Аристотель. Риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.

Файлы: 1 файл

Аристотель Риторика.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

никогда не  получали  отказа,  потому  что  перед такими людьми  мы  как  бы

находимся  в положении  человека, пользующегося особенным уважением. Поэтому

мы стыдимся и  тех, кто впервые  обращается к нам  с просьбой, потому что мы

ничего не сделали, что бы унизило  нас в их мнении. Таковы между  прочим люди,

лишь  с недавнего  времени  ищущие нашей дружбы, ибо они  видят только  самые

лучшие из наших качеств; поэтому  справедлив ответ Еврипида сиракузянам.

     Таковы  также   люди,  из числа наших старых знакомых, не знающие о  нас

ничего [дурного].

     Мы стыдимся не  только вышеуказанных постыдных  поступков, но и признаков

их,  например,  не  только  прелюбодеяния, но  и  признаков  его,  не  только

постыдных поступков, но  и  постыдных слов, равным  образом мы  стыдимся  не

только лиц вышеуказанных, но и  тех,  которые могут им донести,  например их

слуг  и друзей. Вообще  же  мы  не стыдимся тех,  за  коими  мы  не признаем

основательного  мнения,  ибо  никто не  стыдится  ни  детей,  ни  зверей,  и

[стыдимся]  не  одного  и   того  же перед  знакомыми   и  незнакомыми:  перед

знакомыми [мы  стыдимся] того, что  нам кажется действительно  [постыдным], а

перед людьми далекими того, что считается [постыдным] перед лицом закона.

     Вот в каком  настроении люди могут  испытывать  стыд:  во-первых,  если

перед ними находятся люди такого сорта, каких, как мы сказали, они  стыдятся,

а таковы, как мы заметили, люди, которых  мы уважаем,  которые нам удивляются

и  для которых  мы  желаем быть предметом  удивления;  [кроме того],  такие,

которых  мы просим о  каком-нибудь одолжении,  причем оно не  будет  оказано,

если мы  окажемся  обесславленными  в глазах этих  лиц,  и если эти  люди  или

видят [происходящее],  (как говорил  в народном  собрании Кидий о  разделении

самосских владений, убеждая афинян  представить себе, что  греки стоят  здесь

же вокруг,  так  что  они  увидят,  а  не только  услышат  о  том,  что  они

постановят),  или  находятся  близко,  так что  непременно узнают обо  всем.

Поэтому-то в несчастьи мы иногда не желаем  быть на глазах своих соперников,

ибо  соперники  обыкновенно  чувствуют  к   нам   некоторое  удивление.  [Мы

испытываем  стыд] еще тогда, когда  знаем за  собой,  или за своими предками,

или за  кем-нибудь  другим, с кем у нас есть некоторая близость,  такие

поступки  или вещи, которых принято  стыдиться.  [Сюда  же относятся]  вообще

[все те лица], за которых мы  стыдимся, а таковы лица перечисленные,  а  также

те,  которые имеют  к  нам  какое-нибудь  отношение, или для которых мы были

учителями  и  советниками;  [сюда же  относятся]  другие  подобные  люди,  с

которыми мы соперничаем, потому что, под влиянием стыда перед такими людьми,

многое мы делаем и многого  не  делаем. Люди  более стыдливы  в том  случае,

когда  им предстоит быть на глазах и служить предметом внимания для тех, кто

знает  [их проступки]. Вот  почему и поэт Антифонт, приговоренный к  смертной

казни  по повелению Дионисия,  сказал, видя, как  люди,  которым  предстояло

умереть  вместе с ним,  закрывали себе лица, проходя через городские ворота:

"Для чего  вы закрываетесь? Или для того, чтобы  кто-нибудь  из них не увидел

вас  завтра?" Вот  что можно  сказать  о стыде.  А  о  бесстыдстве  мы можем

составить себе понятие из противоположных  положений.

 

     ГЛАВА VII

 

     Определение благодеяния  (услуги), кому и когда следует  оказывать его? -

Как может пользоваться этим понятием оратор для своей цели?

     Что  касается того, к кому люди  чувствуют благодарность,  за что  или в

каком состоянии, то это  станет для нас ясно, когда мы определим, что такое

благодеяние.  Пусть  благодеяние  (то  есть  поступок,  который  дает  повод

сказать, что человек, совершающий  его, оказывает благодеяние),  будет  услуга

человеку, который в ней нуждается, не взамен услуги и не для того, чтобы [из

этого получилась]  какая-нибудь  [выгода] для человека, оказывающего услугу,

но чтобы  получилась  выгода  для  того,  [кому услуга оказывается]. [Услуга

важна],  если она оказывается  человеку, сильно нуждающемуся в ней,  или если

[она  касается] важных и трудных  вещей, или если [она оказывается]  именно в

такой-то  момент  или  если человек  оказывает ее один, или  первый,  или  в

наибольшей  степени.  Нужда  суть  стремление,  и  особенно к  таким  вещам,

отсутствием  которых  причиняется   некоторое страдание:   таковы  страсти,

например, любовь, а также те страсти,  которые [человек  испытывает] во время

физических страданий  и в  опасностях, потому что, подвергаясь  опасности  или

испытывая  страдание,  человек  чувствует страстное желание  [избежать  их].

