Этико-социальные аспекты культуры речи. Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:11, реферат

Описание работы

Во-вторых, только в процессе общения человек формируется как личность, развивается интеллектуально, реализует свои возможности и способности. Общеизвестны случаи, когда дети, лишенные возможности общаться с людьми, попадая в среду обитания животных, утрачивали человеческий облик в прямом и переносном смысле: внешне начинали походить на представителей животного мира (волков, собак), копировали их повадки, а, кроме того, не только переставали развиваться как представители вида homo sapiens – «человек разумный», но и деградировали.

Содержание работы

1. Введение
2. Этико-социальные аспекты культуры речи.
3. Речевой этикет.
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.Этико-соц.аспек.культ. речи.Реч этикет.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Прощание — ситуация, противоположная приветствию, завершающая общение, следовательно, подразумевающая финальные реплики. Заключительные фразы чрезвычайно разнообразны, они обозначают договоренность о следующей встрече, пожелание здоровья, добра, успехов, благодарность и пр.: До свидания!.. Всего доброго!.. До встречи!.. До завтра!.. Увидимся!.. Будь(те) здоров(ы)!.. Всех благ!.. Доброй ночи!.. Чао!.. Пока!.. Привет!.. Заходи!.. К вашим услугам!.. Счастливо доехать!.. Не пропадай!.. Неболейте!.. Береги(те) себя!.. Желаю удачи!.. Спасибо за прекрасный вечер!.. Позвольте откланяться!.. Не смею вас больше задерживать!., и пр.

Поздравление — это реакция на какие-либо жизненные события (знаменательные даты, успехи, праздники и др.). Поздравление обычно сопровождается пожеланием — желанием блага адресату: будущих успехов, здоровья, счастья, исполнения желаний и т.д.: Поздравляю вас (тебя) с Новым годом (с Днем рождения, с юбилеем, С праздником весны и т. а.)! Позвольте поздравить вас с ..! От всей души поздравляю..! С праздником вас!.. Примите наши поздравления и наилучшие пожелания!.. Позвольте пожелать вам!.. Желаем Вам!.. Будьте здоровы (счастливы)!.. Мне хотелось бы пожелать...

Благодарность — это отклик на какое-либо действие, проявление внимания, пожелание и т. п. Благодарность свидетельствует об уважении, доброжелательности, внимании к адресату, оказавшему услугу. Отсутствие выражения благодарности воспринимается как невежливость, оскорбление, неуважение, невоспитанность. Формулы благодарности: Спасибо!.. Позвольте (разрешите) поблагодарить вас!.. Я вам очень признательна(лен)!.. Благодарю вас!..

Извинение — просьба о прощении какого-то проступка: Извини(те)!.. Прости(те)!.. Приношу свои извинения!.. Прошу прощения!.. Примите мои извинения!.. Виноват(а)!.. Прошу меня простить!.. Пардон!., и др.

Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит от конкретной ситуации. Употребление этих формул обусловлено необходимостью соблюдать выработанные обществом нормы с целью создания благоприятных условий для последующего общения.

Как начать беседу:

В зависимости от сложившейся обстановки между собеседниками, возможны различные варианты начала беседы. Если на вечеринке куда вас пригласили, вы не находите знакомых людей, не падайте духом. Возьмите инициативу на себя и найдите такого же одинокого человека, как и вы и постарайтесь обратиться к нему с такой фразой: « Привет! Мое имя …» А дальше можно попросить помочь разобраться, кто есть кто из гостей.

Познакомившись, можно поделиться информацией о семье, работе, учебе, увлечениях и т. д. В людном месте просьба о помощи является хорошим началом разговора. В магазине можно попросить рассказать о товаре, в библиотеке осведомиться о наличии той или иной книги, в спортивном зале обратиться с помощью, показать, как правильно пользоваться тем или иным тренажером, на улице – попросить указать дорогу к тому или иному дому. Можно начать разговор, предварив его комплиментом собеседнику, например, восхититься его (ее) прической или каким-либо предметом туалета и попросить рассказать, где можно найти хорошего мастера по прическам или где приобрести понравившуюся вещь. Мужчине предпочтительнее делать комплимент относительно его великолепной физической формы, а женщине – относительно ее безупречного вкуса. Для начала разговора могут вполне подойти и банальные фразы, например: «Сегодня прекрасная погода, не правда ли?», « Не кажется ли вам, что сегодня невыносимо жарко?», « Мы с вами где-то встречались» и т. д.

