Аристотель. Риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.

Файлы: 1 файл

Аристотель Риторика.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

еще тем, что считают себя достойными властвовать, потому что, по их  мнению,

они  обладают  тем,  что  делает  людей  достойными  властвовать.  И вообще

характер,  сообщаемый  богатством,  есть  характер  человека  неразумного  и

счастливого. Характер  у людей  недавно разбогатевших и у  людей давно богатых

различен именно тем, что люди недавно  разбогатевшие обладают  всеми  пороками

в большей и худшей  степени,  потому что быть вновь разбогатевшим значит как

бы  быть  невоспитанным  богачом.  И несправедливые  поступки,  которые  они

совершают, порождаются не злобой, но высокомерием  и невоздержанностью, как,

например, побои и прелюбодеяние.

 

     ГЛАВА XVII

 

     Черты характера,  свойственные людям:

     1) могущественным (обладающим  властью), 2)

     счастливым (удачливым).

     Равным образом очевидны, можно сказать, все главнейшие  черты характера,

стоящие  в  связи с властью,  ибо  власть обладает  отчасти теми же чертами,

какими  обладает  богатство,  отчасти лучшими.  По  своему  характеру  люди,

обладающие властью,  честолюбивее и  мужественнее  людей богатых, потому что

они стремятся к  делам,  которые  им возможно исполнить вследствие их власти.

Они  заботливее,  так  как  находятся  в хлопотах, принужденные смотреть  за

[всем], что касается  их власти. Они  держатся с большей   торжественностью и

важностью, потому что их сан делает их более торжественными; поэтому-то  они

сдерживают  себя.  Торжественность  их  отличается   мягкостью,  а  важность

благопристойностью.  И  когда  они  поступают  несправедливо,  их  проступки

значительны, а не ничтожны.

     Что  касается  счастья  [удачи], то  оно  отчасти   обладает  указанными

чертами  характера, потому  что  счастье,  кажущееся  величайшим сводится  к

этому,  и  еще к хорошим  детям; счастье  влечет за собой обилие  физических

благ. Под  влиянием  счастья  люди  делаются  высокомернее и  безрассуднее;  с

счастьем  связана  одна прекраснейшая  черта характера - именно  та, что люди

счастливые боголюбивы; они  известным  образом  относятся к  божеству, веря в

него, под влиянием того, что им дает жребий.

     Мы   сказали   о  чертах  характера   сообразно   возрасту  и   счастью;

противоположное же очевидно из противоположного,  например характер человека

бедного, несчастного и неимеющего власти.

 

     ГЛАВА XVIII

 

     Цель,  которую   преследует  в   своей  речи   всякий  оратор.  -Способы

доказательства, пригодные для  всех трех родов речей.

     Убеждающие речи употребляются ради решения (ибо для того,  что мы знаем

и относительно чего приняли известное  решение,  не нужно  никаких речей), а

это  бывает  в том  случае, когда кто-нибудь с  помощью  речи  склоняет  или

отклоняет  какое-нибудь  отдельное  лицо,   как,   например,   делают  люди,

уговаривая  и  убеждая, так  как  один человек  есть все-таки  судья;  вообще

говоря, тот судья, кого нужно убедить; и все равно, обращает ли человек  свою

речь к противнику, или говорит  на  предложенную  тему, потому что необходимо

воспользоваться речью и  уничтожить противоположные мнения, к которым, как к

противнику,  обращается  речь.  Таким  же   образом  нужно   поступать  и  в

эпидиктических речах, ибо речь  представляет себя  как бы судью  в слушателе.

Вообще в политических прениях есть один настоящий судья - [именно], решающий

данный  вопрос. Вопросом  же является то,  относительно чего сомневаются  и о

чем совещаются.

     Раньше,   говоря  о  речах  совещательных,   мы  сказали  о  характерах

соответственно  видам  государственного  устройства,  так   что  теперь  нам

следовало  бы разобрать вопрос,  как  и  с помощью  чего  можно  сделать речи

этическими.

     Так  как для  каждого рода речей мы указали  свою особую цель  и  так  как

относительно всех их были  взяты нами мнения и  посылки, из  которых черпают

способы убеждения ораторы в  речах совещательных, эпидиктических  и судебных,

так  как,  кроме того, мы рассмотрели, с помощью чего возможно  сделать  речи

этическими,  то  нам  остается  сказать  об  общих  [принципах],  ибо   всем

необходимо пользоваться в своих  речах рассуждением о возможном  и невозможном

и пытаться показать,  -  одним, что  что-нибудь было, другим - что что-нибудь

будет. Кроме  того, топ о величине является общим для  всех речей,  так  как

фигурой  преувеличения  и  умаления  пользуются  все  ораторы:  советующие и

отсоветывающие, хвалящие и порицающие, обвиняющие и оправдывающие.

