Деловой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Речевой этикет в узком смысле составляет микросистему стереотипных вербальных единиц, используемых для проявления доброжелательного отношения к собеседнику в различных ситуациях общения. Эти ситуации типичны, так как они повторяются практически ежедневно. Мы знакомимся с людьми, стараемся привлечь их внимание, здороваемся, прощаемся, извиняемся, благодарим, поздравляем, обращаемся с просьбой и т.д. И всякий раз мы употребляем уже готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании устойчивые выражения, определённые формулы общения.

Файлы: 1 файл

ritorika (2).doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

      В деловой переписке имеет  место тенденция избегать местоимения  "я". Первое лицо выражается  окончанием глагола.

 

9. Дистанция  в речевом общении определяется  возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм.

В целом выбор диктуется сложным  сочетанием внешних обстоятельств  общения и индивидуальных реакций  собеседников:

степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому);

официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное);

характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное");

равенством или неравенством ролевых  отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному  и вышестоящему).

 

Выбор одной из форм обращения зависит  не только от формального положения  и возраста, но и характера отношений  собеседников, их настроенности на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и привычек.

      Таким образом,  выявляется ты родственное, дружеское,  неформальное, интимное, доверительное,  фамильярное; Вы - вежливое, уважительное, официальное, отчужденное.

      В зависимости  от формы обращения на ты  или Вы находятся грамматические  формы глаголов, а также речевые  формулы приветствия, прощания, поздравления, выражения благодарности.

      Табу - это запрет  на употребление определенных  слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными факторами.

      Социально-политические  табу характерны для речевой  практики в обществах с авторитарным  режимом. Они могут касаться  наименования некоторых организаций, упоминания некоторых лиц, неугодных правящему режиму (например, оппозиционных политиков, писателей, ученых), отдельных явлений общественной жизни, официально признанных несуществующими в данном обществе.

      Культурные и этические  табу существуют в любом обществе. Понятно, что запрещена к употреблению матерная лексика, упоминание некоторых физиологических явлений и частей тела.

      Пренебрежение этическими  речевыми запретами является  не только грубым нарушением  этикета, но и нарушением закона.

     Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, рассматривается уголовным законом как преступление (статья 130 УК РФ).

 

10. В русском языке для личного  обращения к человеку используют  местоимения второго лица единственного числа «ты» и «Вы». Обращение на «Вы» подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку. Оно обычно используется при официальном общении, при обращении к незнакомым или малознакомым людям, к старшим по возрасту или к лицам.

 

На «ты» обычно обращаются к друзьям, хорошим знакомым или родственникам или детям. В некоторых рабочих коллективах также принято неофициальное общение на «ты» между коллегами.

 

Переход с обращения «ты» на обращение  «Вы» обычно происходит по предложению  одного из участников диалога. При общении женщины с мужчиной перейти на «Вы» обычно предлагает женщина, при разговоре старшего и младшего – старший. Иногда возможен и обратный переход: в официальной обстановке даже хорошего знакомого или родственника нередко называют на «Вы».

 

11. Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная позицией личности в системе общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»

 

Коммуникативной ролью будем называть способ поведения в рамках коммуникативного акта, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций). Известно, что индивид в жизни выполняет массу разнообразных социальных ролей. Нормы или правила поведения в обществе задают принятые в той или иной среде модели поведения. Наивысшую степень регламентации коммуникативных конвенций речевого поведения мы наблюдаем в законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов). Судебная или научная речь – еще один пример конвенций, различающийся в рамках национальных коммуникативных структур.

 

12. Деловой этикет — важнейшая  сторона морали профессионального поведения предпринимателя. Знание делового этикета — основа предпринимательского успеха. Причина внимания к вопросам этики бизнеса прежде всего связана с экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров, а также с экологическим, экономическим и социальным ущербом, который наносят гражданам и обществу в целом корпорации и отдельные предприниматели, стремясь снизить затраты и повысить свою конкурентоспособность.

 

13. Имидж делового человека.

Этимологически понятие «имидж»  восходит к французскому image, что  означает образ, изображение, представление. В современном значении оно обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как  он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.