Как продолжить беседу:

Для того, чтобы продолжить разговор, собеседнику допустимо задавать самые разные вопросы, пытаясь узнать его взгляды на политику, современную или классическую музыку, можно поинтересоваться его вкусами и увлечениями. Эти разговоры помогут установить общий круг интересов, а также преодолеть застенчивость. Смело можно поделиться каким-либо забавным или необычным случаем, произошедшим с вами, увидеть реакцию собеседника и вместе обсудить эту историю. Необходимо учесть, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться; нужно и самому быть всесторонне развитым и хорошо информированным. Это значит, что вы должны быть в курсе последних событий в политике, уметь разбираться в кинематографе, спорте и музыке. Хорошо, если вы, пользуясь своим красноречием, заинтересуете собеседника рассказом о своей личной жизни. Так что, совершенствуйтесь. Читайте больше хороших книг, журналов, газет, ходите в кино, театры, слушайте музыку. Нужно также научиться быть внимательным слушателем, ведь любому человеку интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы постигните науку слушать внимательно, не перебивая, и слышать, показывая свою заинтересованность уместными тактичными вопросами, то вам легко будет найти собеседника. Не нужно подавлять собеседника собственной эрудицией. Неужели кому-то приятно чувствовать себя глупее кого-то?! Поэтому если вы будете все время перебивать собеседника фразами типа: «Я давно уже это сделал (видел, знаю)!» или

 «Ну, удивили! Об этом  только ленивый не знает!», не  стоит удивляться, если ваш собеседник  начнет вас избегать, не желая  с вами общаться. Не стесняйтесь  спросить о том, чего вы не  знаете. Многие люди с радостью  поделятся своими знаниями с  собеседником. Для продолжения разговора уместна будет фраза: «Впервые слышу об этом. Расскажите, пожалуйста, подробнее!».

Как закончить беседу:

Чтобы не потерять собеседника и единомышленника, важно правильно закончить беседу. Делать это нужно вежливо, но решительно, дабы не обидеть партнера. Когда вы понимаете, что беседа исчерпана, не пытайтесь удержать собеседника, выискивая нервно новые темы. Лучше попрощаться с достоинством, закрепив хорошее впечатление о себе предыдущим разговором. Прощаясь, уместно будет применить фразы: « Приятно было познакомиться!», « С вами интересно общаться, нам непременно нужно встретиться еще раз» и т.д.

