Риторика эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания. Поэтому риторику вполне можно назвать персоналистической теорией речи.

Содержание работы

Введение
Становление риторики
Общая и частная риторика
Риторика эпохи Возрождения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

риторика2.docx

— 83.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Общая и частная риторика.

В начале XIX в. возникают понятия  “общая риторика” и “частная риторика”. С чем это связано?

Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям  вообще, или к каждому роду и  виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие  законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности  каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности  устного выступления. Например, к  общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким  стилем, о низком - сниженным. К частной  риторике относилось составление официальных  бумаг.

Объем и задачи риторики как науки  определяются в “Общей и частной  риторике” (1859) неизвестного автора: “В наше время риторика понимается в  обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в  основном разумели совокупность тех  сведений, которые нужны к образованию  оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В  наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все те произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения”.

Красноречие может быть изучаемо или  со стороны его внешних изменений, которым оно подвергается в различные  времена и у разных народов, или  со стороны основных, жизненных законов. Отсюда и наука красноречия распадается  на теорию и историю красноречия.

Теория красноречия есть наука, излагающая законы красноречия; эти  законы могут относиться или ко всем произведениям красноречия вообще, или к каждому роду и виду в  отдельности. Поэтому теория красноречия  разделяется на две части: на общую, излагающие законы, общие всем произведениям  красноречия, и на частную, исследующую  каждый род произведений порознь. Именно такой точки зрения на риторику придерживалось большинство русских исследователей в XIX в.

Становление научной риторики.

Сложившаяся в античности теория речи как инструмента развития общества как европейского, так и азиатского полностью подтвердилась на всех его этапах. Педагогическая система  Квинтилиана – гомилетика – рациональная риторика – поэтика и поэзия – научная риторика ХХ в.

Или:

Развитие теории речи – риторики – совершает как бы своеобразный круг, в котором общественные задачи риторики как исходного средства существования и развития общества дифференцируются по своим частным  задачам и интегрируются снова  в научной риторике.

 

Риторика эпохи Возрождения  

 

Христианство, не принявшее  языческой школы и построившее  свою, сохранило и адаптировало к новой монотеистической религии сильные стороны античного наследия. Риторика вошла в «семь свободных наук», на которых зиждилось образование в университетах средневековой Европы. Эти науки делились на тривиум (риторика, грамматика и диалектика) – науки о слове, и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) – науки о числе. Выпускники средневековых университетов владели единой латиноязычной риторической культурой и понимали друг друга, в какой бы части Европы они ни жили.

Триумф риторики продолжился в  эпоху Ренессанса, когда был заново открыт трактат Квинтилиана и  христианская мысль получила возможность  глубже освоить античное наследие.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) ораторское искусство получает новый импульс. Воскрешается судебное красноречие, появляется торговая (деловая) и парламентская разновидности красноречия. Ренессанс стал эпохой возвеличения человеческой индивидуальности. Кумиром становится Цицерон – оратор-философ, деятельная сильная личность. Риторика сближается с литературой, возрастает в риторическом каноне второй и третий разделы – композиционный и языковой. Гуманисты Возрождения провозглашали «универсальность человека» как идеал человеческого существования, отличающий это время от средневековья с его идеалом «аскета», «рыцаря», «праведника». Человеческая индивидуальность и свобода, как нигде, проявляют себя ярко в речевой индивидуальности и речевой свободе. Идея обновления словесности связывалась гуманистами с принципом «подражания древним». Цель ее – найти в родном языке риторические возможности, усвоив богатый опыт античных авторов. Художественная проза и поэзия способствовали повышению речевой культуры, усиливали чуткость к звучащему слову, воспитывали эстетический вкус к речи, к ее выразительным возможностям, содействовали выработке ораторского стиля. Классическими образцами риторического искусства можно назвать монологи Гамлета, Джульетты, Макбета, короля Лира и др. Затронув важнейшие вопросы действительности (правовые, экономические, религиозные, политические), риторика обогатилась живой национальной речью, отойдя от латыни старых учебников.

Набирают силу бунтарские проповеди  в лоне церкви. Итальянский монах  Савонарола (1452-1498 гг.) гневно обличает богатство и роскошь католической церкви, критикует Ватикан. Его проповеди способствовали народному восстанию 1494 г., приведшему к изгнанию из Флоренции тиранов Медичи и восстановлению республики. Идеолог чешской Реформации, вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви, ректор Пражского университета Ян Гус (1371-1415 гг.), свои проповеди произносил на простом народном языке, обладал ценной для каждого оратора способностью изменять форму изложения мыслей в зависимости от состава аудитории.

