Этикетная модуляция речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Этикетная модуляция речи - видоизменение речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений.
Этикетная модуляция речи чаще всего используется общении деловых партнеров. В деловом общении модуляция речи связана с выбором конструктивно-деструктивного тона общения. Установка на конструктивно-деструктивный тон выражается в готовности признать позицию собеседника, само право на существование такой позиции, в отсутствии категоричных суждений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Этикет………………………………………………………….………...3
Глава 2. Речь………….…………………………………………………………...4
Глава 3. Этикетная модуляция речи…………………………………………….6
§ 1. Интонация……………………………………………………………7
§ 2. Паузы…………………………………………………………………8
§ 3. Мимика и жесты……………………………………………………..9
Глава 4. Заключение…….……………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Русский.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Тон (греч. tonos — напряжение, повышение голоса, ударение) – физическая характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых связок.

Темп (итал. tempo, лат. tempus — время) – степень быстроты движения звука.

Интенсивность (лат. intensio — напряжение, усиление) – средняя по времени энергия, которую звуковая волна переносит в единицу времени через единицу площади поверхности, расположенной перпендикулярно к направлению распространения волны.

Тембр (франц. timbre) – окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука.

 

Виды интонации:

1. Повествовательная или изъявительная

2. Вопросительная 

3. Восклицательная

 

Функции интонации:

  • Семантические: выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации», различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему
  • Экспрессивная: выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи
  • Синтаксическая: синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом
  • Эвфоническая: способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений

 

Интонация организует речь фонетически, является средством выражения  различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски. Проще говоря: интонация – это язык эмоций. Без нее невозможно представить устную речь.

 

ПАУЗЫ

 

Пауза (греч. παυσις — остановка, прекращение) — перерыв в чём-либо.

 

Из определения слова  «пауза» можно сделать вывод, что пауза в деловом разговоре – это время за которое можно обдумать ответ, либо свою следующую фразу. Это необходимо для того, чтобы сделать правильный вывод из полученной информации, дать содержательный ответ на заданный вопрос или вовсе не показаться собеседнику несдержанным.

 

Рассмотрим диалог, из которого видно, как меняется позиция одной из сторон:

 

А. – Здравствуйте.

В. – Здравствуйте / я хотел бы предложить вам свои выступления на вашей презентации // Я вам звонил.

А. – Насчет чего?

В. – Я предлагал вам наши выступления // Вы сказали / что нужно встретиться.

А. – Я говорила?

В. – Да // Вы хотите устроить презентацию / с концертной частью / для этого я предложил  вам участие нашей группы эксцентрики – клоуны «Скоморохи» // Я вам представлялся // Мы находимся при региональном Фонде реабилитации молодежи.

А. – Вы представлялись?

В. – Да. ///

А. – Так / а  можно посмотреть?

В. – Конечно. ///

А. – Угу.

В. – Группа уже хорошо известна в городе / и  за город мы выезжаем.

А. – Ноя  вас еще ни разу не видела…

В. – Да / вы не видели // Но может вам будет / как бы…/ Может это для вас будет значимо…// Я только что был у директора торгового центра «Русь» // Он приглашает нас в конце декабря для проведения концертной программы // То есть нас знают  / приглашают…

А. – Ну да / понятно…

В. – У нас  есть лицензия на проведение концертной деятельности / кроме того мы можем  взаимозачетом / рекламный плакатик где-нибудь повесить…

А. – Да? Ну что же / вы оставьте программку / вообще это интересно / наверное…

В. – Угу / ну мы можем написать письмо?..

А. – Давайте  так // я вас на следующей неделе посмотрю… // А вы пока заготовьте письмо со всеми реквизитами и занесите секретарю // Мы подумаем / и наверное решим…

В. – До свидания // Спасибо.

А. - Всего доброго.

 

Из разговора видно, что вначале предложение менеджера концертной группы подвергается сомнению, но к концу разговора соглашаются рассмотреть данное предложение. Обе стороны использовали паузы в течение всей беседы, что привело к продуктивному окончанию переговоров.

 

 

 

ЖЕСТЫ И  МИМИКА

 

Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

 

Мимика (греч. μιμιχοζ — подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств — радости, грусти и т. п.

 

С невербальными средствами общения мы сталкиваемся каждый день. Конечно это не всегда этикетная  модуляция речи, но все же жесты  активно применяем в этой области.

 

Примеры:

Когда студенты (ученики) замечают входящего в аудиторию (класс) преподавателя, они встают, чтобы тот видел, что они признают его в данной роли и принимают на себя все обязанности, вытекающие из положения учащихся. Нет смысла начинать урок, если учитель не получил от присутствующих такого своеобразного обещания быть учениками. Он и сам не пройдет молча к столу, чтобы, усевшись, бросить бесстрастное "Открыть тетради!". Учитель обязательно приветствует учеников, и без этого им трудно быть его учениками, ведь в приветствие учителя также вложен важный смысл этикетного характера. Отвечая на этикетное послание ребят, учитель своим приветствием как бы принимает их в ученики, принимает предложенные ему отношения и в свою очередь берет на себя обязательство исполнять роль учителя, а правила исполнения этой роли известны ему и его ученикам, которые точно знают, чего можно и чего нельзя ожидать от человека в роли учителя. Этот секундный диалог придает всем спокойствие и уверенность в себе, чувство правильности своих действий, обеспечивает всем эмоциональный комфорт, помогает наладить общение необходимого на уроке.

Часто встречается ситуация, когда вы поздоровались с начальником  стоя, он же вам еле кивнул, произнося  «Здравствуйте!» и продолжая болтать  по телефону. Начальник поздоровался с вами не отрываясь от разбора бумаг на своем столе. Использование жистекуляции направлено на то, чтобы подчеркнуть незначительность посетителя в глазах руководителя.

 

Из примеров следует, что словесный жест используется с целью приблизить к себе собеседника или отдалить его, выразить отношение почтения, признать равным или выразить пренебрежение.

В продолжение всего дня будет идти обмен этикетной информацией. Так происходит всегда. Этикетная информация особенно важна в начале общения, в момент организации коллектива, когда устанавливается его структура, определяются типы отношений между его членами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы так привыкли менять тип речи в зависимости от условий  общения, что делаем это чаще всего неосознанно, автоматически. Автоматически происходит и восприятие информации о человеческих отношениях, передаваемой особенностями речи. Но стоит допустить ошибку в выборе типа речи, как автоматизм восприятие нарушается, и мы сразу замечаем то, что раньше ускользало от нашего внимания.

Речь колеблется в такт человеческим отношениям - это и есть этикетная модуляция речи. Специальное этикетное общение совершается, как мы уже знаем, лишь время от времени, а вот видоизменения (модуляция) речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходят всегда. Значит, это одно из самых важных средств выражать этикетное содержание - средство, которое всегда в нашем распоряжении, аппарат, который всегда включен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Колтунова, М. В. «Язык и деловое общение»: нормы, риторика, этикет: учебное пособие для вузов / М. В. Колтунова . - М. : Экон. лит. , 2002. - 288 с.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://www.waxs.ru/rech_etiketp_30
  4. http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le4/le4-5471.htm



Информация о работе Этикетная модуляция речи