Лекции по "Русскому языку и лексике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Предметы и явления объективной действительности классифицируют по сходству и различию признаков. Противопоставляются и слова, также объединяются. Пихта, сосна, дуб — объединяются как деревья. Хвойные деревья будут протиивопоставляться лиственным. Значение слова можно разложить на составные части или «атомы» смысла, которые называются семантическими компонентами или семами. От греческого сема — знак. Интегрирующие семы — общие семы, архисемы. Такие семантические компоненты позволяют группировать слова в лексико-семантическую группу.

Файлы: 1 файл

Lektsii_Srya_1_Semestr.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Заднеязычные: Г, К, Х. Работает задняя часть языка, которая смыкается  с задней чатью неба.

Классификация согласных  по способу образования

Выделяют три способа артикуляции, они называются:

1_смычка

2_щель

3_вибрация или дрожание

Смычные согласные образуются при полном смыкании органов произношения. Выдыхаемый воздух разрывает эту  преграду, и образуется шум. Способ преодоления преграды может быть разным, и, в зависимости от этого, смычные делятся на типы:

1_смычные взрывные  — преграда устраняется очень  сильным и коротким толчком  воздуха, воздух быстро выходит  наружу: Б, П, Д, Т, Г, К

2_смычные АФФРИКАТЫ  — здесь органы речи не резко  рызмыкаются, а лишь приоткрываются, образуется щель для выхода воздуха: Ц, Ч

3_смычные носовые —  здесь смычка не нарушается, а  возух выходит через нос: М,  Н

4_смычные боковые —  воздух проходит между краями  языка и боковыми зубами: Л

Дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть выбрация: Р

Щелевые или ФРИКАТИВНЫЕ. Органы речи образуют щель, воздух трется о края этой щели и образуется характерный  шум: В, Ф, З, С, Ж, Ш, J, Х

Характеристика согласных  по участию шума и тона

Все согласные делятся  на СОНОРНЫЕ и ШУМНЫЕ.

У сонорных преобладает  тон или голос, звук: М, Н, Л, Р, J. Сонорые  относятся к звонким согласным  и приближаются к гласным.

В образовании шумных согласных основную роль играет шум: Б, В, Г, Д, Ж, З и т.д. (все остальные). Тон может совсем отсутствовать, если они глухие, а у звонких тон дополняет шум.

ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ согласные  различаются особенностями артикуляции.

При образовании мягких согласных, весь язык сдвигается вперед.

При образовании твердых  согласных весь язык сдвигается надзад, кроме того, при артикуляции мягких согласных, средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, это называется ПАЛАТАЛИЗАЦИЕЙ.

Законы, по кторым изменяются согласные звуки

1_оглушение звонких  в конце слова, например: гараж, дуб, заказ

2_АССИМИЛЯЦИЯ, то есть  уподобление согласных по звонкости-глухости, например: перед глухими звонкие  меняются на глухие: лодка, ложка,  везти; а глухие перед звонкими  озвончаются, например: сбор, просьба

3_ассимиляция по твердости-мягкости: некоторые согласные смягчаются под влиянием последующего мягкого, например: бантик, злость, вакансия, растянуть; а в некоторых случаях мягкий согласный становится твердым под воздействием последующего твердого согласного, обычно это происходит на стыке корня и суффикса, например: слесарь — слесарный

4_ассимиляция зубных  перед шипящими: зубные согласные  уподобляются шипящим, например: сшить, разжать, позже, отчет

5_непроизносимые согласные:  устный, сердце, праздник

6_нейтрализация удвоенных согласных и одиночных. Долгие согласные являются сочетанием двух одинаковых звуков, например: касса. Такие согласные могут находиться только между гласными. Если он находится в соседстве с другим согласным он является не долгим: классный. В конце также: класс.

Постоянные  и переменные признаки фонемы

Фонема это единица звуковой системы, которая может самостоятельно различать слова и формы слов. Фонемы могут выполнять такую различительную роль, потому, что они обладают постоянными или КОНСТИТУТИВНЫМИ признаками. Фонемы противопоставляются друг другу своими конститутивными признаками, например: [а] — гласная нижнего подъема и нелабиализованная, [о] — гласная среднего подъема и лабиализованная, [и] — гласная верхнего подъема и нелабиализованная. По этим двум признакам данные фонемы противопоставлены друг другу. В речи фонема реальноо представлена звуками, которые называются ее АЛЛАФОНАМИ. Каждый такой аллафон данной фонемы отличается от другого аллафона этой же фонемы своим переменным признаком, зависящим от позиции, например:

Вал  вял  валик  вялить

[а]  ['а]  [а']  ['а']  (' это точка)

При этом все эти четыре [а] могут быть объединены в одну, потому, что у них есть постоянные общие признаки: нижний подъем и  отсутствие лабализации. Поэтому все  эти четыре звука, то есть аллафона, могут быть представлены, как фонема <а>.

