Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

1. Как правильно с позиции современного русского языка:
манкировать чем или кому?
жаждать почет или почета?
неверие во что или в чем?
избегать встречи или встречу?

2. Одинаково ли значение слова “класть” в следующих словосочетаниях? Если нет, то почему?
Класть деньги в банк; класть румяна на лицо; класть клеймо; класть печь; класть кого-либо в больницу.
Напишите синоним слова “класть”

3. Поставьте ударение в словах:
4. Сколько значений имеет латинское выражение “ex officio”? В каком значении оно употребляется в словосочетании: “написать письма ex officio”?

Файлы: 1 файл

русский -вариант 6.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Вариант № 6 (буквы  Л, М, Ю)

 

1. Как правильно с позиции современного русского языка:

манкировать чем  или кому? 

жаждать почет  или почета?

неверие во что  или в чем?

избегать встречи  или встречу?

 

1. манкировать  чем  
2. жаждать почета  
3. неверие во что  
4. избегать встречи

 

 

 

  1. Одинаково ли значение слова “класть” в следующих словосочетаниях? Если нет, то почему?

Класть  деньги в банк; класть румяна на лицо; класть клеймо; класть печь; класть кого-либо в больницу.

Напишите синоним слова  “класть”

 

Значение слова “класть” в данных словосочетаниях не одинаково, т.к. имеются разные значения.

Например, в словаре Ожегова  С.И. представлены следующие значения этого слова:

 

1. кого (что). Помещать в лежачем положении, а также вообще помещать куда-нибудь, располагать где-нибудь. Класть ребёнка в коляску. Класть платок в карман. Класть деньги на книжку (вносить вклад). Класть больного в госпиталь (для лечения).

 

2. что. Помещать, накладывать на поверхность чего-нибудь. Класть краски на холст. Класть повязку на руку. Класть резолюцию (надписывать; устар.).

 

3. что. Помещать, прибавлять внутрь чего-нибудь, куда-нибудь. Класть приправу в кушанье.

 

4. что на что. Употреблять, назначать для какой-нибудь цели (разг.). Класть все силы на что-нибудь.

 

5. что. Строить из камня, кирпича. Класть фундамент. Класть печь.

 

6. что. Совершать что-нибудь (что обозначено существительным). Класть начало чему-нибудь (начинать). Класть конец чему-нибудь (прекращать). Класть основание (основывать).

 

Синонимы: накладывать, налагать. помещать.

 

 

 

  1. Поставьте ударение в словах:

втри́дорога 

вероиспове́дание

га́убица 

изогло́сса 

мусси́ровать 

па́костить 

пополу́дни 

хода́тайствовать

 

  1. Сколько значений имеет латинское выражение “ex officio”? В каком значении оно употребляется в словосочетании: “написать письма ex officio”?

 

по служебному положению, по должности, по обязанности

 

Раз он занимает такую должность, значит, ему положено писать (подписывать) письма.

 

  1. Переведите с арго на русский:

Взросляк  взял рыжики. Начинающий воp, не уступающий взpослым воpам украл деньги.

Мойка.  1) лезвие безопасной бpитвы, с одной стоpоны обмотанное изолентой,

              2) пpяжка от pемня.

Выбить бубну. -  Избить.

 

 

6. Образуйте имена существительные,  обозначающее жителя, жительницу, жителей   того города (населенного пункта), в котором Вы живете.

    • жителя города Куйбышева — куйбышевец;
    • жительницу города Куйбышева — отсутствует (говорят: жительница города Куйбышева);
    • жители города Куйбышева — куйбышевцы.

 

 

7.Расскажите  об этимологии Вашего имени  и фамилии.

 

Имя Татьяна(лат. Tatius; церк. Татиана) — женское имя. Одно из самых распространённых женских имён среди русских. Хотя имя имеет римское происхождение, а святая Татьяна почитается и в Православной, и в Римской церквях, широкое распространение имя получило только в России, и уже оттуда вторично появилось в странах Европы.

Фамилия Меркурьева восходит к имени древнеримского бога, покровителя торговли – Меркурий. Он изображался с крылышками на ногах. Древние римляне часто называли своих сыновей Меркуриями. Один из таких Меркуриев пострадал в III веке за христианскую веру и был объявлен церковью великомучеником. В честь него Меркурием был наречен монах, ставший в XIII веке смоленским епископом, а уж в память последнего тысячи простых русских крестьянских ребят были крещены Меркуриями; в просторечии их переиначивали в Меркулу, иногда же называли Меркушами.

 

8.Какими словарями и справочниками Вы пользовались? Дайте полное библиографическое описание в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 или с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 (по выбору).

 

 

    1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.:Рус.яз., 1998. - 848 с. - (Библиотека словарей рус.яз.)

Ожегов С.И. Словарь  русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз. 1990. - 921 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Функциональные стили современного русского языка.

Задание 1.

Реферат научной статьи «Учебно-научный стиль текста и его характерные особенности».

Современная наука  трактует процесс познания как деятельность текстовую. Поэтому развитие школьника  как субъекта познавательной деятельности, формирование его интеллектуально-речевой  культуры и универсальных учебных действий обусловлены эффективностью восприятия, понимания текстов и конструирования собственного высказывания.

 Текст рассматривается  как форма коммуникации, источник  информации и средство обучения, однако в школьной практике  учебно-научный текст не является предметом специального внимания. Осознанное овладение текстовой деятельностью предполагает понимание не только содержания, но также композиции и роли текста. В современной текстологии выделяются разные подходы к осмыслению феномена текста, ведущими среди них являются лингвистический и гносеологический.

