Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

Начиная с XV века, происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти изменения требовали освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Содержание работы

Введение стр. 3
1. Антропоцентризм и проблема личности стр.5
2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация культуры стр.7
3. Пантеизм натурфилософии Возрождения стр.9
4. Проблема диалектики в философии Возрождения:
Н. Кузанский, Д. Бруно стр.11
Заключение стр.14
Список использованной литературы стр.15

Файлы: 1 файл

философия сдано!.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

    Министерство  образования и  науки Российской Федерации.

    Федеральное агентство по образованию.  

    Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» 
     
     
     
     

    Р Е Ф Е Р А Т 
     

    По  дисциплине: Философия

    По  теме: Эпоха возраждения… 
     
     
     

    Выполнила студентка группы Ал(з)М – 61:                            Т.Л. Пузикова

    Проверил:                                                                                        Л.Н. Цветков 
     

Алейск-2008

Содержание

Введение                                                                                       стр. 3   

  1. Антропоцентризм и проблема личности                              стр.5
  2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация культуры    стр.7
  3. Пантеизм натурфилософии Возрождения                            стр.9
  4. Проблема диалектики в философии Возрождения:

  Н. Кузанский, Д. Бруно                                                             стр.11

Заключение                                                                                  стр.14

Список  использованной литературы                                        стр.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

         Начиная с XV века, происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти  изменения требовали освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

         Эта новая эпоха осознает себя как  возрождение  античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идет и само название «Ренессанс», то есть «Возрождение». В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура, и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя  средневековому христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

         Неверно было бы считать, что средневековье  совсем не знало античности или целиком  ее отвергало. Уже говорилось, какое  большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее – аристотелизм. В средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету. Возрождение – как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

         Важнейшей отличительной чертой мировоззрения  эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой художественно эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается  человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Антропоцентризм и проблема личности. 
 

          В эпоху Возрождения, как никогда  раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности.

          Поэтому нередко можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения впервые формируется понятие личности как таковой. И если отождествлять понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность — это категория эстетическая, в то время как личность — категория нравственно-этическая. Если рассматривать человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех остальных людей, то надо смотреть на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека прилагать в этом случае только один критерий — критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности — способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением человеческой личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности  

    в XV— XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация культуры.

          В средневековом обществе были очень  сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда появляется новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Средневековый человек считал себя всецело обязанным традиции,- даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенно новый вклад в традицию. Индивид же эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

          Именно  эпоха Возрождения дала миру ряд  выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

          Разносторонность  — вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика — таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Альберти. В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т. д. и достигал мастерства именно в своей сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

          Тут, Впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы теперь хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин — как в средние века, так и в любую другую эпоху,— для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земледелию, но и к массе других областей: ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домашний скот, пашет, шьет, ткет и т. д. и т. п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специальной  рефлексии,   а  тем  более  демонстрации.   Стремлению  стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т. д.— содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтят теперь так, как в античности героев, а в средние века — святых.

          Эта атмосфера особенно характерна для  кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше всего возникли в Италии — во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение, как к церкви, так и к университетам, бывшим традиционными центрами средневековой учености. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

3. Пантеизм натурфилософии Возрождения. 

          В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии особенно усиливается к концу XV—XVI веку по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как началу несамостоятельному. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика, прежде всего, сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого «пантеизм» означает «всебожие». Христианский бог здесь утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер; он как бы сливается с природой, а она тем самым обожествляется и приобретает черты, которые не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс, видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ — растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил, с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята. Исходя из трех алхимических элементов — ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера — душе, а соль — телу. Подобно тому, как в человеке всеми отправлениями тела «заведует» душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало — архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

          Такое  магико-алхимическое  понимание  природы  характерно именно для XV—XVI веков. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным  представлением  о природе  как  целостном  и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от античного своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля,   которая   представлялась   им   слишком   рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными   существами   и   неодушевленными   стихиями — огнем, воздухом,  водой и землей.  Гораздо ближе  к  возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он еще с XIII—XIV веков воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского бога. С помощью этого понятия   натурфилософы   стремились   устранить   идею   творения: мировая душа представала как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    4. Проблема диалектики в философии Возрождения: Н.Кузанский, Д.Бруно. 

         Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и вполне объяснимым как естественный результат развития всей предшествующей философской мысли и выражения потребности духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося многогранного мыслителя Николая Кузанского (1401-1464)- теолога, философа, крупного ученого, особенно в области математики, астрономии и географии.

         Кузанец принадлежавший к ордену августинцев, утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвел революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязи  всех природных явлений, идеи диалектического совпадения  противоположностей, противоречия, учения о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума (человек есть его ум) как бы уподобляясь Богу. Мысли Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге по своему содержанию и форме утонченно-деалектичны. Также диалектична и его идея о соотношении части и целого – отдельное свидетельствует о предшествование целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

Информация о работе Эпоха Возрождения