Этико-социальные аспекты культуры речи. Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:11, реферат

Описание работы

Во-вторых, только в процессе общения человек формируется как личность, развивается интеллектуально, реализует свои возможности и способности. Общеизвестны случаи, когда дети, лишенные возможности общаться с людьми, попадая в среду обитания животных, утрачивали человеческий облик в прямом и переносном смысле: внешне начинали походить на представителей животного мира (волков, собак), копировали их повадки, а, кроме того, не только переставали развиваться как представители вида homo sapiens – «человек разумный», но и деградировали.

Содержание работы

1. Введение
2. Этико-социальные аспекты культуры речи.
3. Речевой этикет.
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.Этико-соц.аспек.культ. речи.Реч этикет.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Этико-социальные аспекты культуры речи. Речевой этикет.

 

 

 

 

 

 

 

 

     Выполнила студентка 4-го курса

                                      заочной формы получения образования

                                      факультета специального образования

                                      по специальности «Олигофренопедагогика.

                                      Логопедия»

                                      Томашенко Тамара Владимировна.

                                      Группа №403

                                      Проверила:

                                      Преподаватель Бессонова Людмила  Александровна.

 

 

 

Минск 2014г.

Содержание:

1. Введение

2. Этико-социальные аспекты культуры речи.

3. Речевой этикет.

4. Заключение

5.  Список литературы

1. Введение.

Есть только одна подлинная ценность –

это связь человека с человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери

Общение – это «…процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека»[1]. Человек является по своей природе существом социальным и не может жить без общения, без связей с другими людьми. Почему?

          Во-первых, потому что ему присуща потребность принадлежать общности себе подобных. Мы боимся одиночества. Одинокий человек чувствует себя беззащитным, никому ненужным, он теряет интерес к жизни, становится пассивным и угрюмым. Отсюда потребность в семье, в друзьях, единомышленниках.

           Во-вторых, только в процессе общения человек формируется как личность, развивается интеллектуально, реализует свои возможности и способности. Общеизвестны случаи, когда дети, лишенные возможности общаться с людьми, попадая в среду обитания животных, утрачивали человеческий облик в прямом и переносном смысле: внешне начинали походить на представителей животного мира (волков, собак), копировали их повадки, а, кроме того, не только переставали развиваться как представители вида homo sapiens – «человек разумный», но и деградировали. Общение развивает и эмоциональную сферу личности: расширяет кругозор, способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления. Оно оказывает влияние на развитие волевых качеств человека: формирует настойчивость или пассивность в достижении поставленных целей, собранность или недисциплинированность, решительность или слабохарактерность, что зависит от конкретных ситуаций и от круга лиц, с которым человек общается. Реализовать все эти качества можно, только общаясь с другими людьми в процессе совместной трудовой деятельности. В таком случае мы говорим о самореализации личности.

         В-третьих, человек всегда стремится к тому, чтобы его оценили по достоинству, чтобы его уважали. Это немаловажная человеческая потребность, т.к. она вызывает определенные эмоции, которые, в свою очередь, помогают или мешают ему совершенствоваться. Чем лучше отношения с окружающими, тем радостнее жить и реализовывать свои планы и стремления. Потребность в положительных эмоциях – одна из важнейших потребностей человека. Отрицательные эмоции угнетают его, под их влиянием ухудшается даже физическое состояние человека (известно, например, что качество крови ухудшается, все органы работают хуже, эмоциональный настрой в случае болезни может помочь человеку выздороветь).

Положительные же эмоции заряжают организм энергией, дают хорошее самочувствие. Установлено, что для психического здоровья оптимальным соотношением положительных и отрицательных эмоций является 7:1. Практически все взрослые люди ощущают значительную нехватку положительных эмоций (негатива у нас вполне хватает!). О мере этой недостачи дают представление следующие цифры: ребенок ежедневно

смеется в среднем 400 раз, взрослый – 15.