Дифференциальные и  интегральные признаки фонемы.

Определение (дифференциальная фонема):

Если конститутивный признак какой-либо фонемы является таким, который может противопоставить ее другой фонеме, тождественной с первой по всем остальным конститутивным признакам, то такой признак называется ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ, например: фонема [а] противопоставлена всем остальным гласным фонемам по одному признаку: нижнему подъему, то есть признак нижнего подъема дифференциальный для фонемы [а].

Определение (интегральная фонема):

Если же конститутивный признак фонемы самостоятельно не противопоставляет  ее другой фонеме данной системы, то он является ИНТЕГРАЛЬНЫМ, например признак  нелабиализованности интегральный для фонемы [а].

 

 

Фонетическая  позиция

Совокупность условий, в которых реализуются и взаимодействуют  звуки в потоке речи, образуют фонетические позиции. Позиции могут быть:

1_сильные

2_слабые

Сильные позиции, это  те, в которых фонема наилучшим образом выполняет свои функции.

В слабых позициях возможность  выполнения фонемами своих функций  ограничена.

У фонемы две основные функции:

1_функция отождествления, то есть ПЕРЦЕПТИВНАЯ, морфем  и слов

2_функция различения, то есть СИГНИФИКАТИВНАЯ, морфем  и слов

В связи с этим различаются:

1_перцепривныо сильные  и слабые позиции

2_сигнификативно сильные  и слабые позиции

В перцептивно сильной позиции фонема вытупает в своем основном облике, звук не испытывает редукции и воздействия соседних звуков.

В перцептивно слабой позиции звук представляющий фонему испытывает влияние положения в  слове, поэтому заменяется другим, спецефичным  для данной позиции, например: сад (перцептивно сильная позиция), сядь (перцептивно слабая позиция).

В сигнификативно сильной  позиции фонема отличается от других фонем.

Сигнификативно слабая это позиция неразличения, нейтрализации, например: бок, бак (сигнификативно сильная позиция); бачок (сигнификативно слабая позиция для фонем [о] и [а])

Совпадение двух или  нескольких фонем в определенной позиции называется НЕЙТРАЛИЗАЦИЕЙ, например: кот, код — транскрипция одинаковая. Перцептивно и сигнифативно сильная позиция называется АБСОЛЮТНО СИЛЬНОЙ. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем, то есть доминантой, тем звуком, которым мы эту фонему и называем. Если позиция сигнификативно сильная, но перцептивно слабая, то фонема представлена своими ВАРИАЦИЯМИ, например: пять — фонема [а] представлена своей вариацией ['а']. В сигнификативно слабых позициях фонема представлена своими ВАРИАНТАМИ, например: нос ([c]) — мороз ([з]). Все типы реализации фонемы называются АЛЛАФОНАМИ.

 

Морфемика – раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.

Понятие о морфеме. Морфема (греч. morphe – форма) – минимально значимая часть слова (не подлежит дальнейшему членению на значимые части).

Морфемный состав слова:

1  Корневая морфема (корень слова) – главная и обязательная часть слова, смысловое ядро его лексического значения; общая часть родственных слов. Корни могут употребляться как самостоятельно, так и в сочетании с другими частями слова. Иногда корни могут состоять из одной гласной или согласной фонемы (кого, чему, та, ячество). Значение корневых морфем более конкретное, чем значение морфем аффиксальных.

Корни бывают свободными и связанными. Свободные корни  могут употребляться как в  сочетании со словообразовательными аффиксами (домашний, житель, знание), так и без них, сами по себе, составляя основу слова (дом, житель, знать). Связанные корни никогда не равняются основе слова, всегда употребляются в окружении других аффиксов (переобуться).

2  Аффиксальная морфема (лат. affixus – прикрепленный) – любая значимая часть слова, за исключением корня, это факультативная часть слова, т.к. в русском языке много слов без аффиксов.

Виды аффиксов:

1  Приставка (префикс)  – морфема, занимающая в слове  положение перед корнем или другой приставкой (перелесок, выучить, предрассветный, понавыписывать). Присоединение приставки никогда не меняет части речи, к которой относится производящее слово. Не бывает нулевых приставок.

2  Суффикс – морфема,  располагающаяся в слове после  корня или после другого суффикса (учитель, учительница).

Различаются словообразовательные и словоизменительные суффиксы. Большинство  суффиксов в русском языке  словообразовательные. В отличие  от приставки, суффикс всегда присоединяется не к целому производящему слову, а к производящей основе (миленький, премилый). Словообразовательные суффиксы всегда образуют новое слово, словоизменительные (формообразующие) суффиксы служат для образования грамматических форм одного слова: инфинитива, глагольных форм прошедшего времени (л, Ø): говорил, пек, форм повелительного наклонения (брось, бери), причастий (ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш, ем, им, ом, нн, енн, т), деепричастий (а, я, в, вши, ши, учи), форм сравнительной степени прилагательных и наречий (сильнее, дороже, старше, глубже), форм превосходной степени прилагательных (айш, ейш).

