Роль ораторского искусства в жизни современной женщины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Давно стало привычным выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода - это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших информацию и эмоциональное воздействие, которые были им необходимы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

    Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в  интимной и теплой атмосфере частной  беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы  он растопил ледок и сблизился  с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять  настроение упускаются оратором, когда  он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись  по уши в кипу заметок, один вид  которых вызывает у слушателя  содрогание. Оратор — живой человек, а не говорящий автомат.

    Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело— наладить с ними контакт.4

    2.3. Подготовка речи: выбор темы, цель речи

    Подготовка  к выступлению - очень важное и  ответственное дело в деятельности оратора.

    Подготовка  к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

    Подготовка  к любому выступлению начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует исходить из своего личного опыта, а также  знаний по выбранной теме. Кроме  того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших  слушателей.

    Выбрав  тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и  обязательно привлекать внимание слушателей.

    Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой  даже вызывают отрицательное отношение  к предстоящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, так как общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

    Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой  целью он произносит речь, какой  реакции слушатель добивается.

    Так и оратор, готовясь к выступлению  должен установить примат цели над  содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

    Надо  иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих  слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.5

Начало, завершение и развертывание  речи

    Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой  будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи  и аудитории, в которой оратор выступает.

    Основная  часть выступления - доказательство. Оно может быть логическим, когда  оратор логически доказывает аудитории  правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство.

    В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей  речи, еще раз излагает главную  идею выступления, а также может  призвать слушателей к конкретным действиям  по ее реализации.

    При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Также нельзя забывать о "эффекте мортиры" - субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Немалое значение имеет и тембр голоса.

    Речь  оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с  разной интонацией. Они разделяются  паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей

фразы. В каждое слово речи необходимо вливать  как можно больше силы и энергии.

    Почти всегда при публичном выступлении  оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а  обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента  необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.

    При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной  гамме. Свою идею нужно повторять  как можно чаще для того, чтобы  она отложилась в подсознании  слушателей.6

Жесты. Сущность и назначение жеста

    Все мы жестикулируем, в большинстве  случаев даже не отдавая себе в  этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного  сочетания движений   головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним  профессиональным  ораторам.   

    Впрочем, для начинающего оратора, еще  не привыкшего к жестикуляции руками  при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А  затем почему бы не заняться работой над  жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам  сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если  таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц,  возможно,  возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.   

    Секрет  особой целесообразности жестикуляции  руками  скорее всего заключается в том, что в значительной части  человеческая деятельность осуществляется при помощи  рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными  для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую   ступень развития по сравнению с животными. Руками  человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты  тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание.  Когда жестами пользуются при описаниях, или  с целью подражания,  или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

    Жест  имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому  при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение  физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих   выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и  ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы  балансируем при помощи  рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

    Правила пользования жестами

       При  жестикуляции  пользуйтесь  следующими  правилами:

    а) Жесты  должны  быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения  вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.   

    б) Жестикуляция  не должна быть  непрерывной. Не жестикулируйте руками на  протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.   

    в) Управляйте жестами. Не  старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.   

    г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.   

    д) Жесты должны  отвечать своему назначению. Их  количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность  детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

    Как только вы овладели жестом, необходимо  посвятить некоторое время упражнениям  в  его технической отделке. В общем, во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

    Глава 3. Практическая часть

    Роль  ораторского искусства  в жизни современной  женщины

 
    В жизни любой современной женщины  одной из задач становится проявление своей личности, достижение несомненного успеха в обществе и приобретение популярности среди мужского населения. Многие знают, что достичь этих горизонтов не так-то легко. Однако в настоящий  момент можно посетить тренинги по красноречию, которые преподносят ораторское искусство как науку.

    Не  вся прекрасная половина населения  уверена в своей красоте, мудрости и правоте. Отстаивать свою точку  зрения не по принципу «лоб в лоб», а  приводя весомые аргументы, может  далеко не каждая женщина. Нужно уметь  таким образом преподать себя, чтобы женщина стала не только объектом пристального внимания, но и  была бы услышанной. Только тот оратор сможет донести до слушателей свою информацию, который использует несколько  принципов красноречия.

    Конечно, первоначальным этапом в этом случае становится постановка правильной речи, говора и акцента. Если женщина «мямлит» или выделяет буквы «а», «о» в разговоре, ее вряд ли примут всерьез. Именно поэтому ораторское искусство «пропагандирует» четкую, умеренно громкую и уверенную речь.

    Следующим приемом заинтересовать публику  или одного-единственного собеседника  является система «глаза в глаза». Женщина не должна отводить взгляд или смущаться. Понятно, что серьезный  разговор с начальником или выступление  с докладом перед огромной аудиторией – это всегда волнительный процесс. Но только уверенность в глазах, которые смотрят прямо в глаза  слушателю, и обозначит ценность доносимой информации и ее правдивость.

    И еще одним приемом правильного  преподнесения себя как мудрой и  спокойной женщины является контроль над мимикой и жестами. Настоящий  оратор использует жестикуляцию только в определенных случаях, когда нужно  усилить сказанное, подкрепить свои слова утвердительным кивком головы или взмахом руки. Безусловно, все  женщины от природы достаточно эмоциональны и порой жестикулируют при каждом удобном и неудобном случае. И только контроль над поступками и действиями поможет завоевать внимание собеседника и удерживать его длительное время.

    Таким образом, ораторское искусство в  жизни женщины играет немаловажную роль. Использование вышеописанных  приемов помогает ей не только самореализоваться, но и заслужить уважение коллег и даже построить личную жизнь. 

    

Информация о работе Роль ораторского искусства в жизни современной женщины