Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Краткая история ораторского искусства
2. Принципы и законы риторики
3. Этапы подготовки к публичному выступлению
4. Требования, предъявляемые к оратору
5. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

Переход от одной  части к другой можно осуществлять с помощью таких слов и выражений: "Следовательно", "Итак", "Значит", "В дополнение скажу", "С одной  стороны - с другой стороны", "Перейдем к следующему разделу"…. Эти "переходные" слова как бы подытоживают сказанное  и направляют внимание на продолжение  речи. Конец раздела (части) можно  отделить и просто паузой, и сменой тона, темпа речи, и силой голоса, изменением позы и тому подобное.

Стиль речи. Многое в выступлении оратора зависит  от стиля речи. Стили разделяют  на информационный (или деловой), научный, художественный, публицистический.

Информационный  стиль - это, главным образом, передача того или иного содержания, информации. И речь при этом отличается "логической интонацией" - без яркой эмоциональной  или волевой окраски. Например: объявление программы передач по телевидению  или радио.

Научный стиль  ставит цель: не только информировать, но и направлять сознание и волю слушателей на запоминание важных мыслей. При этом используются две группы интонационных средств: логические и волевые. А в речи применяют  глаголы: "заинтересовать", "доказать", "убедить", "вызвать желание  изучать, углублять знания"…

Художественный  стиль - это триединство логики, чувств и воли; он воздействует на волю слушателей больше через чувства, образ, будоража, пробуждая эмоционально-чувственную  природу человека.

Публицистический  стиль, как и художественный, пользуется триединством логики, чувства и воли. Но логика в нем играет первостепенную роль. Публицист прямее воздействует на волю: побуждает слушателей менять взгляды, ход мыслей, поведение…

Специфика стилей в том, что в каждом из них присутствует все. Меняется только соотношение волевых  и эмоциональных компонентов. Часто  во время выступления стили как  бы чередуются: в научный стиль (например, лекция) вкрапляются элементы художественного  стиля (образная иллюстрация). В художественный стиль - публицистический (волевой призыв, риторические вопросы, ведущие к  размышлению, и т.д.). Все зависит  от ситуации общения, цели, задач выступления, от индивидуальности оратора.

Способы изложения  материала, которые, как и стили  речи, перемежаются в процессе непосредственного  общения со слушателями, разделяются  также на несколько видов.

Хронологический прием изложения материала предполагает исторический подход к освещению  проблемы. Он может быть обогащен приемом  ретроспективного показа событий: начать с наших дней, а потом "уйти" в историю вопроса, с тем, чтобы  вновь вернуться в сегодня.

Драматизируют материал приемы контраста и аналогии. Они позволяют действенно, ярко подчеркнуть  контрастность позиций, взглядов, способов жизни, нравственных начал человека, общества. Особенно оправдывают себя эти приемы, когда надо раскрыть истинные ценности жизни.

В публичном  выступлении используются дедуктивный (от общих положений к частным  примерам) и индуктивный (от частных  примеров, случаев, событий, фактов к  обобщению) способы мышления. Индукция и дедукция, взаимно дополняя друг друга. Так, например, высказанная мысль  о падении речевой культуры народа подтверждается многочисленными примерами  из передач радио и телевидения; затем делается вывод, раскрываются причины.

Полезно прибегать  и к такому приему, как повтор, когда неоднократно повторяется  главная мысль. Прием повтора  эмоционально усиливает значимость содержания речи, делает более понятной сверхзадачу оратора. Создавая композицию выступления, надо соблюдать и простейший методический принцип: мысль должна двигаться от простого к сложному, от известного к новому. И еще: в  речевом общении взаимодействуют  информационный и смысловой уровни (передача содержания и передача подтекста, отношения к сказанному). Только на втором, смысловом, уровне проявляется  конкретное содержание и цель выступления. Создавая текст будущей речи, надо учитывать этот второй (смыслово - подтекстовой) уровень передачи содержания. Ведь речевое общение осуществляется на основе не только логики, но и конкретно-чувственного, образного представления о действительности. Оратор воздействует на слушателей своими видениями того, о чем говорит. Отбирайте в свою "копилку" факты, примеры, картины жизни, искусства, литературы. Тогда любая абстрактная  мысль, проиллюстрированная ими, будет  живой, пульсирующей.

Доказательность в ораторском искусстве - это фундамент, ее "мускулы". Все разваливается, повисает в воздухе, если оратор не сумел обосновать свои положения  и выводы. Любое положение следует  объяснить, доказать. "Доказательство, как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов. Первый - тезис доказательства, то есть положение, истинность которого обосновывается в тексте. Второй - аргументы (доводы), доказательства, исходные теоретические  или фактические положения, с  помощью которых ведется обоснование. Третий элемент - демонстрация, то есть логическая связь, показывающая зависимость  между аргументом и тезисом. Таким  образом, тезис - это то, что доказывают, демонстрация - способ обоснования  тезиса".