Следовательно, от того, насколько комфортно и эффективно общение, будет зависеть и конечный результат: что удалось, что не удалось, почему не достигли желаемого? Дружелюбный, ровный, бесконфликтный характер повседневного общения может облегчить нашу жизнь, улучшить настроение,

самооценку и отношение к окружающим. Поэтому правомерно, на наш взгляд, утверждение, что умение общаться – это умение жить.

 

2. Этико-социальные аспекты культуры речи.

Практически любое общение, кроме писем и телефонных разговоров, начинается до того, как человек произносит первые слова. Именно поэтому важно знать, учитывать и умело использовать коммуникативные нормы речевого поведения. У каждого народа выработались свои традиции, ритуалы и нормы речевого поведения. Известно, что итальянцы сильно жестикулируют, громко говорят, англичане, напротив, отличаются сдержанностью в проявлении своих чувств, американцы часто улыбаются, совершенно не переносят тесноты, обожают свободные позы, японцы не смотрят в глаза собеседнику, так как это считается у них дерзким, неприличным, никогда не говорят «нет» и так далее.

Особенности русского национального этикета ярче всего проявляется в речевом этикете - в сфере обращений и именовании лиц.

В русском обществе принята трех-именная система называния людей: фамилия-имя-отчество. Эта система именования уникальна, она сформировалась еще в средние века под влиянием Византии, но сейчас сохранилась только в русской культуре.

Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных сообщениях обязательно указывать Ф.И.О. любого гражданина.

К сожалению, это правило часто нарушается в средствах массовой информации. Под влиянием западной культуры, где принято двуименное официальное обозначение (имя и фамилия), наши журналисты активно вводят этот чуждый нам способ именования, разрушая тем самым собственные традиции.

Наиболее уязвима в нашем этикете сфера обращений, и прежде всего потому, что у нас нет единого обращения, как в других странах: мистер - миссис, пан - пани, сеньор - сеньора и т.д.

Слово «товарищ», долгое время бытовавшее как универсальное официальное обращение, утрачивает свою былую нейтральность, оно становится символом определенной эпохи, определенного строя, приобретает социально-политическую окраску и нередко употребляется с негативно-оценочным значением. В связи с этим сфера его употребления резко сузилась. Обращение «товарищ» сохранилось в среде военных, используется в заводских коллективах, в партийных кругах коммунистов.

Попытки сделать единым, универсальным обращение «господа» («госпожа», «господин») пока не увенчались успехом. Если в официально-деловой сфере и в интеллигентской среде обращение «господа» воспринимается совершенно нормально и широко используется, то индивидуальные обращения «господа», «господин» употребляются весьма ограниченно - главным образом в дипломатических кругах, центральном госаппарате, среде бизнесменов, при общении с зарубежными партнерами. К тому же эти обращения употребительны только в сочетании с фамилией или должностью: господин Сергеев, господин директор, госпожа Соловьева.

Есть и лингвистические (языковые) трудности.

Например, если женщина занимает какую-то должность, обозначаемую словом мужского рода - директор, декан, профессор, - то при обращении к ней возникают неудобные, непривычные сочетания типа «госпожа директор», «госпожа профессор», «госпожа декан». В настоящее время в нашем обществе, расслоившемся на богатых, бедных и нищих, вряд ли возможно единое обращение. На данном этапе развития общества вполне оправдано сосуществование нескольких обращений: «господа», «товарищи», «друзья», «коллеги». Каждая социальная группа выбирает свое обращение. Есть уже и официальные обращения, объединяющие всех: «сограждане», «соотечественники». В официальной обстановке к собеседнику нужно всегда обращаться на Вы, независимо от его социального статуса, возраста и ваших личных с ним взаимоотношений (даже если это близкий, хорошо знакомый человек или родственник). Это этикетное правило часто нарушается.

Дружеское (неофициальное) Ты - общение допустимо на рабочем месте только при условии, если нет неотложных дел, необходимости решать официальные вопросы.

Общение на Вы предполагает обращение по имени - отчеству к любому взрослому человеку, достигшему определенного положения, окончившего вуз или техникум (колледж), чаще всего с 22-25 лет. К людям старшего возраста этикет предписывает обращаться по имени-отчеству независимо от их положения.

