Этикетная модуляция речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Этикетная модуляция речи - видоизменение речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений.
Этикетная модуляция речи чаще всего используется общении деловых партнеров. В деловом общении модуляция речи связана с выбором конструктивно-деструктивного тона общения. Установка на конструктивно-деструктивный тон выражается в готовности признать позицию собеседника, само право на существование такой позиции, в отсутствии категоричных суждений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Этикет………………………………………………………….………...3
Глава 2. Речь………….…………………………………………………………...4
Глава 3. Этикетная модуляция речи…………………………………………….6
§ 1. Интонация……………………………………………………………7
§ 2. Паузы…………………………………………………………………8
§ 3. Мимика и жесты……………………………………………………..9
Глава 4. Заключение…….……………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Русский.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Этикетная модуляция  речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Этикет………………………………………………………….………...3

Глава 2. Речь………….…………………………………………………………...4

Глава 3. Этикетная модуляция речи…………………………………………….6

  • 1. Интонация……………………………………………………………7
  • 2. Паузы…………………………………………………………………8
  • 3. Мимика и жесты……………………………………………………..9

Глава 4. Заключение…….……………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общение – главное составляющее нашей жизни.

 

Существуют разные определения слова общение. Вот некоторые из них:

  • Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта.
  • Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп.
  • Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь.

и т.д. Этот список можно  продолжать бесконечно.

 

В процессе общения между  участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Без общения невозможно представить жизнь человека. В пирамиде потребностей, видного американского психолога, основателя гуманистической психологии, Абрахама Маслоу (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) социальная потребность находится на третьем месте.

 

Пирамида выглядит примерно таким образом:

 

Не смотря на то, что социальная потребность относиться к вторичным потребностям человека, она самая важная. Даже в первобытной общине, когда еще не была сформирована речь, члены общины общались с помощью звуков, жестов и мимики.

 

Как уже было отмечено в выше сказанном, без коммуникативной функции не было бы развития человека в обществе. Каждый день мы встречаем огромное количество людей, с которыми обмениваемся различной информацией необходимой для нашего развития. Достаточно часто люди используют этикетную модуляцию речи, которая чаще всего представлена в деловом общении и в светской беседе.

В деловой устной речи, как правило, тема обсуждения задана определённой целью: решить проблему сбыта товаров, услуг; найти партнёров в решении финансовых вопросов, наладить эффективно «работающие» связи с поставщиками, решить организационные вопросы и т.д. Без коммуникаций решить данные задачи не представляется возможным. Однако в условиях неофициального общения обсуждения деловых вопросов может перемежаться с обсуждением самых различных сторон человеческой жизни.

Светская беседа, в  отличи от деловой, не направлена на решение  обсуждаемых вопросов. Целью светской беседы является не передача информации, не решение каких-либо проблем, а  поддержание доброжелательных отношений с людьми, получения удовольствия от общения. Светский разговор включает в себя умение уходить от споров и расположить к себе собеседника, что очень важно при введении деловых переговоров.

 

ЭТИКЕТ

 

Этикет (от фр. etiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

 

Немного истории:

В современном виде и  значении слово было впервые употреблено  при дворе короля Франции Людовика ХIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается "домострой" (XVI в.)

 

Виды этикета:

Этикет может значительно  отличаться в зависимости конкретной эпохи и культурной среды. Его  также можно условно разделить на ситуативный и профессиональный, хотя чётких границ зачастую провести невозможно.

 

Светский этикет:

- Речевой этикет

- Столовый этикет

- Свадебный этикет

- Траурный этикет

- Этикет "выходного  дня" (театральный, концертный  и др.)

 

Деловой этикет:

- Дипломатический этикет

- Профессиональный этикет (Воинский этикет, медицинский этикет, юридический этикет, сервисный этикет  и др.)

- Мобильный этикет: правила  использования сотового телефона

- Религиозный этикет

- Служебный этикет

- Телефонный этикет

 

РЕЧЬ

 

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Процесс речи предполагает, с одной  стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого  языка.

