Последовательность речевых действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Аристотель был одним из первых людей, который посвятил приемам и принципам риторики целую книгу. Эта книга так и называется – «Риторика». По мнению древнегреческого исследователя, риторика так же мало, как и диалектика, «имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни». Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все и на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности. Понимая риторику именно таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения, что и является предметом данной статьи.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ1 (1).docx

— 60.97 Кб (Скачать файл)

Введение

Одной из самых древних классификации способов убеждения является концепция древнегреческого мыслителя Аристотеля, которая делит все возможные аргументы выступающего всего на 3 группы: этос, логос и пафос.

Термины "этос", "пафос", "логос" - основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю.

Аристотель был одним из первых людей, который посвятил  приемам и принципам риторики целую книгу. Эта книга так и называется – «Риторика». По мнению древнегреческого исследователя, риторика так же мало, как и диалектика, «имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни». Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все и на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности. Понимая риторику именно таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения, что и является предметом данной статьи.

Согласно классификации знаменитого античного мыслителя, которую он предложил еще IV веке до нашей эры, всю нашу аргументацию можно разделить на 3 группы: пафос, логос и этос. Критерием этого деления выступают разные начала человека: чувственное, умственное и нравственное, — которые он использует для убеждения слушателей.

1) Логос (в переводе с греческого — "слово", "мысль", "смысл", "понятие", "намерение") — термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (высказывание, речь) и "понятие" (суждение, смысл). Логосом принято называть словесные средства, использованные выступающим для реализации замысла речи, а также для понимания речи слушателями. Если пытаться абстрагироваться от остальных составляющих речи, то логосом можно называть просто текст написанный на бумаге и содержащий в себе только лишь логическую цепочку суждений автора.

Логос как основная категория классической риторики призван воедино представлять мысль и слово, что практически означало: слово имеет смысл, мнение, оно должно идти от разума и апеллировать к нему. Основатель риторической науки Аристотель видел Логос, т.е. риторику как науку, имеет два основных средства убеждать:

1) силлогизм (вывод от общего к частному)

2) энтимему (сокращенный силлогизм, в котором в процедура соображения и заключения не полностью показана, а должны бы уже готовое заключение). Троп энтимемы - это троп, а троп с точки зрения логики - это сокращенный силлогизм. В современной риторике логичность является одним из основных признаков речи и текста. Она реализуется через возможность выбора в языковом изложении последовательности рассуждений, непротиворечивости.

Пафос (в переводе с греческого — "возбуждение",  "страсть", "воодушевление", "страдание") — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. Пафосом принято называть все элементы аргументации, которые эмоционально воздействуют на слушателей.

 

Этос (в переводе с греческого – "характер", "нрав", "душевный склад") — в античной философии обозначал привычки, нравы, темпераменты, обычаи. Этос как более устойчивый нравственный элемент аргументации, часто противопоставляется пафосу, как временному душевному переживанию. Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи: тема, составляющие части плана речи или отдельные слова. Неуместную речь даже при сильной аргументации (логосе), слушатели могут не воспринять. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками коммуникации (выступления, спора и  т.п.).

 

Термины "этос", "пафос", "логос" - основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю . Эти условия  касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Например: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса .

Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы - существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе .

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: "Таскать вам - не перетаскать" и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по-русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики  - этос, пафос, логос - находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

1.Последовательность речевых действий

Риторика представляет речь в виде последовательности речевых действий.

Последовательность речевых действий бесконечна, на каждом звене этой последовательности получатель речи становится создателем речи :

Функции получателя речи (П) и создателя речи (С) присущи каждому звену последовательности речевых действий, поэтому при каждом речевом действии каждое последующее звено предъявляет предыдущему требования этоса.

Но речевая цепь оборвалась бы, если бы каждый создатель не выполнял бы требований пафоса , т.е. намерения высказать содержание, неизвестное очередному получателю речи.

Изображение символически показывает, что видимой в данном речевом действии частью является логос (Л), а пафос (Пф) и этос (Э) невидимы, так как они представляют условия совершения данного речевого действия: пафос скрыт в душе создателя речи, а этос скрыт в предшествующих речевых действиях, в которых создавались условия, определяющие возможность принять речь.

Но пафос есть то, что вызовет речь, а этос - то, что создаст для нее условия: и этос, и пафос находятся как бы в человеке. Человек слушающий - носитель этоса - становится говорящим - носителем пафоса и, отсюда, по признакам пафоса и этоса человек меняет свое место в речевой цепи: из носителя этоса как получатель речи, он становится носителем пафоса как создатель речи.