     Рассмотрев это,  мы  попытаемся вообще сказать об  энтимемах, если найдем

что, и о  примерах, чтобы, присоединив остальное, исполнить  поставленную  с

самого  начала  задачу. Из  общих  топов, преувеличение  наиболее свойственно

речам эпидиктическим, как было сказано, совершившееся - речам судебным,  ибо

по поводу совершившегося  принимается  решение, а возможное и будущее - речам

совещательным.

 

     ГЛАВА XIX

 

     Понятие возможного  и  невозможного. -  Что подходит  под  эти понятия? -

Доказательства, основанные на предположении (вероятности):

     1) относительно прошедшего,

     2) относительно будущего. - О большем и меньшем.

     Сначала   скажем   о   возможном   и   невозможном.   Если    одна   из

противоположностей  может быть или явится,  то может  показаться возможной и

другая противоположность, например, если возможно для человека  выздороветь,

то возможно и заболеть, ибо одна и та же возможность (способность) относится

к противоположностям, в чем они  и  противоположны.  И  если  возможно  одно

подобное, то  и  другое  подобное  ему [возможно].  И  если  возможно  более

трудное, то [возможно]  и более  легкое. И если что-нибудь может возникнуть в

хорошем и прекрасном виде, то оно  вообще может возникнуть, ибо труднее  быть

хорошему  дому,  чем  дому  [просто].  И  конец   того,  начало  чего  может

возникнуть,  [также  может возникнуть], ибо ничто не возникает и не начинает

возникать из вещей  невозможных, например, не  может  начать возникать и  не

возникает  соизмеримость диаметра.  Возможно также  начало того, конец [чего

возможен], ибо все возникает  с  начала. И если может  возникнуть последующее

по бытию  или по  возникновению, то  возможно и предыдущее:  например,  если

может возникнуть муж, [может возникнуть] и  ребенок, ибо последнее возникает

раньше.  И  если  [возможно возникнуть] ребенку, возможно и мужу, ибо первое

есть начало. [Возможно]  и  то, что от природы бывает  предметом  любви  или

страсти,  ибо никто по большей  части не любит и не желает вещей  невозможных.

И  то,  что  бывает  предметом  наук и  искусств, может  быть, и  бывает,  и

возникает. [Возможно] и то, начало возникновения чего во власти тех, кого мы

можем  принудить или убедить, а  таковы люди, которых мы  превосходим  силой,

которыми мы распоряжаемся или  с которыми дружны. Возможно также  целое, части

которого  возможны,  и  [по  большей  части  возможны] части, целое  которых

возможно;  ибо  если  может  возникнуть  разрез, шапочка и  сандалий,  может

возникнуть и обувь, и если  [может  возникнуть] обувь, [может  возникнуть]  и

разрез  и шапочка.  И если весь род принадлежит к числу  вещей возможных, то

возможен  и вид,  а если [возможен] вид,  [возможен] и  род,  например, если

может  возникнуть корабль, [возможна] и  триира,  и  если [возможна] триира,

[возможен] и корабль. И если [возможна] одна из двух вещей, по своей  природе

находящихся  во  взаимном  соотношении,  то  [возможна]  и  другая  из  них,

например,  если  [возможно]  двойное,  то  [возможна]  и  половина,  и  если

[возможна]  и  половина,  [возможно]  и  двойное.  И  если  что-нибудь  может

возникнуть без  искусства  и  приготовления,  то  еще более  оно  возможно при

помощи искусства и прилежания, отчего и сказано у Агафона:

     И одно нужно делать  с помощью искусства, Другое  достается нам благодаря

необходимости и

     судьбе.

     И  то,  что возможно  для  людей  более  дурных, более  слабых и  более

неразумных, еще более [возможно]  для  людей противоположных,  как  сказал и

Исократ, что странно, если он не  будет  в  состоянии сам изобрести  то, чему

научился Евфин. Что касается невозможного, то очевидно, что оно  вытекает из

противоположного сказанному.

