Речевая агрессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:51, доклад

Описание работы

Речевая агрессия - осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно явное и настойчивое навязывание собеседнику (читателю) определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты.
Отдельно в этом пункте стоит сказать об употреблении инвективной лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у читателя, также становящегося в этом смысле жертвой агрессии.

Файлы: 1 файл

Речевая агрессия.docx

— 21.20 Кб (Скачать файл)

Речевая агрессия - осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно явное  и настойчивое навязывание собеседнику (читателю) определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности  сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты.

 

Виды речевой агрессии

Психологическая трактовка  видов речевой агрессии.

Активная прямая агрессия. К этому виду вербальной агрессии относятся командные высказывания. Хaрaктеристики: 1) требует немедленного подчинения); 2) угрожает неприятными последствиями 3) использует словесное оскорбление или унижение другого человека (группы лиц), проявляет сарказм или высмеивает.

Активная непрямая агрессия - распространение неверной информации касательно объекта агрессии.

Пассивная прямая агрессия - ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.

Пассивная непрямая агрессия - отказ дать конкретные словесные  объяснения или пояснения.

Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:

Эксплицитная речевая  агрессия - ярко выраженное влияние  на сознание с целью навязывания  своих идей, точки зрения.

Имплицитная речевая агрессия - скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих  идей, точки зрения.

По интенсивности речевой  агрессии можно выделить следующие 2 вида:

1) Сильная речевая агрессия - явная брань или ругательства (такое можно нередко увидеть  в публичных дискуссиях В.В.  Жириновского), когда говорящий не скрывает своего желания оскорбить оппонента.

2) Слабая (стертая) речевая  агрессия - агрессия по отношению  к оппоненту наблюдается, но  при этом соблюдаются все нормы  вежливости (в качестве примера  можно привести иронию)

По степени целенаправленности речевой агрессии и её осознанности:

1) Осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая  агрессия. Данный вид речевой  агрессии характеризуется тем,  что агрессор хотел именно  повлиять (оскорбить) оппонента,  и это было его главной целью.

2) Неосознанная или осознанная  недостаточно речевая агрессия. Данная речевая агрессия характеризуется  тем, что оскорбление или оказание  влияния на оппонента не является  главной целью невольного агрессора  (например это используется при попытке говорящего своей репликой повысит себе самооценку, самоутвердиться, что может привести к оскорблению других). К данному пункту можно отнести агрессию как способ защиты (часто наблюдается в телевизионных дискуссиях).

Способы речевой агрессии

1) Немотивированное, затрудняющее  понимание текста использование  иноязычной лексики

2) Экспансия жаргонизмов

3) Инвективная лексика (Инвективная лексика - лексика, уничижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами ;может быть использована словесно или письменно)

4) Языковая демагогия

5) Излишняя метафоризация

6) Использование устойчивых  выражений, пословиц и поговорок,  связанных с негативно оцениваемыми  ситуациями

7) Использование имен  нарицательных, соотносимых с  определенными отрицательно оцениваемыми  явлениями

8) Выражение состояния  адресата, свидетельствующего о  его отношении к определенному  событию, поступку, ставшему причиной  этого состояния.

В газетной речи одним из самых распространенных средств  выражения субъективного негативного  отношения к кому-, чему-либо является экспрессивная лексика, а также тропы - метафоры и сравнения, которые явно преобладают над нейтральными синонимами, выражающими то же понятие. Часто в газетном тексте, кроме экспрессивных (в том числе грубых) слов, активно используются метафоры и сравнения на основе лексики, называющей опасных животных, общественно порицаемые или явно «низкие» реалии жизни. Эффект агрессии здесь вызван радикализмом оценки и тем, что тексты чрезмерно насыщены «негативной» риторикой. В газетных текстах, направленных на отрицательное влияние на сознание,происходит искусная замена аргументов на эмоции автора, а здоровая полемика - критикой не позиций, а личностей.