    При  лингвистическом подходе текст,  представленный в вербальном  коде или в письменной форме,  определяется как «произведение  речетворческого  процесса, обладающее  завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, 1981].

   При гносеологическом  подходе текст квалифицируется  как любая осмысленная последовательность  знаков [Николаева, 2002]. Следовательно,  текстом можно назвать и информацию, представленную в невербальном коде: в виде схемы, таблицы, графика, символа, рисунка и пр. Это представляется  принципиально важным для организации  текстовой деятельности и формирования интеллектуально-речевой культуры.

 В лингвистической  литературе выделена и описана система текстовых категорий. Наиболее значимыми при освоении учебно-научного текста являются его информативность, связность, цельность (целостность), членимость, иерархичность строения.

  Информативность является важнейшей текстовой категорией, которая, по мнению И. Р. Гальперина, включает:

- факты, явления,  процессы, которые развертываются  по особым  правилам в зависимости  от содержания и типов текста (содержательно-фактуальная информация);

- коммуникативное  намерение и его содержательную  интерпретацию в виде концептуальных положений текста (содержательно-концептуальная информация);

- скрытый смысл,  который читатель извлекает из  описанных фактов, событий, явлений  (содержательно - подтекстовая информация).

Для лингводидактики  важно, что содержание текста – это информация, сформированная у ученика в виде целостного комплекса под воздействием ранее усвоенных знаний. Однако актуализация изученного на уроке проводится, как правило, в процессе фронтальной работы, без учета состояния знаний и умений конкретного школьника, а поэтому не всегда эффективна. Следовательно, важно научить каждого ученика самостоятельно определять, какую информацию ему необходимо вспомнить адекватного восприятия конкретного учебно-научного текста.

Связность и цельность выражают единство текста и проявляются на уровне содержания, стиля и формы. Выделяют связность семантическую и грамматическую. Семантическая связность создается  благодаря единству темы и выражается в регулярной повторяемости ключевых слов, которые помогают выявить микротемы текста. Грамматическая связность и логичность изложения обеспечиваются с помощью формальных средств связи: лексических повторов, местоименных и синонимичных замещений, вводных слов, наречий и наречных выражений и др. Цельность выражает единство текста и проявляется на уровне содержания (тематическое единство), функции (стилистическое единство). Цельность – категория психологическая, связанная, с одной стороны, с актуализацией предшествующих знаний предметной области, с другой – с ведением текста в систему знаний и умений школьника.

   Следовательно,  для формирования интеллектуально-речевой  культуры важно научить школьника  видеть и учитывать в своей  деятельности как логико-содержательные  связи текста, так и собственно  лингвистические.

 

 

 

Задание 2. Текст-резюме.

 

 

ИМЯ: Меркурьева Татьяна

АДРЕС: г.Куйбышев

ОБРАЗОВАНИЕ: среднее

ЗАНЯТОСТЬ: основная работа

ГРАФИК  РАБОТЫ: полный день

ЦЕЛЬ: получение вакансии с достойной оплатой труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  НАВЫКИ И ЗНАНИЯ:

  • проведение занятий с использованием мультимедийного проектора;
  • оформление заявок на компьютерном оборудовании;
  • установка  программного обеспечения;
  • ведение отчетной документации по кабинету;
  • работа с офисной техникой: факс,копировальный аппарат, сканер, мультимедийный проектор;
  • навыки работы со всеми офисными прикладными программами, photoshop, Internet, электронная почта, сканирование и распознавание текста;
  • пройдены курсы:   1С бухгалтерия.

ЗНАНИЕ  ЯЗЫКОВ: английский, свободно.

ЛИЧНЫЕ  ДАННЫЕ

Дата рождения: 14 января 1988 года

Личные качества: коммуникабельность, организаторские способности, ответственность, целеустремленность,  умение планировать, способность к обучению,  легко вхожу в контакт с детьми и подростками; во всяком деле предпочитаю творческий подход и креативность.

Прочее: Не курю, замужем, имеются водительские права, возможны командировки. Хобби - спорт, чтение

 

 

 

 

 

Задание 3.

Эссе на тему «Каким я вижу праздник День русского языка»

 

Если данный праздник проводить в каком-либо учебном заведении, то можно организовать такие мероприятия.

Выпуск лингвистической  газеты «Наш прекрасный русский язык» под эпиграфом:

...И мы сохраним  тебя, русская речь,

Великое русское слово!

А. Ахматова

Конкурс на самого грамотного студента. В этом конкурсе могут участвовать по два-три студента от каждого факультета. В качестве испытаний предложить диктант повышенной трудности, по результатам которого выявляются трое победителей. Студент, занявший первое место, получает звание «Самого Грамотного».

Лингвистический брейн-ринг. Данную форму заимствовать из телевизионной игры и адаптировать к лингвистическому материалу: вопросы по разным разделам русского языка, требующие точного, четкого и быстрого ответа.

Проведение сочинений на темы:

Речевая культура человека.

Словари — наши помощники.

Доброе слово дом построит — злое слово дом разрушит.

Об этом слове хочется  рассказать.

Проведение  поэтических пятиминуток .

Проведение минуток культуры речи «Экология слова».

Экскурсии в литературные музеи, библиотеки.

В заключение хотелось бы пожелать организаторам праздника продумать содержание каждого мероприятия — это должны быть тексты о русском слове, о русском языке как национальном достоянии, о русских писателях, сотворивших и давших жизнь русскому слову.


Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"