Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

1. Прочитайте предложения и определите их функционально-стилевую принадлежность.
2. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
3 Подберите типичные для деловой речи сочетания слов:

Файлы: 1 файл

Лингвистика.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Практическая  работа 1

по теме: ФункциональнО-стилЕВАЯ ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ

 

Вариант 1

Прочитайте  предложения и определите их функционально-стилевую принадлежность.

1. Слушатели долгое время  не отпускали маэстро после  исполнения симфоническим оркестром  филармонии под его управлением  музыки Бетховена, Моцарта, Берлиоза. Газетно-публицистический стиль.

 

 2. Веселые и чумазые ребятишки снова играют вместе, потому что они помирились. Разговорно-обиходный стиль.

 

3. Способность гражданина  своими действиями приобретать  гражданские права и создавать  для себя гражданские обязанности  возникает в полном объеме  с наступлением совершеннолетия,  то есть по достижении восемнадцатилетнего  возраста. Официально-деловой стиль.

 

4. В целях подготовки  юношей к военной службе в  школах организуются специальные  секции. Газетно-публицистический стиль.

 

5. Средства коммуникации  активно участвуют в производстве  и воспроизводстве общественных  связей и отношений, способствуя  их разрушению или стабилизации  в складывании самих форм общения. Газетно-публицистический стиль.

 

6. Возвращение сына взволновало  Николая Петровича: он лег в  постель, но не загасил свечки  и, подперши рукою голову, думал  долгие думы. Художественный стиль.

 

7. Сезонными признаются  работы, которые в силу природных  климатических условий выполняются  не круглый год, а в течение  определенного периода. Официально-деловой стиль.

 

8. Эксперимент по господдержке  образовательных кредитов начался  два года назад, однако спустя  некоторое время он забуксовал: льготным кредитованием на сегодняшний  день воспользовались считанные единицы студентов вузов. Газетно-публицистический стиль.

 

9. В соответствии с  действующим законодательством  авторам изобретений могут быть  присвоены почетные звания. Газетно-публицистический стиль.

 

 

 

Практическая  работа 2.1

по теме: СЛОВО  И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

(Лексическая сочетаемость)

Вариант 1

1 Объедините в словосочетания слова из левой и  правой колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

 

Выдвинуть, высказать

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Наложить, оставить

Единый, один

Предвещать, предсказать

Долговременный, продолжительный

Расширить, увеличить, повысить

Догадка, гипотеза

Хозяин, прием, человек

 

След, отпечаток

Миг, момент

Поражение, успех

Кредит, отпуск

Потенциал, возможность


 

 

 

2 Укажите случаи нарушения традиционной контекстно-лексической сочетаемости и искажения общепринятых значений слов:

- повысить успеваемость;   - повысить требования;

- повысить знания;    - повысить изучения спроса;

- повысить успехи;    - повысить выпуск изделий.

 

 

 

3 Подберите типичные для деловой речи сочетания слов:

 

Приказ

Выговор

Архив

Вакансия

Написать, издать

Объявить, назначить

Организовать, создать

Заместить, иметь


 

 

Практическая  работа 2.2

по теме: СЛОВО  И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

(Лексическая  многозначность)

 

Вариант 1

1 Определите, к какому виду полисемии относятся следующие выражения:

 

1.1 Азбука (поясните значение данного слова).

Азбука – книга, таблица, используемая при обучении грамоте.

Азбука – совокупность букв, используемых в системе письма, построенного на основе славянских букв.

Азбука – начальные, элементарные сведения, основы чего-либо.

Азбука – система условных знаков, служащая для передачи, изображения  чего-либо.

 

1.2 Я пропал / пропала моя головушка. Метафора.

1.3 г. Бостон / костюм из  бостона. Метонимия.

1.4 К нему и птица не летит и тигр нейдет. Синекдоха.

1.5 Этим был нанесен  нокаут Фемиде.Метафора.

1.6 Я три тарелки съел. Метонимия.

1.7 Пикейные жилеты собрались  поближе и вытянули куриные  шеи. Синекдоха.

 

 

2 Укажите принцип переноса в следующих случаях:

 

2.1 Черствый сухарь –  черствый человек. Перенос наименований предметов неживой природы на качества, свойственные живым существам.

 

2.2 Сухая тряпка – сухая  материя. Принцип смежности.

 

2.3 Потерял книгу – потерял голову. Метонимический перенос.

 

2.4 Золотой браслет –  золотой мальчик. Перенос наименований предметов неживой природы на качества, свойственные живым существам.

 

2.5 Срочная работа –  курсовая работа. Сходство по выполняемым функциям.

 

2.6 Перенос наименований предметов неживой природы на качества, свойственные живым существам.

2.7 Начальник слишком хорошо  знал заячью натуру своего  заместителя. Перенос наименований предметов живой природы на качества, действия человека.

 

2.8 Самолюбие в нем огромное, а характер у него – железный. . Принцип смежности.

 

2.9.Раскормить расходы. Метонимический перенос.

 

2.10 Звезда эстрады. Метафорический перенос.

 

2.11 Голова колонны. Сходство по форме предметов.

 

 

Практическая  работа 2.3

по теме: СЛОВО  И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

(Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова. Омонимы)

 

Вариант 1

 

1 Определите, к какому типу омонимов относятся следующие примеры:

 

1.1 Компания РИКО обует  всю страну. Омофон.

