темой,  экспрессивности изложения, что  положительно воздействует на  слушателей;

- речевые  способности определяют культуру  речи оратора, его умение доносить  свои мысли ясно, живо, впечатляюще.

    Способность - необходимое, но не достаточное условие  становления оратора. В человеке, который берет слово, чтобы влиять на других, хотят видеть Личность. Собственно, только Личность и может влиять на других.

    Можно развить и специальные способности. В ораторской деятельности можно выделить три основных этапа: докоммуникативный (до встречи с аудиторией), коммуникативный (сам процесс выступления перед слушателями), посткоммуникативный (анализ выступления после встречи).

    Выступлению оратора предшествует большая предварительная  работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению, нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция.

    При подготовке к выступлению оратору  необходимо знание основ диалектической и формальной логики, чтобы выступление  было глубоким по содержанию, логически  выстроенным и обоснованным. И при подготовке, и при проведении выступления оратор нуждается в психологических знаниях, которые помогают устанавливать контакт со слушателями, организовывать их внимание и управлять им. Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление красотой слога помогает оратору владение культурой речи.

    Навыки  оратора - это усвоенные в результате многочисленных повторений интеллектуальные, двигательные и сенсорные действия, исполнение которых не требует значительного  напряжения памяти и внимания, то есть выполняется почти автоматически. Это навыки анализа явлений действительности, изучения литературы, составления выписок, распределения внимания во время  выступления, навык самообладания  перед аудиторией, навык ориентации во времени.

    Кроме того, к коммуникативным навыкам, необходимым оратору, относят профессиональную наблюдательность, владение мимикой  и жестами, способность выражать свои эмоции и управлять ими.

    Умения  оратора складываются из приобретенных  знаний и навыков и позволяют  ему решать сложные творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, - соразмышление с аудиторией, когда аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества.3

2.2. Манеры оратора

    Надлежащие  манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В  самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности.

    Группа  слушателей — нечто большее, чем  простое скопление людей. Она  подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой  же реакции, как и все: благоприятной  или неблагоприятной. Это прекрасно  учитывают опытные ораторы. Они  знают, что раз удалось возбудить  интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет  его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влиянием.

    Психология  слушателя такова, что он требует  от оратора больше, чем это возможно в  ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное — официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые требования: они предоставили ему главную роль — оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой.

Информация о работе Роль ораторского искусства в жизни современной женщины