Последовательность речевых действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Аристотель был одним из первых людей, который посвятил приемам и принципам риторики целую книгу. Эта книга так и называется – «Риторика». По мнению древнегреческого исследователя, риторика так же мало, как и диалектика, «имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни». Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все и на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности. Понимая риторику именно таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения, что и является предметом данной статьи.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ1 (1).docx

— 60.97 Кб (Скачать файл)

Как видим, диалектика при этом сопоставлении не рассматривается.

Полезно сопоставить эти основные эмпирические качества.

Поэзия: цель - подражание; роды - эпос, лирика, драма.

Риторика: цель - убеждение; роды - совещательная, судебная, показательная (речь).

В обоих случаях есть категория цели и есть разделение на роды. Несомненно, что цель как побудительный источник речи относится к категории пафоса, роды поэзии и прозы связаны с организацией собрания людей (театральное зрелище, домашнее музицирование, публичное исполнение эпоса, народное собрание, праздник, суд), т.е. они есть проявление категории этоса в его разновидностях (различия в социальной организации речи). Что касается логоса, то есть общие и различные части. То, что относится к делению слогов, звуков , частей речи (трехчастное деление: подлежащее, сказуемое - предикат, член - связь между ними) равно относится и к поэзии, и к прозе. Это же относится и к начаткам категории стилистики . Но то, что различает поэзию и прозу, - это категория общих мест в риторике и ее отсутствие в поэзии, хотя есть ссылки на мифологию и быт в сфере подражания - мимесис. Это значит, что у Аристотеля фактически присутствует понятие логоса как общее понятие для поэзии и для прозы и в частных разновидностях для этих областей речи.

Отсюда следует, что и к поэзии, и к прозе равно применимы категории: этос, пафос, логос, так как, исходя из этих понятий, развиты специальные понятия поэтики и риторики, и эти категории являются категориями речевой деятельности вообще и, следовательно, категориями риторики как учения о речи. Поэзия, как это дано у многих позднейших риторов, является разновидностью речи и, следовательно, подчиняется прежде всего общим законам риторики , а потом уже частным ее законам применительно к поэзии. Сводить риторику к какому-либо частному виду речи - ораторике, гомилетике, научной прозе и пр. - нельзя, так как это тоже разновидности речи . Отсюда можно определить поэтику как частную риторику художественной речи, видоспецифической особенностью которой является мимесис.

4. Место риторики: отношение к грамматике

Отношение риторики (или ораторики и поэтики вместе) к грамматике (или лингвистике) имеет иной характер. Принципом грамматики является выделение и описание тех элементов речи , которые достаточно регулярно и по определенным правилам воспроизводятся (а не производятся) в разных по авторству и аудитории речевых действиях. Грамматика отвлекается от того, кем, когда, для кого, на какую тему и каким образом было создано высказывание.

То, что относится к речевому действию , т.е. цель его, кто на кого воздействует, какими средствами, с каким результатом, для грамматики не существенно. Поэтому любое, самое разное речевое действие называется нейтральным словом "высказывание". Для грамматики основным свойством высказывания является его делимость на части и возможность отождествить полученные в результате деления части с подобными частями других высказываний.

Части, отождествляемые в разных высказываниях в зависимости от места, занимаемого ими в разных высказываниях, сводятся в особые классы -парадигмы . Это делается для того, чтобы одну какую-либо единицу из парадигмы, в случае нужды, выбрать и поставить на свойственное данному классу единиц место.

Грамматика (современная лингвистика) служит для создания возможности построить любое высказывание, т. е. совершить любое речевое действие , независимо от его замысла и назначения.

Это свойство грамматики (лингвистики) обычно обосновывается тем, что каждый из говорящих является и слушающим, т. е. на том, что речь обратима и едина в создании и восприятии.

Это допущение лингвистики является источником построения ее категорий, таких, как синхрония - диахрония , язык человека - язык общества, норма - отклонение от нормы . Все эти основные категории основаны на понятии правильности построения высказываний и ошибок при отклонении от правил. Для пояснения своих категорий лингвистика прибегает к образу шифровки и дешифровки, кода и сообщений. Для того, чтобы передать секретное сообщение, его зашифровывают, чтобы нежелательные лица не узнали его содержания, а затем дешифруют. На схеме показано, что говорящий и слушающий, используя язык в лингвистическом понимании, поступают точно также: придают мысли зашифрованную в виде условных знаков форму, а затем дешифруют и узнают содержание сообщения.

