Риторика эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистической теорией речи.

Содержание работы

Введение
Становление риторики
Общая и частная риторика
Риторика эпохи Возрождения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

риторика2.docx

— 83.62 Кб (Скачать файл)

Основное направление ораторского  искусства античной эпохи оставалось монологическим. Во II в. до н. э. был составлен  канон (образец, совокупность правил) десяти аттических ораторов. Авторы канона были, по-видимому, самые известные и  влиятельные риторы: Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Ликург, Демосфен, Гиперид, Динарх, Эсхин. Эти ораторы были различны по характеру дарования, политической ориентации, по жанрам, в которых наиболее полно себя проявили.

Так, Лисия считают выдающимся судебным оратором, хотя сам он на суде выступил только один раз. В основном он составлял речи по заказу, т. е. был логографом. Задача логографа состояла в том, чтобы написанная им речь звучала естественно в устах выступавшего, который должен был сам защищать свои интересы в суде. Для этого нужно было хорошо знать социальную среду своего клиента, обстоятельства дела, вызвавшие тяжбу, темперамент и характер, умственное развитие и, конечно, особенности речи заказчика.

Лисий успешно справлялся с этой задачей, был известен как прекрасный рассказчик, чьи речи увлекали судей  и присутствующих своей занимательностью, ярким языком.

Во времена Лисия структура судебной речи была уже разработана. Она состояла из четырех частей: вступление, где выступающий старался снискать расположение судей; повествование, т. е. изложение обстоятельств разбирающегося дела; аргументация, содержащая доводы и факты в подтверждение правоты выступающего; заключение, в котором оратор стремился дискредитировать своего противника.

Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен (384-322 гг. до н. э.). Знаменитым он стал не сразу. Природа плохо позаботилась о будущем ораторе: у него был слабый голос, плохая дикция, дурная привычка подергивать плечом. Его первое выступление провалилось. Чтобы улучшить дикцию и развить силу голосовых связок, он отправлялся на берег моря, набирал морских камешков в рот и говорил, стараясь перекричать шум прибоя. Приложив много усилий, он преодолел природные недостатки и стал оратором, посвятив жизнь борьбе за независимость Афин.

Демосфен в совершенстве владел многообразными приемами ораторского  искусства, выработанными греческим  красноречием; особенно часто прибегал к стилистическим фигурам, подчеркивал  и сопровождал слова жестами. Его речи отличались силой аргументации, страстностью, сжатостью стиля, ясностью и краткостью, чистотой языка. Они  производили неизгладимое впечатление  на слушателей и читателей античности, были и остаются предметом изучения для ораторов. Известный ритор, писатель и историк Дионисий Галикарнасский, живший 400 лет спустя, писал: “Когда я беру в руки речь Демосфена, я  воодушевляюсь… Раздираемый различными страстями, я верю, теряюсь, боюсь, презираю, ненавижу, жалею, сочувствую, гневаюсь, завидую, во мне сменяются все  страсти, которые когда-либо овладевали человеческой душой” [История греческой  литературы: в двух томах М., 1955, т.2, с.289].

Мастером эпидейктического красноречия  был ритор и публицист Исократ (436-338 гг. до н. э.). Обладая слабым голосом, он вынужден был отказаться от публичных выступлений, но составлял и публиковал речи, предназначенные для чтения, руководил риторской школой. Целью воспитания в этой школе было обучение искусству слова в сфере государственной деятельности.

Для прозы Исократа характерен большой период, синтаксически и ритмически организующий смысл высказывания, придающий ему особую силу и выразительность. Примером такого периода может служить фрагмент из похвалы кипрскому царю Эвагору: “От каждой политической реформы он брал самое лучшее; он обладал качествами народного вождя, потому что окружал заботою народ; государственного деятеля – потому что справлялся с управлением целого государства; отличного полководца – потому что сохранял благоразумие перед лицом опасности; наконец, умудренного повелителя - потому что всем этим отличался от других” 

Риторика в Древней Руси.

Развитие теории красноречия связано  с трудами русских ученых, с  ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотоворцев Киевской Руси, Московского государства.

В Древней Руси составлялись сборники религиозно-учительского содержания, проповедники несли “слово божие” пастве. В этих текстах и речах, дошедших до нас благодаря тому, что были закреплены в письменности, прослеживается влияние византийских риторов, в частности Иоанна Златоуста (ср. названия древнерусских “изборников” - “Златоструи”, “Златоусты”, “Измарагды”).

