Аристотель. Риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.

Файлы: 1 файл

Аристотель Риторика.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

подобна  рассказу  Стисихора  о  Фалариде и рассказу Эзопа в  защиту демагога.

Когда жители  Имеры избрали  Фаларида  полководцем с неограниченной властью и

намеревались  дать ему  телохранителей, Стисихор,  приведя различные  доводы

[против  этого], рассказал им  также  басню  о том, как  лошадь  одна  владела

пастбищем; когда же пришел олень  и начал портить  пастбище, то лошадь, желая

отомстить оленю, спросила какого-то человека, не может ли он посодействовать

ей  в  этом; он отвечал, что может, если возьмет узду и сам сядет  на нее, с

копьем в руках.  Когда лошадь согласилась  на это и он сел  на нее, то вместо

того, чтобы отомстить оленю, лошадь сама попала в рабство. Так и вы,  сказал

Стисихор, берегитесь, как бы желая  отомстить врагам, не  попасть  в такое же

положение,  в  какое попала  лошадь:  у вас  уже есть  узда,  раз вы избрали

полководца с неограниченной властью; если вы еще дадите ему телохранителей и

позволите ему сесть на себя, то будете рабами Фаларида. - А Эзоп  на острове

Самосе, защищая  демагога,  которого  осуждали  на  смерть,  рассказал,  как

лисица,  переправляясь через  реку, попала  в  обрыв; не  будучи в состоянии

выбраться  оттуда, она долго  там страдала и в нее впилось множество клещей;

еж, пробиравшийс мимо, увидев ее, сжалился над ней и спросил, не вытащить ли

из  нее  клещей, но она не  согласилась  на  это и на  вопрос  -  почему?  -

отвечала:  эти  клещи  уже  полны мною  и поглощают мало  крови; если  же ты

вытащишь этих, то явятся другие, голодные, и высосут у меня остальную  кровь.

Точно так же и вам, мужи  самосские,  этот человек не может больше причинить

вреда, потому  что он  богат. Если  же вы  умертвите его, то явятся  другие,

бедные,  которые,  расхищая  общественное  достояние,  разорят  вас.   Басни

употребляются в  народных  собраниях;  они  имеют  ту  хорошую  сторону, что

подыскать  в прошедшем  факты,  подобные [данному  случаю], трудно, басни же

[подыскать]  легче; их следует сочинять, как и притчи, если кто может видеть

сходные  черты,  а это  легче  делать  с помощью философии.  Легче  подыскать

[примеры] из области вымысла,  но полезнее  посоветовать что-нибудь, опираясь

на факты, ибо по большей части будущее подобно прошедшему.

     Примерами  следует  пользоваться в том  случае,  когда не имеешь энтимем

для  доказательства, ибо для  того,  чтобы  убедить, требуется [какое-нибудь]

доказательство; когда же [энтимемы] есть, то примерами следует пользоваться,

как свидетельствами,  помещая их вслед за энтимемами в виде эпилога. Если их

поставить  в  начале,  то  они  походят  на наведение, а  риторическим речам

наведение  не свойственно,  за  исключением немногих  случаев; когда  же они

помещены  в  конце,   они походят на  свидетельства,  а свидетель всегда

возбуждает доверие. Поэтому  необходимо бывает привести много примеров тому,

кто помещает их  в  начале,  а  кто помещает их в конце, для того  достаточно

одного [примера], ибо свидетель, заслуживающий веры, бывает полезен  даже  в

том случае, когда он один.

     Итак, мы сказали о   том,  сколько есть  видов примеров,  и как  и когда

следует ими пользоваться.

 

     ГЛАВА XXI

 

     Определение   изречения,  его  отношение  к  энтимемам.   -Четыре  рода

изречений. - Как следует  пользоваться изречениями? -  Две выгодные стороны,

получающиеся от употребления в  речи изречений.

     Что  касается  употребления изречений (афоризмов), то после определения

того, что такое изречение, станет совершенно ясно, относительно чего,  когда

и   кому   прилично   пользоваться  изречениями  в  речах.  Изречение   есть

утверждение, которое относится  однако не к отдельным случаям, например, не к

тому,   какой  человек  Ификрат,  но  имеет  общее  значение;  впрочем,  оно

[касается]  не   всех  областей,   (например,   что  "прямое  противоположно

кривому"), но лишь того, около чего  вращаются житейские дела; [они  имеют в

виду то], что можно избирать и чего  должно избегать в своей  деятельности. А

так как энтимемы суть силлогизмы, касающиеся подобных вещей, то заключения и

посылки  энтимем,  если  у  них  отнять  форму&


Информация о работе Аристотель. Риторика