 

В западном бизнесе способности  и умению человека производить хорошее  впечатление придают очень большое  значение. Недаром там появилась  новая категория людей, так называемых имиджмейкеров – специалистов по имиджу. С человеком, не умеющим четко выражать свои мысли, неопрятно одетым, никто не станет вести дела.

 

Учитывая это, деловой человек  должен быть не только готовым морально отвечать за свои действия (тем более  за поступки), но и следить за внешним видом, особое внимание, уделяя элементарной чистоплотности.

 

Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета  и умение вести себя в соответствии с ними. Как и мораль, этикет есть одна из форм регулирования человеческого поведения. Но в отличие от нравственных норм правила этикета носят сугубо формальный характер. Их просто надо знать и соблюдать. Язык этикета выражает, прежде всего, требования общечеловеческой вежливости, затем регламентирует иерархию возрастных, служебных, половых, родственных различий людей, когда заранее оговариваются уже готовые модели конкретного действия в определенной ситуации с учетом этих различий.

 

Общая культура человека складывается из многих компонентов. Немаловажное значение имеют внешний вид и одежда. Недаром в нарде говорят: «По одежке встречают…». Поэтому рекомендации по формированию имиджа делового человека мы и начнем с «одежки», с костюма.

 

 

Сейчас, в период реформирования всего  хозяйственного механизма и перехода на рыночные отношения, особую роль призвана сыграть женщина. Именно она может полностью проявить свои возможности не только как «хранительница домашнего очага и продолжательница рода», но и как созидательница здорового нравственного климата на производстве, в политике и семье.

 

«Величайшая задача, встающая перед  женщиной в настоящее время, заключается  в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество» (Е. Рерих).

 

 

 

Костюм деловой женщины

 

Итак, как должна одеваться деловая  женщина?

 

Правильно ли надеть на себя все одного цвета, допустим красные сапоги, красный берет, красный плащ, красный шарфик? Нет. В одежде должно быть два, максимум три предмета ведущего тона. Если вы надели черный костюм, к нему желательно надеть черные туфли и должна быть еще какая-нибудь деталь черного цвета, например сумка.

 

Универсальной одеждой деловой  женщины являются платье, костюм, брючный  костюм или кофта с юбкой, причем последние должны быть обязательно  стильными, а не просто рабочими, тогда  в них можно пойти на прием, посвященный важному событию, на свадьбу, в ресторан, на юбилей, день рождения.

 

Вечерним туалетом должно быть платье, платье-костюм, нарядный брючный костюм или какой-то специально продуманный  ансамбль. Вечерний наряд женщины  выполняется из тканей разных оттенков в зависимости от времени года: для осени, зимы – из более темных, для весны, лета – из более светлых. Не рекомендуется вечерний туалет из набивной, яркой, пестрой или в цветочек ткани. Ткань для вечернего туалета должна быть гладкой, либо с не очень броской выработкой.

 

Очень важно уметь правильно  определять стиль одежды для разных случаях, чтобы, во-первых, не чувствовать  неуверенности, а во-вторых, не привлекать излишнего внимания окружающих к  своей внешности. И уж конечно, стараться  не быть смешной. При необходимости лучше посоветоваться со специалистами.

 

Что украшает женщину? Прежде всего, прическа, затем туфли, сумка и бижутерия. Платье может быть очень скромным, но женщина с красивой прической, в красивых туфлях, с умело подобранной  к своему туалету сумкой и бижутерией всегда будет выглядеть празднично. Даже в том случае, когда необходимо обновить свой туалет, а возникла проблема с деньгами, деловая женщина должна воздержаться от покупки дорогого платья (костюма), а отдать предпочтение туфлям и сумке.

 

Деловой женщине всегда нужно помнить, что не рекомендуется смешивать разные украшения (например, цепочку, бусы и брошь), допустим лишь гарнитур (кулон, серьги, кольцо).

 

Никогда НЕ:

 

• Надевать на одну руку (на разные пальцы или на один) золотые и серебряные кольца;

 

• Приходить на работу в брюках и кофточке: это домашняя одежда;

 

• Являться в офис в платье с  глубоким декольте, без рукавов или в майке и без чулок: такие варианты возможны только в нерабочее время;

 

• Носить подледники с босоножками, так как подледники служат только для того, чтобы надевать их в туфли вместо чулок (но не в официальном учреждении);

 

• Приходить на работу в легинсах или лосинах. Это одежда для спорта, загородных прогулок, выходов в магазин  и т.п.