Замечательные образцы риторически  изощренной, искусной проповеднической речи являют собой произведения митрополита  Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Например, слово на антипасху Кирилла, епископа Туровского, творившего во второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к библии и сочинениям “отцов церкви”. В то же время ему свойствен некоторый лиризм, в нем используются образы родной природы в аллегориях и метафорах: “Ныне зима греховная покаяниемъ престала есть, и лед неверия благоразумьемь растаяся… Днесь весна красуется, оживляющи земное естество… Весна убо есть красная вера Христова, яже крещениемъ поражаетъ человечьское пакыестьство; бурнии же ветры – грехотворнии помысли…” В этом фрагменте воссоздана картина весеннего обновления природы, и в то же время ее образы несут в себе аллегорический смысл: зима – язычество, весна – христианская вера, искореняющая язычество, бурные ветры – грешные помыслы. Изучение и анализ памятников древнерусского литературного языка свидетельствуют об очень высоком уровне художественного использования слова в Древней Руси, в том числе и в практике публичных выступлений.

Эти традиции укреплялись и обогащались  в эпоху Московской Руси (XIV –  середине XVII вв.). Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале XVII в.

В основу первой русской “Риторики” (предполагается, что ее автором  был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), который был написан на латинском языке и издан в 1577 г. во Франкфурте. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Это рукописный учебник - до наших дней дошло 34 его списка. В настоящее время он тщательно изучен и переведен на современный язык В.И.Аннушкиным.

Автор выделяет в русской речи “три рода глаголания: смиренный, высокий и мерный”; утверждает, что искусство “краснословия” требует не только дарования, но и обучения, упражнения. “А существо ритора, - пишет он, - таково есть, чтоб ему о таковых вещах говорить мощно, которые в делах и на градцких судах по обычаю и закону…бывают пригодные и похвалные”.

В первой части книги дается представление  о риторике (“краснословие или сладкогласие”) и о пяти ее частях: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словы” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).

Рассматриваются четыре вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные  речи при решении государственных  дел), показующий (хвалебные речи).

Вo второй части говорится об “украшении” речи и о трех “родах глаголания”: “смиренном”, который относится к разговорной, обиходной речи; “высоком”, представляющим собой образную речь; “мерном”, который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав “смиренного” и “высокого”.

“Риторика” Макария переписывалась и изучалась в течение всего XVII столетия. До петровского времени это – основной учебник риторики в России. Книга получила распространение в Москве, Новгороде, Ярославле, в Соловецком монастыре и др.

В 1699 г. появляется новая “Риторика”. Предполагают, что ее автором был  Михаил Иванович Усачев. В этой книге  каждый из “родов глаголания” наделяется особой функцией (“должностью”). Смиренный род выполняет задачу “научити”, средний (соответствует “мерному” у Макария) – “усладите”, высокий – “возбудити”.

Хочется отметить произведение переводчика  Посольского приказа молдованина Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах”. Она написана в 1672 г. на материале “Сказания о седми мудростях”. Украшенное представление наук лишь в виде “мудрости”, видимо, не удовлетворяло потребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив текст каждой из семи “мудростей”, Спафарий пишет предисловие, в котором кратко представлены девять “мус”, Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis), затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них из античных авторов. Далее повествование о семи художествах полностью сохранило композицию “Сказания”, а прибавления Спафария относительно каждой из наук коснулись их происхождения, определения, цели и причин, ради которых следует им учиться: “Риторика есть искусство, которое научает украшать речь и убеждать. Слово “риторика” происходит от греческого “еро”, то есть говорю, или от “реь”, то есть теку. Цель риторики – учить красиво говорить и убеждать относительно всякого предмета. Учиться риторике следует по пяти причинам:

1. Ибо риторика – древнее  искусство и еще древнейший  мудрец (античный ученый) Горгий писал о ней.

2. Ибо риторика украшает речь  и создает, а потому достойна  изучения и труда.

3. Ибо риторика имеет определенные  правила в повествовании, содержании, способе обучения.

4. Ибо риторика сладостна в  изучении, украшает речь будто  цветами и бисером.

5. Ибо риторика полезна во  всей нашей жизни, поскольку  риторически неискусное сочинение  будет тягостным для слушателей”.