 

1.2 Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с предоставлением фирменных услуг. Омофон.

 

1.3 Сейчас в продажу выставляются костюмы из последней коллекции модного дизайнера. Омофон.

 

1.4 Профессор любил студентов  засыпать оттого, что те любили  засыпать на лекциях его. Омограф.

 

1.5 Ребята, я расплачусь  за всех! Омограф.

 

1.6 Но изжита, минута страшная минута! Омофон.

 

1.7 Шьет иглой портниха в строчку, взял коньки точильщик в точку.

     Я, заканчивая  строчку, ставлю маленькую точку. Омограф.

 

 

2 Дайте оценку омонимии в примерах и отметьте возникшее искажение смысла. Исправьте предложения.

 

2.1 Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. Не удержал мяч вратарь, но забить в ворота было некому.

2.2 Сейчас жюри вынесет очки. Сейчас жюри поставит оценки.

 

2.3 В результате проверки комиссией было установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево. В результате проверки комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, кроме передних ног, которые куда-то пропали.

 

2.4 Археологи заметили, что  покойники из южного захоронения  перекликаются с покойниками  из северного захоронения. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения имеют сходства с покойниками из северного захоронения.

 

2.5 Студенты, имеющие хвосты, будут вывешены на втором этаже. Списки студентов, имеющих задолженности, будут вывешены на втором этаже.

 

 

 

 

Практическая  работа 2.4

по теме: СЛОВО  И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

(Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова. Паронимы)

 

Вариант 1

 

1 Объясните разницу в значении словосочетаний:

 

Опасный человек

Демократический метод

Техническое исполнение

Освоить прочитанное

Опасливый человек

Демократичный метод

Техничное исполнение

Усвоить прочитанное


 

Опасный человек – человек, представляющий угрозу кому-либо, чему-либо.

Опасливый человек – настороженный, действующий с опасением, с боязливой осторожностью.

Демократический метод – метод, основанный на принципах демократии.

Демократичный метод – простой, доступный метод.

Техническое исполнение – исполнение, которому свойственно использование определенных приемов.

Техничное исполнение – искусное исполнение.

Освоить прочитанное – овладеть прочитанным в совершенстве, полностью.

Усвоить прочитанное – понять, запомнить прочитанное.

 

            2 Составьте предложения с данными паронимами:

 

2.1 Бережный – бережливый

Бережное отношение/ бережливый человек.

2.2 Нормальный – нормативный

Нормальный уровень/ нормативный акт.

          2.3 Туристический – туристский

Туристическое агентство/ туристское поведение.

 

           3 Выберите из слов, приведенных в скобках, подходящий пароним:

 

3.1 Андрей человек (удачный,  удачливый), а сегодняшний день  был для него особенно (удачным,  удачливый).

Андрей человек  удачливый, а сегодняшний день был  для него особенно удачным.

        

         3.2 Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь в (представлении, предоставлении) квартир нуждающимся, но только после (представления, предоставления) соответствующих документов.

Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь в предоставлении квартир нуждающимся, но только  после представления соответствующих  документов.

         

           3.3 К сожалению, автор статьи не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.

К сожалению, автор  статьи не приводит никаких обоснований  для своих выводов.

         

           3.4 Оратор четко произносил слова, придавая каждому из них (особенное значение, особую значимость, особенную значительность).

          Оратор четко произносил слова, придавая каждому из них особую значимость.

          3.5 Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые, стилистические) поправки.

Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые  стилистические поправки.

 

 

Практическая  работа 2.5

по теме: СЛОВО  И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

(Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова. Синонимы)

 

Вариант 1

 

1 Составьте словосочетания с данными синонимами:

 

1.1 Функционировать, работать. Правильно функционировать. Работать добросовестно.

 

    1. 1.2 Шанс, возможность, вероятность. Не упустить шанс. Единственная возможность. Малая вероятность.

 

 

 

            2 Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов:

 

2.1 Создание социальной  инфраструктуры в районе диктовалось  только надобностью поддержать  промышленное производство. Создание инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать производство.

 

2.2 У нового агрегата дежурит один из его строителей, аспират В.Е. Сухоруков. У агрегата дежурит один из его создателей, аспирант В.Е. Сухоруков.

 

2.3 Интерес к новой работе  был настолько большой, что  администрации пришлось сдерживать  порывы многих рабочих переквалифицироваться. Интерес к новой работе был настолько повышенным, что администрации пришлось сдерживать порывы многих сотрудников переквалифицироваться.

 

 

 

 

 

3. Выберите  нужное слово из приведенных в скобках:

 

3.1 Свободные экономические  зоны могут содействовать (реализации, осуществлению, выполнению) стратегических  планов России. Свободные экономические зоны могут содействовать реализации стратегических планов России.

 

3.2 В нашем крае много (далеких, дальних, отдаленных, удаленных) населенных пунктов, в которых (проживает, обитает, живет) более трети населения. В нашем крае много отдаленных населенных пунктов, в которых проживает более трети населения.

 

3.3 На первом этапе проведения реформы необходимо (амортизировать, погасить, ослабить) социальную напряженность. На первом этапе проведения реформы необходимо ослабить социальную напряженность.

 

3.4 По приглашению друзей мне (довелось, посчастливилось, пришлось, удалось) (побывать в, посетить) Прагу. По приглашению друзей мне посчастливилось посетить Прагу.

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"