В период Возрождения огромное значение имело красноречие вождя  крестьянской войны Томаса Мюнцера. Блестящий оратор и полемист, Мюнцер зажигал сердца тружеников земли  и поднимал их на борьбу против помещиков-феодалов. Выдающимися ораторами этого  времени были Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и вожди религиозной реформации Мартин Лютер и Кальвин.

В многочисленных антифеодальных выступлениях, бунтах и крестьянских войнах позднего средневековья красноречие становится средством консолидации антифеодальных сил и революционной борьбы. В  огне крестьянских восстаний и войн выдвигаются народные вожди и  ораторы, призывающие народ к  борьбе за свободу, такие, как Гильом Каль – один из вождей Жакерии во Франции, Джон Болл и Уот Тайлер – руководители крестьянских восстаний в Англии, Ян Гус и Ян Жижка в Чехии и др.

Итальянские гуманисты эпохи Возрождения  обращаются к забытой и искаженной в средние века античной культуре. Светское красноречие XIV и XV веков в Италии и в других странах находится под влиянием античной риторики. В то же время сильное воздействие на развитие теории ораторского искусства оказывают идеи «великих титанов» Возрождения Кампанеллы и Томаса Мора, Петрарки и Данте, Рабле и Шекспира, Сервантеса и Лопе де Вега.

Например, Петрарка, в своем произведении 1367 г. «О невежестве своем собственном и многих других» обсуждает вопрос, в какой мере христианину позволено быть «цицеронианцем»: «Конечно, я не цицеронианец и не платоник, но христианин, ибо нимало не сомневаюсь, что сам Цицерон стал бы христианином, если бы смог увидеть Христа, либо узнать Христово учение».1

Под влиянием трудов Цицерона и, созданного Данте, литературного языка, а также  восторгов, связанных с поэзией  эпохи Возрождения появляются  риторики на национальных языках.

В связи с развитием национальных языков появляется искусство перевода, где используется риторика, особенно в украшении текста. Национальные языки всё больше влияют на художественную литературу, где цель писателя – при помощи слов  ярко представить воображаемый мир, отличный от реального. Вот почему риторика получает новое, ещё более далекое от убеждения третье определение:

«Retorika  est ars ornandi» — «Риторика  есть искусство украшения».

Начиная с середины 16-го века, риторика завоевывает прочные позиции  во французском обществе. В 1540 –  е гг., при Франциске I,  французский язык становится  государственным, а при Людовике ХIV (царствовал 1661-1714 гг.) риторика стала наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания.

Под её  воздействием меняется вся французская литература и публикуется  бесчисленное множество риторических трактатов: «Источники французского красноречия Шабанеля (1612 г.); «Красноречие  для обучения дамы высшего света» Левена де Тамплери (1698 г.); «Искусство речи» Бернара Лами (1675 г.),  Ж.-Б. Кревье со своим знаменитым произведением «Истории о римских императорах» и др.2

Посмотрим, какие требования предъявляет  Бернар Лами в своей книге «Искусство речи» (“L’art du discours”, 1675 г.) качеству разума, необходимые оратору:

«Разум должен управлять преимуществами, данными нам природой. Для  истинного красноречия необходимо иметь ум, наделенный тремя качествами: широтой, живостью, проникающей в суть предмета, освещающий его изнутри во всех подробностях, в третьих, справедливостью: именно он управляет прочими качествами  ума и воображения. Люди с таким умом отбирают то, что достойно высказывания не по совету воображения, в указанное светом разума.»

Далее Бернар Лами вслед за Цицероном выдвигает три стиля  и объясняет их выбор. По его мнению, «слова, произнесенные о великих вещах, делают стиль высоким. Его достигают при помощи фигур речи, а фигуры указывают на влечение сердца. Для того, чтобы их употребление было уместным, уместна должна быть и страсть их породившая. Каждому душевному волнению соответствуют определенные фигуры. Если предмет велик, то его нельзя вообразить без величавого чувства, стиль при этом должен быть оживлен и разнообразен богатыми фигурами и метафорами всякого типа. Если же предмет обычен, то стиль его должен быть прост.