Отдельно в этом пункте стоит сказать об употреблении инвективной лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у читателя, также становящегося в этом смысле жертвой агрессии. К указанной лексике относятся слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном содержании желание унизить, оскорбить, даже опозорить адресата речи в наиболее резкой форме

Из-за частоты проявления речевой агрессии, лингвисты стали  всесторонне изучать, как именно это явление проявляет себя в  различных сферах общественной жизни. Л.П. Крысин пишет: “Вообще, если пользоваться не строго лингвистическими терминами, а оценочными, в наши дни чрезвычайно  высок уровень агрессивности  в речевом поведении людей. Необыкновенно  активизировался жанр речевой инвективы, использующий многообразные образные средства негативной оценки поведения  и личности адресата - от экспрессивных  слов и оборотов, находящихся в  пределах литературного словоупотребления, до грубо просторечной и обесценной лексики. Все эти особенности современной устной и, отчасти, книжно-письменной речи - следствие негативных процессов, происходящих во внеязыковой действительности; они тесно связаны с общими деструктивными явлениями в области культуры и нравственности” (Крысин 1996: 385-386). Исследования вербальной агрессии ведутся в разных направлениях. Вербальная агрессия осмысляется в аспекте экологии языка как выражение антинормы, как средство засорения речи. Проявления речевой агрессии исследуются в жанрах разговорной речи как факторы, оказывающие отрицательное эмоциональное воздействие на адресата, как коммуникативная стратегия в ситуации конфликта. Обращение к изучению обесценной лексики русского языка тоже свидетельствует об интересе к вербальной агрессии.

 

 

Так же недопустимым с точки зрения гуманизации общения является выделение в качестве примера только одной нации, могущей совершать аналогичные преступления, с которыми столкнулась Франция в ноябре 2005 года. Так, комментируя эти события, как пробный "камень в глобальной европейской интифаде мусульманских прищельцев", автор (Н. Иванов) пишет: "ведь никто не будет спорить, что в Москве какие-нибудь случайные события, даже на бытовом уровне, приводят к тому, что на улицы выходят азербайджанцы или еще кто-то (выделено мною - Т.Н.) и начинается нагнетание страстей". Стилистически сниженное выражение или еще кто-то формирует восприятие объекта как нежелательного, подозрительного, вызывающего неприязнь, не говоря уже о дискредитации целой нации (в данном случае – азербайджанцы) в среде мусульманского мира. Не следует забывать, что именно "фенотипическое" определение остается в памяти человека. ("Французы теряют Францию", Мир новостей, № 46 (620), 8 ноября 2005 г.).

 

В. В. Жириновский. Невзирая на свое высокое положение в государстве, в борьбе с политическими противниками не стесняется в выражениях: «уроды», «политические ворюги и шестерки», «подонки», «твари»» - эти определения он использовал в прошлых предвыборных кампаниях. Недалеко от него ушел и представитель СПС Н. Белых: «шариковские ублюдки», «кровавая гэбня», «палачи-чекисты (об убийстве А. Политковской) и тому подобные выражения использовались в ток-шоу «К барьеру!».

 

«На протяжении шести  лет растут цены. Сейчас под выборы товарищи постарались. Кто? Березовский  и его команда. Немцов. СПС. Яблоко. Оранжевые… Есть антироссийские силы, им выгодно обстановку обострить, и они будут стараться всякие пакости делать, всякие пакости…»25, – так Владимир Жириновский охарактеризовал виновников повышения цен на продукты первой необходимости.