К подростку или молодому человеку, не имеющему еще своего профессионального статуса, можно обращаться по имени, но на Вы.

Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной (за исключением детей) группе. Совершенно недопустимо, как младший (по положению, возрасту) обращается на Вы, а старший к нему на Ты.

        Своеобразным барометром нашего общества служит понятие культуры общения, которая взаимосвязана с культурой поведения. Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений – служебной, семейной, личной, политической, и т. д. Один из основных принципов повседневной жизни – поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избегать конфликтов. Ни что не ценится окружающими нас людьми так высоко, как вежливость и деликатность. Знание нормального поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, всё, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Итак, что же такое культура поведения? Это поведение человека в соответствии с теми нормами и правилами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы обращения и общения с окружающими, умение правильно вести себя в различных ситуациях.

К нормам культуры поведения относятся:

- вежливость - доброжелательность в процессе взаимоотношений с другими людьми;

- корректность - умение держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

- тактичность - чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», после которой наши слова и действия могут вызвать обиду у окружающих. Такт - это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

- деликатность - умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей, но проявлять большее внимание к конкретному человеку;

- скромность - отсутствие позерства, умение во всех ситуациях оставаться самим собой и не играть не свойственной себе роли; 
простота - отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

- обязательность - умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура речевого поведения формируется у человека в комплексе с перечисленными нормами и положениями. Требования, предъявляемые к хорошей речи и сформулированные в книге «Секреты хорошей речи» [3], неотделимы от общепринятых поведенческих норм — ведь нельзя быть «культурным наполовину».

Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость — основной постулат и условие общения в социуме.

            Принципу вежливости и его  использованию в речевой деятельности  посвящено              немало работ.

Например, Р. Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:

  • не навязывай своего мнения;
  • предоставляй собеседнику возможность выбора;
  • будь доброжелательным.

По мнению Н.И. Формановской,[4] цель принципа вежливости — поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые отношения, которые позволяют результативно общаться. А по И.А. Шаронову, основная роль принципа вежливости — «различными способами в зависимости от типов взаимодействия коммуникантов поддерживать между ним социальное равновесие и хорошие отношения». По мнению Дж. Лича, принцип вежливости является определенной стратегией обшения, направленной на сотрудничество и предотвращение возможных конфликтных ситуаций. Принцип вежливости по Дж. Личу находит свое отражение в шести максимах (постулатах): максима такта (соблюдай интересы другого); максима великодушия (уменьшай собственную выгоду и увеличивай выгоду других); максима одобрения (меньше ругай, больше хвали); максима скромности (не хвали себя); максима согласия (чаше соглашайся с партнером); максима симпатии (выражай симпатию к партнеру).

Однако особенность максима вежливости состоит в том, что не только их нарушение, но и слишком усердное их соблюдение (гипертрофированная вежливость, лесть) вызывает дискомфорт.

Польский ученый Э. Томичек дал следующее определение вежливости: «Это своего рода стратегия языкового и неязыкового поведения человека, сводящаяся к соблюдению общественных, конвенциональных норм, цель которой — сохранить свой "имидж" и "имидж" партнера». Его поддерживает и ГГ. Почеицов, утверждая, что «феномен этикетизации заключается в стремлении собеседников нанести наименьший ущерб друг другу». Это формулируется как следующее правило этикета: в разговоре старайся максимально улучшить позиции своего собеседника. Н.И. Формановская заключает: «Явление вежливости — это целая многоаспектная категория, состоящая из сложившихся в обществе носителей языка представлений об этических нормах поведения, в том числе речевого. Считается, что быть вежливым — это придавать партнеру ту социальную роль, на которую он претендует (или несколько выше); быть невежливым — это придавать партнеру социальную роль ниже той, на которую он претендует... В целом же, можно сказать, что вежливость — это проявление уважения к партнеру, в нашем случае — выраженная с помощью языковых речевых единиц» [4].

Информация о работе Этико-социальные аспекты культуры речи. Речевой этикет