     [Доказательства  того],  что  что-нибудь  случилось, нужно  выводить из

следующего. Во-первых,  если  случилось  то, что по естественному ходу  вещей

случается  реже,  то  могло  случиться и  то,  что  [случается] чаще.  И если

случилось то,  что обыкновенно  случается  после, то случилось и предыдущее,

например, если кто-нибудь что-нибудь забыл, то некогда и научился [этому]. И

если кто-нибудь  мог и  желал  [сделать  что-нибудь], то и сделал, ибо  все,

когда  пожелают  чего-нибудь,  имея возможность  [исполнить  свое  желание],

делают  [то, чего  желают], так  как ничто им не мешает. Еще  если  [человек]

чего-нибудь желал и ничто извне  ему не мешало, и если [он желал] возможного,

и если он  гневался, и если мог  и стремился,  [то  сделал], ибо  по  большей

части  люди  делают то,  к чему  стремятся,  если  только  могут  - негодные

вследствие своей  невоздержности,  а люди  нравственно хорошие,  потому  что

желают хорошего. И  если [кто-нибудь]  намеревался [сделать что-нибудь], ибо

естественно что человек, намеревавшийся [сделать что-нибудь], сделал. И если

случилось что-нибудь такое, что по своей природе [бывает] раньше чего-нибудь

другого или вследствие чего-нибудь другого,  например,  если прогремел  гром,

то  сверкнула  молния,  и  если  человек сделал  что-нибудь,  то и попытался

сделать это. И  из всех этих случаев  одни  имеют характер необходимости,  а

другие  -случающегося  по   большей  части.  А  относительно  того,  что  не

случилось,   [доказательства],  очевидно,  черпаются   из   противоположного

сказанному.

     Что касается того, что будет, то здесь дело  очевидно из того же самого:

будет то, что  для нас возможно  и чего мы желаем, и  то, что  соответствует

нашей страсти, гневу и расчету  в соединении с возможностью [сделать  это],  а

также  то,  что  находится  в области  наших  стремлений  и  намерений,  ибо

обыкновенно больше случается то, что входит в наши намерения, чем  то, что не

входит в них. И если уже случилось  то, что по своей природе случается  раньше

[чего-нибудь другого], например, если  небо покрылось облаками, то, вероятно,

пойдет  дождь.  И  если  случилось  [что-нибудь],  что [всегда]  бывает ради

чего-нибудь другого, например, если [воздвигнуто] основание,  [будет] и дом.

Что касается великости и малости  вещей, большего и меньшего и вообще великих

и малых  вещей, то все это ясно для нас  из  ранее сказанного, ибо по поводу

речей совещательных мы  говорили о  величине  благ  и  вообще  о  большем  и

меньшем; так как соответственно каждому роду речи  есть  определенная цель в

виде  блага,  каковы  понятия прекрасного и справедливого,  то, очевидно,  с

помощью  указанных  [доказательств]  следует для каждого рода речи приводить

увеличения (au^nosig).  Делать  же  помимо сказанного исследование  вообще о

величине и  о  превосходстве  значило бы говорить  пустое,  ибо для практики

больше значения имеют частные  случаи, чем общее.

     Вот  что  нужно  сказать  о  возможном и  невозможном,  о  том, случилось

что-нибудь или нет, будет или  нет, а также о великости и  малости вещей.

 

     ГЛАВА XX

 

     Пример и энтимема. - Два рода примеров, сравнения и  басни  (притчи). -

Как и когда следует пользоваться примерами?

     Остается сказать  о способах убеждения, общих  для всех [случаев], раз мы

сказали  о частных  способах.  Общие способы убеждения бывают двоякого рода:

пример  и энтимема,  так  как  изречение  есть часть  энтимемы. Итак  скажем

сначала  о примере,  потому что  пример подобен наведению, а наведение  есть

начало.

     Есть  два  вида  примеров;  один  вид примера   заключается  в  том,  что

приводятся факты прежде случившиеся, другой в том, что [оратор] сам сочиняет

таковые; в последнем случае может  быть, во-первых, притча, во-вторых, басня,

каковы,  например,  басни Эзопа  и  басни Ливийские. Приводить  в пример факты

можно  в  таком  роде  можно  сказать,  что нужно  готовиться к  войне против

Персидского  царя  и не позволять  ему  захватить Египет, ибо и  прежде  Дарий

перешел  [в  Грецию]  не прежде,  чем  захватил  Египет,  а,  захватив  его,

переправился Точно так же и  Ксеркс двинулся [на Грецию] не прежде, чем взял

[Египет], а, взяв [его], переправился, так что  и этот [то есть  царствующий

ныне] переправится  [в Грецию],  если  захватит [Египет], поэтому  нельзя ему

этого  позволять. Притча (сравнение) -это  прием Сократа, например,  если бы

кто-нибудь сказал, что не следует избирать власти по жребию, ибо это подобно

тому,  как если бы  кто-нибудь избирал по  жребию в атлеты  -  не тех, кто в

состоянии состязаться, но  тех, кому  выпадет жребий,  или из  корабельщиков

избирал по жребию того, кому  нужно  управлять кораблем, как будто это нужно

делать не знающему человеку, а  тому, кому выпадет жребий. - Басня  же  бывает

Информация о работе Аристотель. Риторика