Потому-то люди, явившиеся на помощь человеку в бедности или в изгнании, даже

если их одолжение ничтожно, считаются оказавшими услугу, так велика  нужда и

[важно] время; так, например, поступил человек, давший в  лицее рогожу. Итак,

услуга непременно должна касаться таких вещей, если же не [таких], то равных

им или более важных, так что  раз ясно, кого, за что и в каком состоянии люди

благодарят,  отсюда, очевидно, следует  вывести заключение, показав, что  одни

люди находятся или находились в  таком огорчении и нужде,  а другие  оказали

или оказывают какую-нибудь  подобную услугу в  такой нужде. Очевидно  также,

каким образом можно уничтожить значение услуги и избавить человека

     от  необходимости  благодарить: [можно сказать], или  что  люди оказывают

или оказали услугу ради собственной  выгоды - а это,  как мы сказали, не есть

услуга  - или что они поступили  так под влиянием стечения обстоятельств, или

были принуждены  так поступить, или что они не  просто дали,  а  отдали  - с

умыслом или  без  умысла; в обоих  случаях [услуга оказывается] ради  чего-то

другого, так что и не может  быть названа услугой.

     При  этом  нужно  иметь в виду все  категории,  потому что услуга  есть

услуга, поскольку она  есть то-то, или [поскольку она] такова по  объему или

[поскольку  она   обладает]   такими-то   качествами;  или   [поскольку  она

совершается]  тогда-то,  или   там-то.  Доказательством  же  [могут  служить

соображения], что нам  не оказали  услугу в менее важном  случае, или что для

врагов сделали то же самое, или  что-нибудь  равное, или что-нибудь  большее,

ибо,  очевидно,  и  это  [делается]  не  ради  нас,  -  или  [если] сделано

сознательно  что-нибудь  дурное, ибо никто  не  сознается, что  имеет нужду в

дурных вещах.

 

     ГЛАВА VIII

 

     Определение сострадания. - Кто доступен и кто недоступен  этому чувству?

- Что и кто возбуждает сострадание?

     Итак, мы  сказали   и  о том,  что такое оказывать благодеяние и не

оказывать его.

     Скажем  теперь  о   том, что  возбуждает  в   нас  сострадание, к  кому  и

находясь   в   каком   состоянии  мы  испытываем  сострадание.  Пусть  будет

сострадание некоторого рода печаль при виде бедствия, которое может  повлечь

за   собой  гибель   или  вред  и  которое  постигает   человека,  этого  не

заслуживающего, [бедствие],  которое  могло бы постигнуть или нас самих,  или

кого-нибудь  из наших, и притом, когда оно кажется  близким. Ведь, очевидно,

человек, чтобы почувствовать сострадание, должен считать возможным,  что  сам

он, или  кто-нибудь из его  близких  может потерпеть какое-нибудь бедствие, и

притом  такое, какое  указано  в [данном нами] определении, или подобное ему,

или  близкое к  нему.  Потому-то  люди  совершенно  погибшие  не  испытывают

сострадания: они  полагают, что  больше ничего  не могут потерпеть, ибо  [все

уже] претерпели;  также и те люди, которые считают  себя вполне счастливыми,

не [испытывают сострадания], но держат себя надменно: если они считают  себя

обладающими всеми благами, то, очевидно,  и благом не терпеть  никакого зла,

ибо и это принадлежит к числу  благ. К числу же тех, которые считают  для себя

возможным потерпеть, принадлежат  люди уже пострадавшие и избежавшие гибели,

и люди  более  зрелые,  и вследствие  размышления, и  вследствие опыта, люди

слабые  и  еще  более,  люди  очень трусливые,  также люди образованные, ибо

[такие люди] правильно рассуждают. И те, у кого есть родители, или дети, или

жены, ибо  все они нам  близки и способны потерпеть указанные [несчастья]. И

люди, не находящиеся под влиянием мужественной страсти, например,  гнева  или

смелости, ибо здесь не рассуждают о будущем, и не находящиеся в  высокомерном

настроении, ибо такие люди не размышляют о том, что могут  потерпеть, но [по

своему настроению] занимающие середину между теми и другими [Сюда относятся]

также люди, вполне находящиеся под  влиянием страха, ибо люди перепуганные не

испытывают сострадания,  будучи поглощены своим  собственным  состоянием.  И

[испытывают сострадание]  только  те  люди,  которые некоторых   людей считают

хорошими,  ибо  тот,  кто  никого  не  считает  таким,  будет  считать  всех

заслуживающими   несчастье   Вообще  [мы   испытываем  сострадание],   когда

обстоятельства складываются  так, что мы  вспоминаем  о подобном  несчастье,

постигшем нас или близких нам  людей, или думаем, что оно случится с нами или

с близкими нам.

