Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 05:55, контрольная работа

Описание работы

Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Это способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.

Содержание работы

Введение 3
1Античные риторики 4
2 Теория красноречия в средние века и в новое время 9
3 Ораторское искусство России 13
4 Современное состояние ораторского искусства 17
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Орат..doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

1Античные риторики                                                                                           4

2 Теория красноречия в средние века и в новое время                                    9

3 Ораторское искусство России                                                                         13

4 Современное состояние  ораторского искусства                                           17

Заключение                                                                                                           20

Список использованных источников                                                                  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром  всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей не мыслима  без языка, без речи. Слово - это  средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Это способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.

 С древнейших  времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ на эти и другие вопросы дает риторика - наука о законах подготовки и произношения публичной речи. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки - «ораторское искусство».

Выражение «ораторское искусство» латинского происхождения, оно имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусство владения живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Каждый человек  заинтересован в том, чтобы уметь  говорить правильно и хорошо, поскольку  это дает возможность устанавливать  и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.

        1. Античные риторики

 

Ораторское искусство  в элементарных формах появляется с  возникновением человеческого общества. Дар слова, как лучший способ выражения разнообразных процессов внутренней жизни человека, как мощное орудие подчинения своей воле других, как способ живого общения, стал, по сути, краеугольным камнем в утверждении могущества человека.

По мере развития общества появилась настоятельная потребность в убеждающем слове, возникло само понятие "ораторства" - для обозначения убеждающего действия слова.

Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и его успешному решению, а в суде красноречие стало важнейшим условием успешного завершения судебного разбирательства.

Первое целостное представление об античном красноречии дают источники эпохи Перикла (V в. до н. э.). Сам этот государственный и политический деятель прославился как выдающийся оратор, чьи речи обладали неодолимой силой воздействия на людей (например, знаменитое "Надгробное слово", произнесенное им во время похорон афинян, павших в первый год Пелопонесской войны).

В этот же период возникла теория красноречия, риторика. Ее основы заложили Коракс, Лисий и Горгий.

Мастерами красноречия в  Древней Греции были софисты (V в. до н. э.). Они проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в остроумии и виртуозности оперирования живым словом.  Софисты считали целью своих теоретических и практических занятий с молодежью подготовку ее к общественной жизни, готовили также риторов (профессиональных ораторов). Развили искусство проведения дискуссии, умения строить доказательство, подняли уровень культуры логического мышления. Один из первых учебников красноречия был написан софистом Горгием.

Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были "людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий; известно, что Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов- Горгию-была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии - призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Горгий поставил себе сам.

Софисты уделяли большое  внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста - научить "делать слабое мнение сильным".  

Во времена софистов риторика была "царицей всех наук".

Но наибольший вклад в  теорию красноречия внесли греческие  философы Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.).

Платон так определяет предмет и сущность риторики: "Красноречие - мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся забота".

Целую эпоху в развитии теории ораторского искусства составляет творчество Аристотеля - "универсальнейшей головы среди древнегреческих философов".

Создавая искусство красноречия, Аристотель значительно расширил предмет риторики по сравнению с существовавшими до него взглядами.  Риторика, учит Аристотель, не относится к какому-нибудь отдельному классу предметов. Она способна находить средства убеждения относительно каждого предмета. Этим она отличается от специальных наук - врачебного дела, арифметики, геометрии и т.д. Риторика - искусство, соответствующее диалектике. Она носит характер всеобщности. Риторикой пользуются на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни отдельного человека, так и в делах государственного значения.

Сформулировав цель риторики, ее всеохватывающий характер, Аристотель учит тому, чем должен пользоваться оратор для достижения своей цели. Рассматривая способы убеждения, используемые оратором, Аристотель делит свою "Риторику" на три части.

В первой части анализируются  принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих  слушателей.

Вторая часть характеризует  личные качества и особенности оратора, с помощью которых он может  вызвать доверие слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.

В третьей части Аристотель рассматривает технические стороны  риторики: способы выражения, которыми стоит пользоваться в речи, а также  построение речи. Он выделяет четыре части  речи - предисловие, рассказ, доказательство, заключение - и подробно обосновывает важность каждой части для достижения убедительности речи.

Наиболее выдающимся мастером ораторского искусства Древней  Греции считается Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства.  Демосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда.

Под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие  в Древнем Риме. В III в. до н. э. начинается процесс эллинизации римской  культуры - заимствование культурных достоинств Древней Греции. Он постепенно охватил все сферы жизни, в  том числе и риторику.

Ораторское искусство  в Древнем Риме обладало огромной движущей силой. По свидетельству Цицерона, чье имя еще в древности  стало нарицательным для оратора, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога. "Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора" Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством.

 Интенсивная общественная  жизнь в Риме времен республики  как нельзя более способствовала  развитию ораторского искусства, а относительная свобода слова - его широкому распространению, так что красноречие в эту эпоху имело форму, доступную большинству, и носило, до известной степени, народный характер. Но с гибелью республики пришло в упадок и римское классическое красноречие. Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона - одного из самых выдающихся ораторов мира.

Вся сила оратора, считает  Цицерон, - в умении подчинить себе своего слушателя. Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских судебных процессах будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе слушателей.

Истинный оратор, полагает Цицерон, "должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами  чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев.

В риторических сочинениях Цицерона содержится много полезных наставлений для оратора в  области композиции речи, стиля, использования  фигур речи и юмора, фонетического  оформления речи, артистизма и др.

Важную роль в развитии античной риторики сыграли труды  Марка Фобия. Квинтилиана (36-96 гг. н. э.). Его главное сочинение "Образование  оратора" представляет собой свод выводов предшествующих теоретиков красноречия и обобщение своего собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Советы и наставления Квинтилиана не утратили своей актуальности и сегодня: в преобразованном виде их можно найти в большинстве современных учебников красноречия.  

Эпоха Цицерона и Квинтилиана была периодом наивысшего расцвета римского ораторского искусства, но она же явилась одновременно и его конечным пределом. Римское классическое красноречие умерло с гибелью республики: постепенно сошла на нет чисто политическая риторика, сузились возможности судебного ораторского искусства. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.

В средние века, в эпоху  феодализма, классическое красноречие  утратило свое влияние на общественную жизнь. Новый расцвет риторики наступил лишь во времена буржуазных революций.

 

 

 

 

2 Ораторское искусство в средние века и в новое время

 

Падение рабовладельческой Римской империи в конце V в. знаменовало собой переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнерства свободных граждан сменяются иерархической субординацией сеньоров и вассалов.

Новая социально-экономическая  организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.

Господствующим жанром становится церковное красноречие, главной особенностью которого являются догматизм и схоластика.

Христианская церковь  обратила свое слово ко всем без  исключения: и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная  проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения, и одновременно - одним из инструментов политической пропаганды: значительная часть проповедей напрямую соотносилась с идеологическими запросами, утверждая соответствующие нормы нравственности и социального поведения.

Проповедование предполагало довольно высокий уровень ораторского  мастерства. На основе проповеди развивается  средневековое ораторское искусство, воспринявшее основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.

Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Видоизменения были связаны прежде всего с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной догмы. О чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с другой - привносили в выступление элементы схоластики.

Несколько веков риторики, постоянно обращающейся к верховному авторитету, наложили на нее свой отпечаток, который в какой-то мере сохраняется и ныне. Отголоски средневековой схоластичности, догматизма, раболепного благоговения перед авторитетом чаще всего проявляются в неоправданном обилии цитат и славословий, бездоказательности речи.

Информация о работе Ораторское искусство