Во-вторых, врага можно  найти среди этнически чужих  на фоне доминирующей этнической группы русских (например, «чурки» и т.п.). Лексика, имеющая негативную окраску  и находящаяся за пределами литературного  языка, выплескивается на страницы газет, в радиоэфир и на телеэкраны, способствуя развитию агрессии, взращивает и подпитывает ее. Владимир Жириновский часто поднимает национальный вопрос. Основной тезис его национальной риторики – униженный и оскорбленный русский человек: «Нужно каждый день говорить – русские, очнитесь!… Выгнать всех, кто тут мешает нам… в Азербайджан, в Армению, в Грузию, в Китай, во Вьетнам, в Афганистан…»26, «Китайцы, вьетнамцы, азербайджанцы, грузины, армяне захватили все ключевые посты в стране, все банки, все торговые центры, все гостиницы, все, что есть хорошего… Наплевать вам на русских!»27.

В-третьих, есть внешний враг, который встраивается в исторически  и культурно маркированную оппозицию  «Россия – Запад». В связи с  этим уместно вспомнить о том, что преодолению социальной униженности  может поспособствовать формирование положительного «Мы»-образа: «Ваши дипломаты британского посольства, это не дипломаты! Шпионы все! Такого количества шпионов нет ни в одной стране мира! Вы грабили всю Европу, вас Европа ненавидит!.. Вы убили миллионы наших граждан! Это вы спровоцировали конфликт в Чечне!.. Вы соучастники! Вы такие же бандиты и уголовники! И все ваше правительство вместе с вашей королевой!.. Мерзавцы, негодяи, авантюристы!»28.

Часто В.В.Жириновский пользуется противопоставлениями «бедные-богатые», «провинция-столица». Оценочная оппозиция, при этом возникающая, поддерживает агрессивное состояние определенной группы лиц: «Я не обращаюсь к тем, кто сладко спит, вкусно ест – позорит нашу страну и измывается над нами. Я обращаюсь только к тем, кто сейчас выживает. Я обращаюсь к тем, кто ходит мимо полных магазинов и не понимает, для кого они стоят? Зачем двадцать сортов колбасы по пятьсот-девятьсот рублей, если можем купить только один – за семьдесят. Зачем столько одежды, если мы не меняли ее десять лет? Зачем столько красивых машин, если мы давимся в метро?.. Где люди, которые этим пользуются? Что они сделали для страны?.. Откуда у них деньги?.. Они их украли! Я, Жириновский, им говорю: «Вы – воры! Выключайте телевизоры! Продавайте машины, дачи и яхты! Покупайте сухари! Когда ЛДПР будет у власти – они вам понадобятся!.. Наши сыновья идут умирать за чужие интересы... Наши дочери обслуживаютжирных упырей… Наши матери плачут у витрин магазинов, пересчитывая копейки на хлеб… Наши отцы не могут помогать нам жить. Это мерзость!.. Сколько можно позволять себя обманывать? Сколько можно позволять негодяям набивать свои карманы, купать в роскоши своих любовниц?»29.

Стоит отметить, что это  обращение более чем экспрессивно, оно содержит ярко маркированные  слова (измывается, упырей, негодяям, роскошь, мерзость). Сладко спать и вкусно есть, по мнению политика, - значит «позорить страну» и «измываться над нами», то есть над избирателями. Обращаясь к метафоре «считать копейки», Жириновский рисует образ финансовой несостоятельности, неблагополучия, усиливает экспрессию этого выражения образом «плачущей у витрин магазинов матери» и «обслуживающей жирных упырей дочери». Метафора «сушить сухари» указывает на неизбежность ответственности перед законом и обществом людей, которые «пользуются красивыми машинами» и «купают в роскоши своих любовниц». Именно «любовниц», а не жен, ведь наличие любовных связей на стороне подчеркивает аморальность поведения и внутреннего мира «негодяев». Экспрессивность текста подчеркивается обилием вопросительных (Зачем… ? Где… ? Что… ? Сколько… ? Откуда… ?) и восклицательных предложений (Покупайте сухари! Это мерзость!), а также риторических вопросов (Сколько можно позволять себя обманывать?) и анафор (Я обращаюсь; Зачем; Наши; Сколько).


Информация о работе Речевая агрессия