     Итак, мы сказали,  в каком состоянии люди испытывают  сострадание Что  же

касается вещей,  возбуждающих наше сострадание, то  они  ясны из определения

все горестное и мучительное, способное  повлечь  за собой  гибель, возбуждает

сострадание,  точно так  же,  как  все, что  может  отнять жизнь;  [сюда  же

относятся] и все  великие бедствия,  причиняемые случайностью К  числу вещей

мучительных  и влекущих  за  собой гибель относятся  различные  роды  смерти,

раны,  побои,  старость,  болезни  и недостаток в  пище, а  к  числу  вещей,

причиняемых  случайностью  -  неимение  друзей   или  малое  количество  их,

возбуждает  сострадание  так  же  насильственная  разлука  с  друзьями  и  с

близкими, позор,  слабость,  увечье, беда, явившаяся  именно  с той  стороны,

откуда можно было  ожидать  чего-нибудь  хорошего, частое повторение одного и

того  же  подобного, и  благо, приходящее уже  тогда,  когда человек испытал

горе, как, например, были присланы от персидского царя  Диопифу  дары, когда

он уже был мертв;  наконец, [возбуждает сострадание] такое положение,  когда

или  совсем не случилось  ничего хорошего, или  оно случилось,  но им нельзя

было воспользоваться.

     Такие  и   им   подобные  вещи  возбуждают  сострадание.  Мы  чувствуем

сострадание к людям знакомым, если они не очень близки нам, к очень  близким

же относимся так же, как если бы нам самим предстояло [несчастье]; потому то

и Амазис, как рассказывают, не плакал, видя, как его сына ведут на смерть, и

заплакал при  виде  друга, просящего  милостыню:  последнее  возбудило  в  нем

сострадание,  а  первое  ужас.  Ужасное  отлично  от  того,  что  возбуждает

сострадание, оно уничтожает сострадание  и  часто способствует возникновению

противоположной [страсти]. Мы испытываем  еще  сострадание,  когда несчастье

нам самим близко. Мы чувствуем  состраданье к людям подобным нам по возрасту,

по характеру, по способностям, по положению,  по происхождению, ибо при виде

всех подобных лиц нам кажется  более  возможным, что и с нами случится  нечто

подобное. Вообще и здесь следует  заключить, что мы испытываем сострадание  к

людям,  когда с ними случается  все то, чего мы боимся для самих себя.  Если

страдания,  кажущиеся близкими,  возбуждают сострадание, а те, которые  были

десять тысяч лет тому  назад  или будут через десять тысяч  лет, или совсем не

возбуждают сострадания, или [возбуждают  его] не в такой степени, ибо вторых

мы не дождемся, а первых не помним, то отсюда  необходимо следует, что  люди,

воспроизводящие что-нибудь наружностью, голосом, костюмом  и вообще игрой, в

сильной  степени возбуждают сострадание,  ибо,  воспроизводя  перед  глазами

какое-нибудь несчастье,  как  грядущее  или как свершившееся, они  достигают

того,  что оно  кажется близким. Весьма  также  возбуждает  сострадание  [то

бедствие], которое недавно случилось  или должно скоро случиться. Поэтому [мы

чувствуем   сострадание]  по  поводу  признаков,   например,   платья  людей

потерпевших несчастье, и тому подобных вещей, и по поводу слов или  действий

людей,  находящихся в беде, например,  людей уже умирающих. Особенно  же  мы

испытываем  сострадание, если  в подобном  положении находятся люди хорошие.

Все эти обстоятельства усиливают  в нас сострадание, ибо в таких  случаях беда

кажется близкой и незаслуженной  и, кроме того, она у нас перед  глазами.

 

     ГЛАВА IX

 

     Определение  негодования,  отношение негодования к  зависти  - Кто  и что

возбуждает в людях  негодование, и почему?  - В каком  состоянии  люди  легко

приходят в  негодование?  - Как  может пользоваться этим понятием оратор для

своей цели?

     Сожалению   противополагается   главным   образом    негодование,   ибо

противоположностью чувству  печали  при виде незаслуженных бедствий является

некоторым  образом  и   из   того  же  источника  чувство  печали  при  виде

незаслуженного  благоденствия.  Обе эти  страсти  составляют  принадлежность

Информация о работе Аристотель. Риторика