3  Окончание (флексия  от лат. flexio – сгибаю) – изменяемая, как правило, конечная часть словоформы, служащая для образования грамматических форм слова. В отличие от словообразовательных аффиксов, флексия не входит в основу слова. Выражая значение рода, числа, падежа, лица, окончание служит для указания синтаксических отношений (согласование, управление) данного слова с другими словами предложения.

4  Постфикс – морфема,  занимающая в слове положение  после окончания (купаешься, идемте). Иногда к постфиксам относят элементы то, либо, нибудь; элемента ка, использующийся для образования разговорных вариантов форм повелительного наклонения (напиши-ка). Как и приставка, постфикс присоединяется к слову в целом и не меняет части речи.

5  Интерфикс (соединительный  аффикс) – морфема, выполняющая  в структуре слова соединительную  функцию (пароход, землемер). Два главных интерфикса: о, е. Интерфиксы используются в словообразовании и словоизменении как вспомогательное средство в дополнение морфемам. В словообразовании помимо гласных о, е используются также интерфиксы и (пятидневка), ух (двухлетний), ех (трехдневный). Словоизменительные интерфиксы - незначительные вставки в основах, нередко наблюдаемые при словоизменении (брат – братья, сын – сыновья, мать – матери, дитя – дитяти, племя – племен).

Корневые морфемы всегда материально выражены, некоторые  аффиксы могут быть нулевыми. Окончания  бывают нулевыми (не выраженными звуками):

1)  в формах им.п., м.р., ед.ч. существительных (стол, дом, мяч);

2)  в формах род.  и вин. п.,мн.ч. (стен, книг, солдат, яблок);

3)  в формах им. и  вин.п., м.р., ед.ч. притяжательных  прилагательных (дядин, отцов, дедов, лисий, волчий);

4)  в краткой форме  м.р., ед.ч. прилагательных и причастий  (добр, красив, силен, разбит);

5)  в форме м.р., ед.ч., прош.вр. изъявительного наклонения  глаголов и м.р., ед.ч. условного  наклонения (рассказал, говорил, сумел, читал бы);

6)  в форме ед.ч.  повелительного наклонения глаголов (неси).

Нулевое окончание обнаруживается при сравнении разных форм одного слова. Широко распространено словообразование с помощью нулевого суффикса (зелень←зеленый, кума←кум, бег←бежать, замена←заменить, рубка←рубить, супруга←супруг).

 

Основа слова. Основа – часть словоформы за вычетом окончания и словоизменительных суффиксов; это обязательный и постоянный (неизменяющийся по значению и строению) элемент морфемной структуры слова, являющийся средством выражения лексического значения слова. В неизменяемых словах (купе, хаки, здесь) основа равна слову.

У большинства слов основа представляет собой обязательный и  постоянный комплекс непосредственно  связанных друг с другом морфем. Основы возвратных глаголов, некоторых  составных существительных, неопределенных местоимений и сложных числительных расчленены флексией и называются прерывистыми.

Непроизводная основа имеет  в своем составе только корневую морфему (старый, добрый, веду). Производная основа – основа слова, в составе которой выделяются различные аффиксы. Значение производной основы может быть объяснено с помощью основы однокоренного слова, более простого по структуре и значению.

В зависимости от количества корневых морфем различаются простые  и сложные основы. Простая основа содержит один корень (хлеб, добрый). Сложная основа содержит два и больше корней (круглолицый, земледелие, нефтегазопровод).

Морфемный анализ структуры слова. Цель морфемного анализа – установить, из каких морфем состоит слово. Морфемный анализ должен опираться на результаты словообразовательного анализа, потому что, только поняв, как образовано слово, можно правильно расчленить его на составляющие.

Схема морфемного анализа:

1  Определить часть  речи, к которой принадлежит слово.

2  В изменяемом слове  выделить окончание и объяснить  его значение.

3  Указать основу  слова.

4  Выделить суффикс, префикс и другие аффиксы.

5  Указать корень  и определить его значение.

Исторические  изменения в составе и структуре  слова. В процессе развития языка происходят различные изменения в морфемной структуре слова (опрощение, переразложение, усложнение основ).

Опрощение – изменение  морфемной структуры слова, при  котором ранее производная и  членимая на морфемы основа перестает  выделять в своем составе аффиксы  и превращается в непроизводную (корневую). Опрощение основ ведет к появлению в русском языке новых корней (купец←купить, басня←баять, окно←око).

Информация о работе Лекции по "Русскому языку и лексике"