В начале XVIII в. было создано риторическое сочинение “De officium oratore” Феофаном Прокоповичем (1681-1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706 – 1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам  на Украине, в России, Белоруссии. Они  сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.

В “Риторике” Феофана Прокоповича  рассматривается общая теория словесности, ее ораторские и поэтические жанры, их языковые средства. Он подробно говорит  о назначении текста в различных  коммуникативных ситуациях, о требованиях, которым должен соответствовать  хороший оратор; рассматривает природу  и назначение трех стилей литературного  языка – высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковом оформлении.

Становление рациональной риторики.

Книгопечатание и создание массовой книги придали риторике новый  облик – она стала сознаваться  как орудие стиля. Развитие риторики стало служебно-стилистическим, с  одной стороны, и разделенным  на национальные школы, с другой. Поэтому  развитие риторики в новое время  приходится излагать как развитие национальных школ риторики, риторики на новых, бывших ранее вульгарными, а теперь ставших  национальными языках - английском, французском, русском, немецком, польском и др.

Вместе с тем можно видеть три главные универсальные тенденции  в трактовке риторики и ее задач: риторика учебная - риторика, служащая для развития красноречия у учащихся. Это общая задача для всех национальных школ. Риторику этого типа полезно  назвать по применению – учебной  риторикой. Риторику, соединяющую проповедническую и деловую практическую речь, по месту возникновения и задачам  полезно назвать по этическому основанию  протестантской риторикой, а риторику, соединяющую задачи воспитания красноречия  и развития научной речи, полезно  назвать по философскому основанию  рациональной риторикой.

В разных национальных школах комбинации этих тенденций представлены по-разному. Задачи учебной риторики состояли в  том, чтобы привить достижения латинской  ораторики (и отчасти латинской гомилектики) литературе и письменности на новых национальных языках. Содержанием этих риторик были категории риторики Квинтилиана применительно к учебному процессу. Учебная риторика в ее лучших образцах, например риторика Пор-Ройяля, формировала красноречие на французском языке в том стиле, который характерен для французской словесности XVII в., т. е. с интересом не только к гражданской речи, праву, но и применительно к ученым сочинениям.

Польская и украинская риторика конца XVI и XVII вв. развивалась в университетах (коллегиях) и, помимо воспитания красноречия  и изучения латинского языка в  лучших образцах, имела и еще одну задачу – обслуживать и формировать  методику преподавания. Впрочем, ни одна из национальных школ не избежала решения  задач методики преподавания средствами риторики.

Протестантская риторика, лучшим образцом которой является риторика Меланхтона, преследовала не только учебно-методические цели. Смысл протестантизма, с точки зрения организации речи в обществе, состоит в отказе от монашества, в своеобразном обновлении религии. В канонических религиях (западном и восточном христианстве) монашество составляет отдельную часть общества. Монахи берут на себя ответственность за высшую практику религиозной жизни в духе, за высшие достижения духовной практики. Они уходят из общества для того, чтобы в конечном счете обогатить его духовной практикой. Эти представители могут обогатить и мирян результатами своих достижений в духовной практике.

Протестантизм отрицает монашество. Он предлагает духовным лицам как  бы миссионерствовать среди мирян, уже живущих христианской жизнью. Протестантизм направляет свои усилия на укрепление и развитие христианской этики в миру.

Риторика Меланхтона, как и другие протестантские риторики, соединяет правила светского и духовного красноречия, т. е. главным образом правила проповеди, судебной и показательной речи. Одновременно могут быть даны даже правила составления деловых письменных текстов.

И учебная, и протестантская риторика преследует главным образом практические цели овладения средствами языкового  выражения – красноречием. Иное дело рациональная риторика. Рациональная риторика, помимо задач овладения  красноречием, ставит целью развитие мысли и речи. Ее истоки восходят к Раймонду Луллию и к проблемам построения разделительных суждений. Разделительные суждения, в свою очередь, зависят от суждений, содержащих выделение всех подклассов данного класса. При построении речи на основании разделительных суждений выделяются общие места, описывающие категории мира. Такие общие места возводятся в истории логики к “категориям” Аристотеля. Образцом такой риторики может служить “Краткое руководство к красноречию” Ломоносова.

Информация о работе Риторика эпохи возрождения