 

Гипотезы формирования речи

Гипотеза божественного  происхождения языка - эта гипотеза отражается в представлениях народов, населяющих Азию и Индостан. Так, в индийских ведах говорится, что установителем имен является Бог — Всеобщий ремесленник и «господин речи». Он давал имена другим богам, а имена вещам устанавливали люди — святые мудрецы. В библейской легенде в первые три дня творения Бог называл крупные объекты сам, а когда перешел к созданию животных и растений, право установления имен было передано Адаму. Эта гипотеза, как и любые религиозные догадки и предположения, не основана на научных знаниях.

Гипотеза, о том, что  люди являются изобретателями языка - сторонником концепции установления имен человеком был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. Каждый правитель в Китае начинал правление с исправления имен. Ж. Ж. Руссо и А. Смит считали, что язык возник как результат соглашения договора, то есть люди собрались и договорились о значении слов.

Гипотезы случайного изобретения языка - исследователь Торндайк считал, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.

Гипотеза аффекта - это одна из ранних гипотез, она полагает, что речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами.

Гипотеза жизненных  шумов - по мнению В. В. Бунака, речь возникла на основе звуков, свойственных высшим обезьянам, но не на основе аффективных криков, а на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и др. Встречаются эти звуки при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.

Гипотеза звукоподражания - немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например «кукушка» — «ку-ку». Согласно гипотезе Л.Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук». Ещё Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутанг не мог выговорить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам не свойственно.

Гипотеза ручных жестов - согласно В.Вундту, движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимического комплекса — движений тела, рук, лица. Особое значение приобретают движения рук. У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками, как у обезьян, например сигналы опасности, привлечения внимания. Пантомима была слишком громоздка в повседневном общении. Звук становился образом отрезка пантомимы. Н. Я. Марр считал, что вначале люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами. Это могли быть изобразительные или указательные жесты. Но общение с помощью рук неэкономично, содержит небольшое число знаков. Звуковая речь отличается от жестов большей обобщенностью звуковых единиц, большей комбинаторной возможностью для обозначения разнообразных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью. Кроме того, в процессе трудовой деятельности функции руки — коммуникативная и манипуляторная — вступали в конфликт, то есть человек не мог одновременно пользоваться рукой и для общения, и для труда. Поэтому жестовая коммуникация постепенно заменялась более эффективной членораздельной звуковой речью. Опираясь на эти гипотезы, можно говорить о том, что процесс формирования речи был длительным и сложным.

 

Какую бы гипотезу для себя не выбрал человек самой значимой, и какими бы сложным не был путь формирования речи, свойства ее остаются прежними:

  1. Содержательность;
  2. Понятность;
  3. Выразительность;

 

В заключении можно сказать:

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

 

ЭТИКЕТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ РЕЧИ

 

Этикетная модуляция речи - видоизменение речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений.

 

Этикетной модуляцией речи мы пользуемся всегда, в отличие  от специального этикетного общения, которое  используется по мере необходимости.

Этикетная модуляция  речи чаще всего используется общении  деловых партнеров. В деловом общении модуляция речи связана с выбором конструктивно-деструктивного тона общения. Установка на конструктивно-деструктивный тон выражается в готовности признать позицию собеседника, само право на существование такой позиции, в отсутствии категоричных суждений.

 

Этикетная модуляция  речи включает:

  • Интонацию
  • Паузы в разговоре
  • Жесты и мимику

 

Эти составляющие необходимы для этикетного общения, да и общения вообще. Этикетная информация поступает с обеих сторон в диалогическом общении. Она передается в процессе всего общения обеими сторонами и выражается не только в приветствии, прощании, просьбе, благодарности и извинении, но и составляет некоторую часть общения.

 

 

 

 

ИНТОНАЦИЯ

 

Интонация (от латинского intono - громко произношу), совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, тембра и других просодических элементов речи.

 

Главные компоненты интонации:

Ритм (греч. ῥυθμός — размеренность, такт, стройность, соразмерность) - чередование каких-либо элементов (например, звуковых или речевых), происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Мелодика (греч. melos – песнь, мелодия) – основной компонент интонации; совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении фразы, соотнесенное с колебаниями голосовых связок. Чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон и наоборот. Мелодика значима для выражения и восприятия коммуникативного типа высказывания (повествования, вопроса и т. д.), а также субъективного отношения говорящего к высказываемому.

Информация о работе Этикетная модуляция речи