Если же ваше время ограничено, нужно дать понять об этом вашему собеседнику, при этом всем видом показывая, что вы торопитесь: поглядывая на часы, поднимаясь со стула, направляясь к выходу. Чтобы, уходя не оставить о себе негативное впечатление, уместно было бы ответить на последнюю фразу собеседника словами: «Поддерживаю вас!», « Без сомнения, вы справитесь. Мне пора, к сожалению. Обязательно продолжим этот разговор при следующей встрече!». Чего в разговоре лучше избегать? О себе следует говорить в самую последнюю очередь, таким образом, вы покажете свою воспитанность. Если же вас все-таки попросили остановиться на некоторых страницах вашей биографии, то после недолгого монолога следует перейти к другой теме. Не следует перегружать своих новых знакомых и партнеров рассказами о своих невзгодах и заботах. Такие вопросы обсуждаются, как правило, в кругу семьи или близких друзей, а уж если вы хотите отдохнуть и развлечься, не стоит тащить за собой ворох своих проблем в общество. Пусть обсуждение болезней и домашних забот остаются тем, кто не в состоянии найти более подходящие и интересные темы для разговора. Беседовать с врачом о своих заболеваниях и спрашивать у него о методах лечения нужно не в компании или при встрече на улице, а в приемные часы и в соответствующем учреждении. Не нужно также обсуждать в присутствии посторонних проблемы личного характера, которые были бы неприятны собеседнику. Если вы занимаетесь написанием стихов, то постарайтесь ими ублажить, для начала, самого себя или специалиста в этой области, например, издателя. А заставлять других выслушивать ваши сырые стихи, а потом ждать похвалы и одобрения – верх бестактности. Чтобы не прослыть болтливым и не потерять доверие, лучше не делиться доверительной информацией и не акцентировать внимание на вещах, имеющих деликатный характер. Не стоит, также обсуждать слабости других – это занятие неблагодарное. Непорядочно пытаться поднять свой рейтинг за счет других. Воспитанные люди не будут обсуждать человеческие слабости в обществе. Беседа должна быть интересной для всех. Не каждому интересно обсуждать кулинарные рецепты и приемы академической гребли. Чтобы не утомлять основную массу людей, не стоит весь вечер учить людей жизни и обсуждать специальные проблемы, интересующие узкий круг собеседников. Не стоит также вести и пустые разговоры, которые не доставляют ни удовольствия, ни пользы окружающим.Если вы понимаете, что вас слушают без внимания, то лучше прерваться и не продолжать. Также нужно поступить в случае, если вы не совсем уверены, что разговор интересен собеседникам. Не стоит поддаваться настроению. Помните, что в беседе вы также должны принимать активное участие, а не только впитывать информацию – этого требует истинная обходительность. Неприлично стоять и молчать, когда вас пытаются развлечь. Если вы нашли группу единомышленников, и беседа вас поглотила, не стоит отдаляться от общества. Гораздо удобнее назначить встречу у себя дома для тех людей, которые вам интересны. Не нужно первым начинать разговор с высокопоставленными лицами, пользующимися большим уважением. Гораздо приличнее будет дождаться, когда эти люди сами обратят на вас внимание. Не стоит покидать собеседника до окончания разговора. Если ваш собеседник высказывает свою точку зрения, не совпадающую с вашей, не нужно раздражаться или горячиться. Это может вызвать недоумение у окружающих, которые не следили за ходом беседы внимательно, и симпатии будут не на вашей стороне, даже если обсуждалась весьма интересная тема. Шептаться неприлично. Если же нужно сказать что-то важное на ушко одному из собеседников, лучше отвести его в сторону. Говорить нужно медленно и так, чтобы собеседник вас слышал и понимал. Во время беседы лучше смотреть в глаза друг другу и отвлекаться на посторонние действия (например, искать знакомых или теребить пуговицу собеседника и т.п.). Бегающий взгляд говорит о неискренности ваших слов и невоспитанности. Недопустимо во время разговора держать руки в карманах и панибратски обнимать собеседника, а также указывать пальцем на окружающих. Если ваши гости общаются на родном языке, то не нужно разговаривать с другими на иностранном; не делайте этого ни в коем случае, если объектом вашего разговора стал человек, не владеющий эти языком. Не нужно стараться докричаться до собеседника сидящего в отдалении, при этом мешая общей беседе. В первую очередь внимание за столом должно быть сосредоточена на даме, которая сидит справа от вас. Если вы встретили на улице вашего знакомого, но видите, что он ждет даму или очень торопиться, не стоит вступать с ним в длительные переговоры. Обратиться к своему знакомому, идущему с незнакомой вам дамой, можно только в случае крайней необходимости. Помните, что человека красят не слова, а поступки.

Только по разговорам нельзя составить истинный портрет человека, нужно постараться узнать его ближе.

Тысячу раз  прав  был Сервантес, утверждая, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения. Не  будем забывать об этом.  
Приятных  и  правильных  бесед!

Тест «Умеете ли вы слушать»

1. Стараетесь ли  вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник  вас не интересует? Раздражают  ли вас манеры собеседника?

2. Может ли неправильное  высказывание вызвать у вас  раздражение или грубость?

3. Избегаете ли  вы вступать в беседу с малознакомыми  или незнакомыми людьми?

4. Перебиваете ли  вы в разговоре собеседника?

5. Делаете ли  вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете  о чем- либо другом?

