Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Краткая история ораторского искусства
2. Принципы и законы риторики
3. Этапы подготовки к публичному выступлению
4. Требования, предъявляемые к оратору
5. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального учреждения

«Уральский государственный  экономический университет»

(ФГБОУ ВПО   «УрГЭУ»)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Культура речи»

                                                             

 

 

 

Исполнитель:                                                Блиновских Анастасия

Александровна

группа  ЮР-12НС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Екатеринбург

2013 год

 

Тема 1. Ораторское искусство

План

1. Краткая история ораторского искусства.

2. Принципы и законы риторики.

3. Этапы подготовки к публичному выступлению.

4. Требования, предъявляемые к оратору.

 

Содержание

 

Введение

Основная часть

1. Краткая история ораторского искусства

2. Принципы и законы риторики

3. Этапы подготовки к публичному выступлению

4. Требования, предъявляемые к оратору

5. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной

Список литературы

 

 

Введение

риторика оратор публичное выступление

Большую часть  жизни современный человек проводит на публике. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность - умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или  преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим! Продавец, взаимодействуя с  покупателями - публичен. Менеджер, общаясь  с коллегами, подчинёнными и руководством - публичен. Руководитель организации, лидер любого сообщества - публичен. Это неотъемлемая, повседневная часть  нашей деятельности.

Сегодня, в начале XXIв., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и  мастерстве публичного выступления.

Публичное выступление  представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить  слушателей в правильности тех или  иных положений. К публичным выступлениям принято относить лекции, семинары, тренинги, концерты, доклады на собраниях, конференциях, симпозиумах, интервью, встречи с представителями прессы и СМИ, совещания и другие мероприятия, на которых человек вынужден какое-то время говорить перед незнакомыми  и малознакомыми людьми, подавая  какую-то информацию, идею или (и) самого себя. Понятно, какой стресс и паника начинаются у огромного числа  представителей Homo Sapiens, когда им приходится один на один иметь дело с большой  аудиторией, которую они видят  в первый раз. Но и в случаях  личного знакомства с теми или  иными людьми формальная или даже неформальная атмосфера публичного выступления перед ними воздействует на человека весьма тяжело. Подавляющее  большинство начинающих лекторов, педагогов, менеджеров, занимающихся презентацией фирм и товаров, периодически испытывают довольно тяжелый и неприятный стресс, не выдерживая атмосферу задавания  самых неожиданных вопросов, массовых проявлений недовольства.

Как известно, все  хорошие импровизации тщательно  готовятся заранее. Выступление  без предварительной подготовки. Помните афоризм Марка Твена: "Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом".

Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Термины риторика (греч. retorike), ораторское искусство ( от лат. orator < orare – «говорить»), витийство (устар., старославянск.), красноречие (русск.) синонимичны.

В основе слов оратор, ораторский и некоторых других лежит слово орис.

Орис (от. лат.) – рот.

Оратор (от лат. ораре – говорить) – 1) лицо, произносящее речь, 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова.

Ораторский – 1) относящийся к оратору, 2) соответствующий требованиям красноречия, красноречивый.

Еще в глубокой древности  четко обозначились два подхода  к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве – это идея (логос), содержание, т.е. риторика – это искусство  убеждать. Например, теоретик греческого красноречия Аристотель определял  риторику как «способность находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного предмета». Другие рассматривали риторику как  искусство украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму  и стиль. Большой популярностью  пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана ars bene dicendi – «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», – писал он.

История свидетельствует, что  важнейшим условием появления и  развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические  формы управления, активное участие  граждан в политической жизни  страны. Не случайно ораторское искусство  называют «духовным детищем демократии».

 

Основная часть

 

1. Краткая история ораторского  искусства

 

Риторика - наука  об искусстве красноречия - существует с древнейших времён и занимает важное место в культуре, соединяя богатую  историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:

- в античности  искусство речи рассматривалось  как важнейшая часть культуры  мышления - мышления философского, политического,  художественного;

- в средние  века риторика стала использоваться  как внешнее украшение содержания  речи, нередко понималась крайне  формально;

- в 20 веке  само слово "риторика" стало  для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней  речи.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Ораторское  искусство и наука о нём  зародились в Древней Греции. Расцвет  демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления  в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

Древние греки  хорошо понимали ценность слова как  лучшего способа выражения разнообразных  процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей  воле других и как способа живого общения. Софисты (учителя философии  и риторики) постоянно подчёркивали силу слова. Горгий в речи "Похвала  Елене" утверждал: "Слово есть великий властелин, который, обладая  весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость  вселить и сострадание пробудить".