Квадратные скобки обозначают этос, а круглые скобки обозначают логос как понятное обоим слово. Логос - речь материально осязаемая, а условия этоса известны из содержания предшествующей , нередко далеко предшествующей речи.

По скобкам речевая цепь может быть поделена на два отрезка:

Оба отрезка имеют по три позиции и по составу позиций могут быть записаны в виде трех столбцов:

(номера I, II и III обозначают  позиции). Запись столбцами имеет  смысл потому, что получатель  речи есть тот же человек, что  и говорящий. Он сочетает в  себе символ человека (Х) и символ  речи ( ), т.к. меняет свои функции  от получателя к создателю  и наоборот.

Первая строка может быть записана следующим образом:

 

"Создатель речи - речь - получатель речи",

Вторая строка записывается так:

"Получатель речи - создатель речи - речь".

Это позволяет уточнить отношения этоса, пафоса и логоса.

"Создатель речи - речь - получатель речи"

"Получатель речи - создатель речи - речь"

Рассматривая появление категорий этоса, пафоса и логоса по позициям, устанавливаем:

 

2.Диалектика  --- источник категорий речи

Перед нами элементарная матрица дистрибутивного различения, которая позволяет различать в речи, данной в виде логоса, т.е. словесно выраженной звуком или на письме, важные смысловые категории, которые не могут быть объяснены звуком, но тем не менее существуют-то как часть личной психологической природы человека (пафос), то как часть его социальной природы (этос). Для наблюдателя смысла речи эти индивидуально-психические и социальные категории включены в ее словесно осязаемую (видимую и слышимую) природу и одушевляют эту природу, так как без этоса и пафоса логос теряет смысл.

Идея такого троичного различения структуры речевого действия, несомненно, восходит к практике античной диалектики, когда философы установили, что для того, чтобы совместно искать истину (а не личную выгоду или что-либо еще), нужно, чтобы был правильный диалог , когда философ, выслушивая речь полностью, дает на нее полный же ответ, т.е. по правилу диалектики участник диалога из слушающего становится говорящим, рассуждая на ту же тему и по тем же смысловым правилам.

Принципы риторики происходят из диалектики. Характерно, что цивилизации Востока не разработали принципов риторики, так как диалектическая философская беседа не была свойственна их культурам. Арабский исламский мир разрабатывал риторику по греческим образцам и главным образом как гомилетику и логико-философские трактаты, индуизм сосредоточился на философско-психологической проблематике; буддизм, разработав логику, использовал ее как гомилетику; китайская филология использовала логику " Книги перемен " для композиционных форм письменно - литературных сочинений. Поскольку диалектика как диалог по особому условию не стала обычаем восточного общества , представлять человека как создателя и получателя речевой семантической информации как бы не было нужды.

Категории этоса, пафоса и логоса можно отыскать только в литературной критике, но эти категории в литературно-критических сочинениях существуют имплицитно , их можно выделить только путем специального анализа.

 

3.Место риторики: противопоставление поэзия -  проза

Риторика традиционно противопоставляется поэтике, грамматике и стилистике. Этос, пафос и логос ярче объяснятся, если рассмотреть, как эти главные понятия риторики сополагаются с отправными понятиями этих наук.

Традиционно считается, что риторика относится к ораторской прозе или к прозе документной, научной и пр., а поэзия - к поэтическим произведениям. Считается, что поэтика и риторика отвлекаются от разного эмпирического материала текстов, и поэтому они различны.

Действительно, эмпирический материал текстов, являющихся примерами и образцами для поэтики и риторики, различен. Аристотель показал, что важнейшими родами ораторской речи являются судебная, совещательная и показательная речь с их разным отношением ко времени предмета описания: совещательная говорит о будущем, судебная - о прошлом, а показательная - о связи прошлого с будущим. Роды поэзии иные. В поэтике Аристотеля родов поэзии тоже три: эпос, лирика и драма. Они различаются не отношением ко времени описываемых событий, а степенью украшенности: малой - эпос, средней - лирика и полной - драма. Под украшенностью понимается не словесный строй речи , а внешние по отношению к речи семиотические действия : костюм, музыкальное сопровождение, театр и все сюда относящееся, кроме речи.

Эта классификация действительно является индуктивным отвлечением от практики ораторской речи, с одной стороны, и художественной речью, с другой. Но Аристотель одновременно показал, что прозу и поэзию разделяют более глубокие принципы: задачей риторики является убеждение, а задачей поэзии - подражание. Аристотель не отнимает у поэзии учительной стороны, но говорит, что учительные свойства поэзии не стойки, что хотя и можно поучиться на поэтических текстах, но слушатель скоро забывает их вразумляющий эффект.

Информация о работе Последовательность речевых действий