 

• Держать носовой платок в рукаве платья или кофточки. Для этого существует сумочка или карман.

 

Современного делового человека можно  выделить из толпы сразу. Из чего складывается этот облик, к характеристике которого можно добавить определение «деловой»? Разумеется, что человек, для которого бизнес – серьезная работа, учитывает все нюансы, способствующие успеху. Уверенную походку, выразительные жесты, доброжелательную улыбку и другие невербальные сигналы преуспевающего делового человека окружающие воспринимают как должное. Но все ли даже очень деловые и преуспевающие мужчины одеваются правильно? Как должен выглядеть деловой мужчина?

 

 

 

Костюм делового мужчины

 

Как ни странно, главный предмет в туалете  мужчины – галстук. Немаловажную роль играют и носки. Именно они подбираются  в первую очередь к галстуку (исключая носки красного цвета), затем к цвету брюк и, наконец, к цвету обуви.

 

Искусство сочетания элементов одежды всегда должно учитывать цвет, линию, фактуру  и стиль. Неумелое комбинирование может  сделать внешность руководителя блеклой (светло – серый костюм, голубая рубашка, светло – голубой галстук с рисунком или зеленая рубашка и синий костюм).

 

Стиль. Для  руководителя важно учитывать соответствие стилей элементов одежды. Например, дисгармонично будет выглядеть  деловой, несколько консервативный костюм в сочетании с клетчатой рубашкой. Несуразность сочетания костюма с широкими лацканами и узкого галстука также очевидна.

 

Единства  стиля легче всего добиться, выбирая  однотонные элементы одежды. Многие мужчины  считают, что такие комбинации не привлекательны, но это не так. Например, если руководитель одет в темно – синий костюм, белую рубашку и темно – красный галстук, то это говорит о его хорошем вкусе. Однотонный костюм должен быть основным элементом одежды делового мужчины. Такой костюм обладает свойством хорошо сочетаться с однотонными цветами и рисунками других элементов одежды, что значительно упрощает выбор правильной комбинации: костюм – рубашка – галстук. Костюм может быть синим, серым, бежевым, коричневым.

 

С однотонным костюмом сочетается любой рисунок рубашки. Если же еще добавить однотонный галстук, то получится прекрасное трио: однотонность – рисунок – однотонность. Руководителям следует помнить, что никогда не сочетаются одинаковые рисунки, их всегда надо разделять однотонным элементом. Например, хорошо смотрятся вместе серый однотонный костюм, светлая рубашка с темно – красными полосками, серый однотонный галстук, повторяющий цвет костюма. Возможен и другой вариант: те же по цвету костюм и рубашка и темно – красный галстук, повторяющий по цвету полоски рубашки. В приведенных примерах галстук полностью повторяет цвет одного из элементов, а сочетание костюма и рубашки достаточно живописно.

 

Итак, для  однотонного костюма имеются  три основных варианта:

 

a. однотонная  рубашка, однотонный галстук;

 

b. рубашка  с рисунком, однотонный галстук;

 

c. однотонная  рубашка, галстук с рисунком.

 

Костюм  в полоску. С ним не желательно надевать клетчатых рубашек, т. к. клетки диссонируют с полосками костюма  и не сочетаются с его деловым, серьезным стилем. К такому костюму хорошо подойдет голубая однотонная или белая рубашка, а полосы на костюме и сочетание их по цвету с рубашкой придадут освежающий общий вид.

 

По мнению специалистов, деловой мужчина должен иметь три костюма: рабочий, деловой  и вечерний. И во всех случаях галстук является главным предметом мужского туалета. У англичан существует пословица: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но должен иметь дюжину галстуков.

 

Чтобы правильно подобрать галстук, необходимо помнить следующее:

 

– длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня;

 

– лучший материал для галстуков  – шелк, шерсть и хлопок. Прекрасно  смотрится синтетическая ткань  под шелк. Шелковые галстуки идут к  различным тканям и годятся для  любых ситуаций, Галстуки из хлопчатобумажной ткани носят в основном летом.

Информация о работе Деловой этикет