В Древней Греции человеку приходилось довольно часто  выступать с публичными речами - в народном собрании, в суде, на многолюдных  праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты - представители  школы философов-просветителей - обучали  граждан искусству спора, законам  логики, составлению речей.

Софисты занимались не только практикой, но и теорией  красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, а убеждение  слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории.

Иного мнения придерживался  Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой  всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия  убеждать публику в чём угодно.

Под влиянием греческой  культуры искусство красноречия  стало развиваться в Древнем  Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь  также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить  любой свободный гражданин. Владение словом было поэтому необходимым  условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространённым явлением.

В новых духовных условиях средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются  в разъяснении и иллюстрировании  заранее известных положений. Цитирование  и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.

Новое время, начавшееся западноевропейским возрождением, ознаменовалось бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие вновь приобретает  более широкое распространение  и получает социально-политическую направленность. Характерное для  новой эпохи понимание задач  риторики отражено в словах физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662): "Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и  с удовольствием, и чтобы захваченные  темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в неё вникнуть".

В современную  эпоху риторика занимает прочное  место в программе школ и университетов  по всему миру. Риторика рассматривается  как важная часть гуманитарного  образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего  времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского  искусства, как технику устного  публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют  непосредственное отношение к риторике. Современная риторика - это теоретическая  и прикладная филологическая наука  о логических, эстетических и этических  качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.

Риторики в  России. В России первой книгой по риторике был перевод начала 17 века, сделанный, предположительно, митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника  Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизменённый при переводе, дошёл до нас в 34 списках. В этой книге даётся представление  о риторике, её частях, видах речей  и украшении речи.

В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой  был, вероятно, М.И.Усачёв.

Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана  Прокоповича (1681-1736), написанное в начале 18 века на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

Значительный  вклад в развитие риторики в России сделал М.В.Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое  руководство к красноречию" (1748).

Риторика М.В.Ломоносова состоит из трёх частей:

"О изобретении",

"О украшении",

"О расположении".

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

Он выделяет:

- собственно  риторику, т.е. учение о красноречии  вообще;

- ораторию, т.е.  наставление к сочинению речей  в прозе;

- поэзию, т.е.  наставление к сочинению поэтических  произведений.

В 19 веке расцвет  риторики связан с судебной реформой 1860-ых годов. Прения сторон в суде привели  к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-ой половине 19 века развивается академическое  красноречие.

В начале 20 века активизация политической жизни  вызывает развитие политической ораторской речи.

Теоретический интерес к риторике достиг вершины  в 20-ые годы 20 века. В 1918 году в Петрограде был создан Институт живого слова, у  истоков которого стояли выдающиеся учёные и общественные деятели: В.Э.Мейерхольд, А.В.Луначарский, Л.В.Щерба, Н.А.Энгельгардт, Б.М.Эйхенбаум, Л.П.Якубинский. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Работа института  осуществлялась в трёх отделах: научном, учебном и просветительском. Читались лекции по теории красноречия, эстетике и этике общежития, психологии речи и мышления, публиковались сборники научных трудов. К началу 30-ых годов  институт прекратил своё существование.

В условиях тоталитарного  строя ораторское искусство стало  лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный  предмет, ни как научная дисциплина. Само слово "риторика" в текстах  официальной пропаганды стало синонимом  демагогии, пустой и ложной речи. Содержание речи резко противопоставлялось  её форме. Забота о форме речи нередко  объявлялась излишней, уводящей от сути дела. В красивой речи подозревалось  сокрытие враждебного содержания. Серьёзные  логические аргументы в случае их расхождения с советской идеологией рассматривались как хитрые уловки софистов. В таких условиях в споре  побеждал не тот, кто говорил убедительнее, и даже не тот, кто излагал точку  зрения более точно соответствующую  идеологическим догмам, а тот, кто  получал поддержку вышестоящего руководства. Ясно, что при таком  положении ораторское мастерство не могло иметь какого-либо значения, и риторика не имела общественного  признания.

Информация о работе Ораторское искусство