Этот образ хорошо передает принципиальное различие в действиях грамматика и ритора.

Шифровальщик и дешифровщик не интересуются содержанием сообщения. Содержание сообщения важно для тех, кто его создает и получает, т.е. для речедеятелей, совершающих речевое действие. Шифровальщик и дешифровщик лишь перекодируют элементы сообщения и создают возможность секретной передачи сообщения. Им неважно, на кого и как сообщение воздействует. К смыслу сообщения они не должны иметь интереса. Если такой интерес проявится, то это будет, по меньшей мере, нарушением служебной этики.

Риторика анализирует речевое действие, грамматика говорит о том, как обеспечить понятность слов и выражений, составляющих речевое действие.

Для риторики смысл всякого речевого действия у создателя речи один, а у получателя другой. Для грамматики смысл у обоих участников коммуникации с помощью речи одинаков.

Для риторики те, кто образуют речевое действие, получают речь, всегда различные категории людей, для грамматики это не значимо.

Для риторики существенен результат речи , для грамматики это несущественно.

Это различие показывает, что ни риторика, ни грамматика в отдельности не могут считаться наукой о языке только потому, что они изучают как материал наблюдения речевую деятельность людей. В одном и том же материале эти науки видят разное, так как каждая из наук имеет свой принцип, свои отправные понятия и те факты и стороны наблюдаемого предмета, от которых они отвлекаются.

5. Место риторики: отношение к грамматике и стилистике

Еще одной наукой о языке является стилистика . Роль стилистики состоит в соединении риторических и грамматических представлений о языке. Существуют риторическая и поэтическая стилистика , с одной стороны, и лингвистическая - с другой.

Стилистика  - более широкая область наблюдений. Она относится, по сути дела, к любым поступкам человека, может быть стиль инженера, политика, архитектора, музыканта, стиль правления, стиль времени и т.п. При изучении фактов речи стилистика развила следующие категории : а) тропы и фигуры речи , которые обычно излагаются в риториках и поэтиках, - назовем их риторической стилистикой ; б) стилистические пометы в словарях, вроде: просторечие, возвышенное, специальное и т. п., - назовем это лингвистической стилистикой ; в) функциональная стилистика ; учение о том, в каком виде словесности какие композиционные построения и какие лексические единицы и грамматические конструкции употреблены.

Эти три категории стилистики относятся именно к речевым действиям. В работах по литературоведению применяются категории, которые соединяют не только речь, но и другие виды деятельности, говорят о готическом романе, литературе барокко , классицизме и модернизме в литературе и т. п. Эти классификации относятся к стилю деятельности вообще, и в том числе к литературной деятельности.

Что касается стилистики речевой деятельности , то она противополагается и сополагается с поэтикой и риторикой , с одной стороны, и с грамматикой (лингвистикой ), с другой. Назовем ее речевой стилистикой .

Таким образом, виды речевой стилистики составляют единство и каждый вид рассматривает стиль речевого действия или стиль высказывания со своей точки зрения. Композиция  - существенный индивидуальный момент речевого действия, речевого поступка . Есть типы композиций , характеризующие вид словесности, например, показательную речь или документ, но конкретный текст данного вида обычно придерживается типа композиции, но может и изменять отчасти этот тип, добавлять или опускать что-либо из типовой композиции.

Слова и выражения всегда стилистически определены, их определение может быть дано либо по отношению к виду словесности: научное, специальное, церковное и т. п.; либо по отношению к конкретному слову: нейтральное, возвышенное и т.п.; либо по происхождению, например: церковнославянское, тюркское, латинское и т. п. Характеристики лексики по происхождению и употреблению пересекаются, и в каждом словаре есть своя система стилистических помет.

И риторическая стилистика, и лингвистика отличаются одним общим свойством. Они представляют собой инвариантные единицы , выделенные из разных речей, принадлежащих разным видам словесности, т. е. по методу образования эти единицы стиля речевых произведений такие же, как лингвистические единицы . Например, метафора или риторический вопрос как категории стилистики отвлекаются от явлений речи так же, как и грамматические формы. Они, так сказать, "аграмматичны" по способу наблюдения и описания.