Фактический материал повышает научный уровень речи. Но факт факту - рознь. Факт может оказаться  случайным, не типичным, не коренным. Только достоверные, типичные, убедительные, социально глубокие факты, проанализированные с определенных позиций, взятые в  единстве и взаимосвязи, могут доказать основную мысль выступления. В зрелой, теоретически подготовленной аудитории  фактов требуется меньше, чем в  молодежной аудитории, у людей с  меньшим жизненным опытом.

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше  демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда  в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить  полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Надо обратить внимание и на искусство цитирования. Цитата, ссылка на авторитет - сильное  средство доказательности. Она обладает особой внушающей силой, повышает смысловую  и эмоциональную насыщенность речи. Цитирование не обязательно должно быть дословным. Можно своими словами  передать мысль, но об этом надо непременно сообщить аудитории. В качестве цитат  приводятся мысли из книг, статей, научных  трудов, художественной литературы…  Цитирование направлено на подтверждение  главной мысли выступления. Но не следует перегружать свою речь цитатами, иначе в них потонет ваша собственная  точка зрения, и вы оставите впечатление  неуверенного человека.

Этап окончательной  подготовки выступления. Итак, выступление  написано. Заранее позаботьтесь о  его структуре, о словесном оформлении, стремясь к понятности, информативности, выразительности языка, богатстве  словаря.

Начинающему оратору  написать целиком текст выступления  очень полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает  уверенность.

На завершающем  этапе удобно пользоваться маркерами, выделяя цветом ключевые фразы текста (разметка). И, конечно, поменьше зачеркиваний и надписываний.

Текст выступления  должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий  должен тут же видеть интересующие его фрагменты.

(Что касается  ораторов более опытных, то  они вполне могут ограничиться  подготовкой развернутого плана-конспекта.)

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться  репетицией выступления.

Выступите перед  родными, знакомыми, друзьями, просто перед  пустыми стульями, воображая, что  на них сидят слушатели. Пообщайтесь  с ними! Сделайте так несколько  раз.

Можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления - одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Коммуникативная фаза - последний этап - произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

Репетиционный период покажет: насколько хорошо вы владеете материалом, какие места  выступления оказались слишком  длинными либо слишком короткими, каких  не хватает фактов или цитат; хороши ли зачин и финал, как вы владеете культурой и выразительностью речи.

Не пытайтесь  говорить "по памяти", мыслите, заново творите свое выступление, не боясь  оформлять мысли разными языковыми  средствами.

Помните: заученный  текст написанного выступления  парализует мыслительный процесс оратора, и его речь будет мертва.

Поэтому обязательно "с пером в руке" надо готовиться к выступлению, но также обязательно  следует отбросить домашнюю заготовку  и вести живой разговор с аудиторией.

Несколько секретов успешного публичного выступления

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых  движений. Идите своей обычной  походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в  непосредственный зрительный контакт  с аудиторией.

Для того чтобы  показать свою значимость и вызвать  уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство.

Не старайтесь показать себя маленьким человеком  и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в  центре или же хотя бы направляйте  в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона  перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись  на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью -- попросите стакан воды, разложите  бумаги, что-то передвиньте. Используйте  паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить  себя психологически и настроить  аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько  глубоких вдохов и выдохов перед  началом речи. Пауза также вам  поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать.

Помните театральную  аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет  держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно  осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые  станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить.

Попробуйте  подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева  направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в  задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для  себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных "якорей", начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе - не прячьте их за спину; третье - не занимайте  их посторонними предметами. Руки - это  помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять "оборонительные" или "защитные" движения тела, например, скрещивание  рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует  неуверенность в том, что человек  говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать  улыбку. Постоянно контролируйте  свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время  публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток  психологической энергии, который  должен динамично влиять на присутствующих.

Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории  или воспользуйтесь жестом приближения  вашего тела к присутствующим.

Если есть возможность  приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей, что-то важное, донести и убедить  присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте  зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием  слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь  записками, то делайте это очень  аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова  поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте  культурные, национальные, религиозные  и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев  ваш открытый взгляд в глаза может  вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах  это не принято. У кавказских народов  прямой твердый взгляд в глаза  мужчине воспринимается как вызов  на поединок и т.д. Также с большой  осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную  тематику.

Проверьте по словарям значения "умных" слов, которые  вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут  вызвать насмешки в ваш адрес  и погубить все выступление, каким  бы гениальным оно ни было по содержанию

Информация о работе Ораторское искусство