Обычно ораторы говорят,  чтобы прояснить смутные, неясные истины. Это требует распространенного стиля, ведь оратору надо рассеять облака и тучи, за которыми кроется истина. Для того, чтобы истина сделалась доступною неотёсанным людям или людям с рассеянным умом, её стоит преподносить по-разному, а именно, показывать с разных сторон. Речь должна восприниматься с интересом так, чтобы предмет её был ощутим и осязаем. Поэтому ораторы прибегают к общим местам, которые так называются потому, что содержат самые распространенные взгляды, напоминающие нам о предмете речи и позволяющие судить о нём с разных сторон. Ведь если с разных сторон смотреть на предмет, то гораздо проще представить себе то, что о нём можно сказать: представить предмет как вид определенного рода, особенности предмета, определение предмета и перечисление его частей, сопоставить его с другими предметами по принципу сходства или различия (употребляя сравнения и антитезы) увидеть положительные и отрицательные стороны предмета, чтобы возбудить к нему любовь или ненависть, причины и следствия, сопутствующие появлению предмета или обстоятельствам дела. (Цицерон, чтобы обвинить Верреса подробно описывает с иронией и отвращением следы его пороков в Сицилии).3

Чтобы достигнуть сердец слушателей, оратору  необходимы четыре качества: ясность, сдержанность, доброжелательность и скромность.

Ничто так не располагает человека как проявление дружеских чувств к нему. Ведь тем, кто убежден, что  их любят, можно сказать что угодно. Чтобы проникнуть в сердца слушателей, надо работать над тем, чтобы они  изменили свои чувства и прониклись чувством оратора, для этого, не раня истины, нужно отталкиваться от  всего разумного, что есть в противоположном мнении, похвалить то, что достойно похвалы, но действия этих людей совершены не в том направлении и не в нужном месте.  Для объяснения ошибок лучше всего подходят притчи: оратор рассказывает пагубную историю о других, слушатели видят в них самих себя.  Мы можем заставить людей действовать только в соответствии с движением их страстей: скупому обещать ещё большее богатство, сластолюбцу обещать большее наслаждение, которые таят в себе огромную скорбь. Можно сказать, что страсть – это пружина, находящаяся в душе, если оратору удастся почувствовать эту пружину и научиться управлять ею. Он сможет убедить всякого в чем угодно».

Как мы видим, Лами подходит к речи с позиции единства формы и  содержания, а к оратору – как к мудрецу. Примечательно, что Лами научает приёмам убеждения через проявление дружбы и сдержанности, что весьма необходимо и в наши дни для ведения переговоров при наличии разногласий и нарастания конфликта.

Во времена Людовика ХIV  (и Бернара Лами) ещё более возрастает интерес к риторике: ей посвящают конференции, создаются bureaux d’adresse (почтовые ящики) для различных мнений и суждений о риторике. Искусству риторики обучают в университетах, частных академиях, салонах (например, в салоне Ришелье).

Франция, указанного периода, характеризуется  также разнообразием видов светской риторики: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика портрета, риторика загадки, риторика метаморфозы и  т.д.

Риторика проникает и в придворный этикет. Из искусства речи она превращается в  жизненный кодекс, формируя сознание дворянина и является главным образцом и моделью для подражания  галантного века. Именно с проникновения риторики в этикет связывают появление знаменитой французской галантности.

Риторика  приобретает исключительное положение в связи с рационализмом Декарта и Спиноза, проповедующими жизнь на разумных основаниях, где разум действует при помощи слова.

К середине 17 века во Франции завершается  процесс становления и укрепления централизованной государственной власти, абсолютная монархия достигает апогея своего могущества. Литература, искусство и наука были поставлены под контроль государства.

Здесь хотелось бы остановиться немного на рассмотрении такой влиятельной  фигуры, как кардинал Ришелье, который  оказал заметное влияние на духовную жизнь французского народа. В частности, он придавал большое значение пропагандистской и назидательной роли литературы и театра, а особенно театра, который по его мнению оказывал большое воздействие  на общественное мнение. Опекая деятелей культуры, с целью проявления творческой активности, тем не менее, кардинал, стремился препятствовать развитию тенденций слишком вольнолюбивых и реалистически откровенных, с точки зрения правящих кругов, деятелей культуры.

Все эти соображения, побудили Ришелье  в 1634 г. создать Французскую Академию, целью которой было способствование развитию отечественной литературы и родного языка.

Перед Академией стояли задачи:

- составление словаря  и грамматики французского языка,

- обсуждение произведений, написанных членами Академии (состав  их утверждался лично Ришелье)

Информация о работе Риторика эпохи возрождения