Гуманизм эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:03, доклад

Описание работы

Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает в Европе XV – XVI вв. нашей эры. Главными социально-экономическими причинами ее появления были:
- зарождение капитализма и качественно новых форм жизни общества, которые требовали эффективности производства и активности самого человека;
- ремесленные цеховые объединения превращались в мануфактуры;
- происходило расширение технической сферы, изобретательства – как показателя прогресса того времени;
- капиталу требовались новые зоны распространения своего влияния, в связи с этим берет начало эра Великих морских открытий (открытие Америки, морского пути в Индию и т.д.), происходит выход из морской акватории в океан;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.15 Кб (Скачать файл)

Гуманизм эпохи возрождения

Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает в Европе XV – XVI вв. нашей  эры. Главными социально-экономическими причинами ее появления были:

-            зарождение капитализма и качественно новых форм жизни общества, которые требовали эффективности производства и активности самого человека;

-            ремесленные цеховые объединения превращались в мануфактуры;

-            происходило расширение технической сферы, изобретательства – как показателя прогресса того времени;

-            капиталу требовались новые зоны распространения своего влияния, в связи с этим берет начало эра Великих морских открытий (открытие Америки, морского пути в Индию и т.д.), происходит выход из морской акватории в океан;

-            наступает период секуляризации (освобождение от тотальной власти церкви), культура все в большей мере начинает носить светский (не церковный) характер;

-            в центре внимания оказывается "человек действия", способный изменять окружающую действительность и самого себя;

-            все эти преобразования подготовили почву для буржуазных революций — периода захвата политической власти ставшей экономически мощной буржуазией.

Вследствие этого  изменяется сам тип философствования, он все дальше уходит от схоластики, приобретаетнатурфилософские (лат. "natura" - природа) черты. В этот период начинает развиваться пантеизм – система взглядов, отождествляющих Бога и природу: Бог растворен в природе, пронизывает все ее проявления. Первым крупным представителем пантеизма был Николай Кузанский (1401 -1464 гг.). По его мнению, природа бесконечна, хотя производна от Бога, Земля - центр Мира. Процесс ее познания - это не нахождение "божественной истины", а бесконечное углубление в тайны мироздания. В итоге отступление от схоластических канонов привело к усилению интереса к естествознанию.

Наиболее значительным событием стало открытие гелиоцентрической (греч. "helios" - солнце) системыНиколаем Коперником (1473 - 1543 гг.).

Он математически  обосновал, что Земля вращается  вокруг своей оси и вокруг Солнца - центра Вселенной. Подобное в корне противоречило положениям геоцентрической (греч. – “GE” - Земля) системы Птолемея, согласно которой Земля - центр Мира, и Солнце вращается вокруг нее. Новая астрономическая теория отвергала исключительное местонахождение Земли по отношению к высшим силам, чем вызвала негодование церковных кругов. Несмотря на это, уточнение новых взглядов было продолжено Джордано Бруно (1548-1600гг.). Он развивал идеи, утверждающие, что центра и границ Вселенной не существует, Солнце - лишь центр нашей Солнечной системы, настаивал на том, что все миры физически однородны и заселены живыми существами. Д. Бруно подчеркивал важность признания принципа неразрывного единства материи (вещества) и ее форм, при этом утверждал приоритетность первой. Он принадлежал к числу последовательных пантеистов, основу своего учения базировал на материалистических идеях.

Продолжил научное  обоснование системы Коперника - Бруно великий итальянский ученый Галилео Галилей(564-1642 гг.). Будучи крупнейшим создателем механики, он явился родоначальником механицизма(распространение законов механики на все проявления объективной реальности) и метафизического материализма (рассмотрение предметов окружающего мира вне развития). Г. Галилей абсолютизировал (преувеличивал) значение механических законов движения материи . Считал материю состоящей из частиц, не имеющих качеств, не признавал существование одушевленности. Мир, по его мнению, состоит из неуничтожимых элементов, которые не допускают появления нового. Вселенная, созданная Богом, бесконечна. В ее центре находится Солнце. В дальнейшем мир стал развиваться самостоятельно и разнообразиться.

В подобной позиции  имеются противоречия: неразвивающиеся  элементы и развивающаяся Вселенная. Но тем не менее важно, что ученый впервые сформулировал деистический (лат. "deus" - бог) принцип построения мира: Бог – безличная его первопричина, мир качественно изменяется по своим собственным законам. 

Соц- фил мысль эпохи возрождения

Особое  место в философии Возрождения  занимают концепции, обращенные к проблемам  государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469— 1527) и Франческа Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

Самым крупным  и оригинальным из них был итальянский  мыслитель, историк и государственны деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Средневековую концепцию божественного предопределения  Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) — воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба «... являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений».

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было  освобождено от абстрактного морализирования. Как сказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон: «... нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать».

Политический  реализм Макиавелли проявляет и  при анализе государственных  форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным  объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы  избежать расставленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.

«... Государь, если он хочет сохранить власть, должен  приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности».

Подобные  рассуждения Макиавелли создали  ему печальную славу учителя  тиранов и автора тезиса «цель  оправдывает средства», а его  имя стало синонимом проповеди  политического вероломства и насилия — «макиавеллизма».

Творческое  наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя  состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия  на реальную почву, превратил ее в  объект беспристрастного анализа, тем  самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства  возможного. 
 
 

Натурфилософия  эпохи Возрождения

Не менее  сокрушительный удар по схоластическому  мировоззрению и церкви, чем гуманистическая  мысль, реформационные процессы и еретические  рассуждения Макиавелли, был нанесен  развитием естествознания, которое  в XVI в. добилось значительных успехов.

Стремление  к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в  творчестве Леонардо да Винчи (1452— 1519),Николая Коперника (1473—1543), Иоганна Кеплера (1571— 1630), Галилео Голиея (1564—1642).

Их теоретические  разработки и экспериментальные  исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений  о науке, об отношении между теорией  и практикой.

Леонардо  да Винчи, гениальный художник, великий  ученый, талантливый изобретатель (в  числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое  знание порождается опытом и завершается  в опыте. Но подлинную достоверность  результатам экспериментирования  способна придать лишь теория.

«Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без  руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука — полководец, и практика — солдаты».

Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи Коперника, положенные  в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

Это открытие произвело поистине революционный  переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе  Аристотеля-Птолемея. Вот почему и  сегодня при упоминании о любом  значительном изменении употребляют  выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».

Успехи  в развитии естествознания в немалой  степени определили и характер философских  размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым  следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

Бог в философии  Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.

Согласно  пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может  иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и  нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду  и нигде». Мир не бесконечен, иначе  он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку  у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

В космологии Кузанского отвергалось учение о  Земле как центре Вселенной, а  отсутствие неподвижного центра привело  его к признанию движения Земли. В  трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «...Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

Было бы неверно видеть в космологических  построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное  положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления  о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.

Натурфилософия  получила развитие в творчестве Джордано Бруно(1548-1600). Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

«Бесконечные  миры... все движутся вследствие внутреннего  начала, которое есть их собственная  душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

Положение о бесконечности Вселенной позволило  Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.

Разорвав  границы мира и утвердив бесконечность  Вселенной, Бруно оказывается перед  необходимостью выработать новое представление  о Боге и его отношении к  миру. Решение этой проблемы свидетельствует  о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа  есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится  в самой природе как внутреннее деятельное начало.

Если в  рассуждениях Николая Кузанского природа  как бы погружается в Бога, который  сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется  с природой, и он немыслим вне  материального мира. В этом состоит  кардинальное отличиенатуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

Информация о работе Гуманизм эпохи возрождения