Пометы стилистического характера, даваемые в словарях, служат для выбора слов при построении данного высказывания. Выбор слов не факультативная, а обязательная часть речевого поступка. Речевой поступок , речевое действие и выбор слов в нем отражает пафос, регулируется этосом и представляет собой логос. По методу использования это риторика. Композиционная сторона высказывания может быть типовой (как лингвистический инвариант) и элементом индивидуализации высказывания (как вариант). Отношение вариантов к инварианту есть отношения культурного образца и действия с учетом образца, т.е. относится к использованию культуры, к культуре речи (отсюда типовые письма в письмовниках, открытки со стандартными текстами и др.).

Это значит, что стилистика применяет грамматический метод наблюдения и описания ради риторического использования по законам речи. Стилистика составляет то, что соединяет и различает риторику и грамматику. Стилистика в ее отношении к грамматике и риторике объясняет особенности подходов риторики и грамматики к высказыванию, речевому действию.

 

 

6. Индукция и дедукция в риторике

Античная риторика, гомилетика, рациональная риторика выводили свои положения из практики ораторского и проповеднического красноречия. Они представляли собой обобщение удачных приемов ведения убеждающей речи и обосновывались риторами эвристически.

Однако любое положение, закрепленное термином риторики, фактически скрывало две стороны: объективные законы реальности речи, с одной стороны, и правила удачного использования этих законов, с другой.

Риторика Аристотеля начинается от различения трех видов речей: показательной , судебной и совещательной. Это разделение дано эвристически: "есть такие виды речей". Но в этих начальных терминах скрыты, во-первых, категории этоса  - виды собраний, где может быть публична речь, во-вторых, категории пафоса  - прославить или проклясть кого-либо и что-либо, рассмотреть прошедшие и не видимые сейчас события, склонить или отклонить предлагаемые решения, и, в-третьих, категории логоса - способы создания понятной и эстетически совершенной речи. Все эти категории: пафос , этос и логос  - объединяются в свою конфигурацию в данном высказывании.

Ораторская практика античности не могла дать ясного разделения законов и правил, так как и в народном суде, и в народном собрании употреблялись судительность и совещательность речи одновременно, нередко призывали богов в свидетели, хвалили и проклинали - все в одном и том же высказывании. Современная ораторская практика, например, в суде также показывает, что судебный оратор хвалит закон и осуждает беззаконие, советует принять суду то или иное решение и разбирает дело, как говорят, по существу. Таким образом, строгое различение, проведенное Аристотелем, - плод теоретической мысли, хотя и опирающейся на практические прецеденты ораторских удач и провалов. Таблица обобщает теоретические идеи, лежащие в основании разделении видов речи .

Вид речи

Этос

Пафос

Логос

Показательная

Торжественное собрание

Прославить или осудить

Соединить прошлое и будущее

Судебная

Народный суд

Осудить или оправдать

Речь о прошлом

Совещательная

Народное собрание

Склонить или отклонить

Речь о будущем


Из этой таблицы следует:

а) всякий вид речи есть закономерное единство этоса, пафоса и логоса, специфическое для данного вида речи;

б) все виды речи в категории логоса выделяют такой вид речевого смысла как отношение ко времени;

в) все виды речи в категории пафоса выделяют модальность - отношение к действительности через действие : отсутствие действия, изучение результатов действия, намерение совершить действие;

г) все виды речей в категории этоса выделяют реальные и мыслимые поводы для создания аудитории в ораторской практике: объединение людей (торжественное собрание), установление справедливости в споре (суд), обеспечение будущей безопасности (народное собрание). Эти три повода создают общежительство. Поэтому, по Аристотелю, пределы государства - речевая досягаемость (внутренние, а не внешние границы);

Аристотель как бы спрашивает себя и отвечает:

_ "Где границы государства?"

_ "Границы внутренние, общежительство".

_ "Что минимально необходимо  для общежительства?"

_ "Объединение, справедливость, безопасность".

_ "Как можно достичь этих  критериев общежительства в условиях политики?"

_ "Торжественными собраниями, народным  судом, народным собранием".

_ "Как такие аудитории при  целях объединения, справедливости, безопасности требуют самым простым  и эффективным образом построить  речь?"

_ "Говорить о будущем или  прошлом или связи будущего и прошлого раздельно - по видам речи, определенным аудиториями".

Это значит, что фактически разделение речей на виды есть результат дедукции , совершенный неявным образом, внешне как бы эвристически, но в самом деле путем умственного усмотрения.

Информация о работе Последовательность речевых действий