6. Меняете ли  вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?                                                                        

7.Изменяете ли  вы ход разговора, если собеседник  коснулся неприятной для вас  темы?

8. Поправляете ли  вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?

  9. Бывает ли  у вас высокомерный тон по  отношению к собеседнику?

 

 

Ключ к тесту

«почти всегда»-2  балла 
«в большинстве случаев» -4  балла 
«иногда» -6  баллов 
«редко»-8  баллов 
«никогда»-10  баллов 
 55  баллов — вы слушатель «среднего уровня» 
62   балла - «выше среднего уровня» 
более 62   баллов - «вы отлично умеете слушать  людей» 
 

Позвони мне, позвони...

  • Лаконичность
  •   Логичность
  • Информативность
  • Отсутствие повторов и длиннот
  • Дружелюбный тон
  • Четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел
  • Средний темп речи
  • Обычная громкость голоса

 

Основные элементы композиции разговора по телефону.

1. Взаимные представления (20±5 секунд).

2. Введение собеседника в курс дела (40±5 секунд).

3. Обсуждение ситуаций (100±15 секунд). (Необходимо иметь тщательно продуманный перечень главных и 41второстепенных вопросов, требующих короткого и конкретного ответа).

4. Заключительное слово (20±5 секунд).

 

Несколько важных правил разговора по телефону.

  • Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.
  • Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).
  • Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
  • Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.
  • Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.
  • На работе говорите по телефону коротко.
  • Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.
  • Окончить разговор должен тот человек, который  позвонил.
  • Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.
  • По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.

 

Тест «Культура телефонного общения»

1. Я набираю номер  телефона только тогда, когда твердо

уверен в его правильности.

2. Я тщательно готовлюсь к деловому телефонному разговору, добиваясь максимальной краткости.

3. Перед особо  ответственными телефонными переговорами

делаю нужные записи на листе бумаги.

4. Если предстоит  долгий разговор, спрашиваю собеседника,

располагает ли он достаточным временем и, если нет,

переношу разговор на другой, согласованный день и час.

5. Добившись соединения  по телефону с нужным учреждением, называю себя и свое предприятие.

6. Если я «не  туда попал», извиняюсь, а не вешаю молча

трубку.

7. На ошибочный  звонок вежливо отвечаю: «Вы ошиблись  номером» и кладу трубку.

8. Работая над  важным документом, выключаю телефон

или переключаю его на секретаря.

9. В деловых телефонных  переговорах «держу себя в  руках», даже если до этого был чем-то раздосадован.

10. Находясь на  службе, в качестве отзыва на  телефонный разговор, называю свою  фамилию.

11. Во время продолжительного  монолога собеседника по телефону  время от времени подтверждаю  свое внимание краткими репликами.

12. Завершая деловой разговор по телефону, благодарю собеседника и желаю ему успеха.

13. Если коллега, которого спрашивают по телефону, отсутствует, спрашиваю, что ему передать и оставляю записку на его столе.

14. Если во время беседы с посетителем звонит телефон, я, как правило, прошу перезвонить позже.

15. В присутствии сотрудников стараюсь говорить по телефону вполголоса.

16. Если собеседника плохо слышно, прошу говорить громче или перезвонить.

Ключ к тесту

1. 25 и более баллов  — вы вполне владеете культурой

телефонного общения.

2. От 20 до 24 баллов  — в целом вы владеете искусством

телефонного разговора, но еще есть резервы для совершенствования .

3. Менее 20 баллов  — целесообразно еще раз изучить  правила.

 

4. Заключение

Язык любого народа - это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров - от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языкам культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений. Родной язык - душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

 

5.  Список  литературы:

1. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского,

М.Г. Ярошевского. – Ростов-н/Д., 1998. С. 229.

2. Ягер Джен. Деловой этикет. — М., 1994.

3. Голуб И.Б., Розенталь  Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

4. Фомановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты изучения языковых единиц. — М.: 1998. — С. 61—62.

5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. — М., 2004.

6. Гойхман  О.Я.Русский язык и культура  речи –М.,2009

 

 


Информация о работе Этико-социальные аспекты культуры речи. Речевой этикет