Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности формирования и использования производственных запасов предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты  формирования и использования производственных запасов предприятия;
- провести анализ показателей  деятельности предприятия  и оценить эффективность использования производственных запасов;
- разработать рекомендации по повышению эффективности использования производственных запасов и рассчитать их эффективность.
Объект исследования муниципальное  унитарное предприятие общественного  питания «Школьник».
5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ  ЗАПАСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
 	 
1.1. Понятие запасов, их роль и принципы формирования
 	
      7
1.2. Методика  анализа использования  производственных  запасов предприятия
 	
   
10
1.3.   Пути  повышения эффективности использования  производственных запасов предприятия
 	
   
12
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУПОП «ШКОЛЬНИК»
 	
 
 
2.1. Краткая характеристика МУПОП «Школьник»
 	
    15
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг.
 	
 
    17
2.2.1. Анализ  объема  производства и реализации  продукции МУПОП «Школьник» за 2009-2011 гг.
 	
  
19
2.2.2. Анализ состояния  и использования трудовых ресурсов  МУПОП   «Школьник»
 	
  
24
2.2.3. Анализ себестоимости,  прибыли и рентабельности продукции
 	
    28
2.3. Анализ   эффективности использования   производственных запасов в МУПОП  «Школьник»
 	
 
31
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ В МУП ОП «ШКОЛЬНИК»
 	
 
3.1. Использованием методов ранжирования и диаграммы Du Pont при управлении запасами  в МУП ОП «Школьник
 	
 
39
3.2. Внедрение  метода «Точно в срок» для повышения оборачиваемости запасов
 	
 
    43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 	
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По данным таблицы 2.3 видно, что по результатам работы за 2010год наблюдается невыполнение плана реализации продукции в сентябре, что обусловило снижение равномерности в работе с соответствующим периодом 2009года. При условии достижения коэффициента равномерности, равного 1,0 МУПОП «Школьник» могло бы дополнительно реализовать продукции по заказам на сумму 239,6 тыс. руб.
В 2011 году предприятие в целом отработало год достаточно ритмично по сравнению с 2010 годом, но были сбои в реализации продукции также в сентябре месяце. Было недореализовано продукции на сумму 111,9 тыс. рублей. Основной причиной такой ситуации является неготовность отдельных школ к новому учебному году, поэтому служба Госпотребнадзора не выдавала разрешение на работу школьных буфетов в двух школах городского округа Жигулевск в 2010 году, и произошла задержка работы школьного буфета в школе №3 в 2011 году.
Существенное влияние на равномерность реализации продукции оказывает сезонность в работе предприятия. Сезонность характеризуется коэффициентом сезонности, который рассчитывается на основе данных табл.2.4 по формуле:
(2.5)
где Омес. – объем реализации продукции в i-ом месяце, руб.;
О ср. мес. – среднемесячный объем реализации, руб.
Подставим значения в формулу 2.5 и проведем расчет значений коэффициента сезонности (Ксез), абсолютного отклонения величины коэффициента сезонности от единицы (1 – Ксез) и квадрата абсолютного отклонения.
Среднелинейнное отклонение рассчитывается по формуле:
                              
Среднеквадратическое 
                              
Все расчеты коэффициентов 
Таблица 2.4
Расчетно-аналитические 
| Месяцы | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||||
| Коэффиц .сезонностиКсез | Абсолютотклонение 1- Ксез | Квадрат абсолютн. отклонения | Коэффиц.сезонности Ксез | Абсолютн.отклонение 1- Ксез | Квадрат абсолютн. отклонения | Коэффиц. сезонности Ксез | Абсолют.отклонение 1- Ксез | Квадрат абсолютн. отклонения | |
| январь | 0,688 | 0,312 | 0,097 | 0,758 | 0,242 | 0,058 | 0,765 | 0,235 | 0,055 | 
| февраль | 1,233 | 0,233 | 0,054 | 1,208 | 0,208 | 0,043 | 1,218 | 0,218 | 0,047 | 
| март | 1,159 | 0,159 | 0,025 | 1,149 | 0,149 | 0,022 | 1,158 | 0,158 | 0,025 | 
| апрель | 1,261 | 0,261 | 0,068 | 1,232 | 0,232 | 0,054 | 1,241 | 0,241 | 0,058 | 
| май | 1,240 | 0,24 | 0,058 | 1,253 | 0,253 | 0,064 | 1,262 | 0,262 | 0,069 | 
| июнь | 0,925 | 0,075 | 0,005 | 0,951 | 0,049 | 0,002 | 0,958 | 0,042 | 0,002 | 
| июль | 0,491 | 0,509 | 0,259 | 0,505 | 0,495 | 0,245 | 0,510 | 0,490 | 0,240 | 
| август | 0,511 | 0,489 | 0,239 | 0,540 | 0,460 | 0,212 | 0,544 | 0,456 | 0,208 | 
| сентябрь | 1,187 | 0,187 | 0,035 | 1,009 | 0,009 | 0,001 | 0,925 | 0,075 | 0,005 | 
| октябрь | 1,224 | 0,224 | 0,050 | 1,225 | 0,225 | 0,051 | 1,234 | 0,234 | 0,055 | 
| ноябрь | 1,006 | 0,006 | 0,0001 | 1,046 | 0,046 | 0,002 | 1,054 | 0,054 | 0,003 | 
| декабрь | 1,083 | 0,083 | 0,007 | 1,124 | 0,124 | 0,015 | 1,132 | 0,132 | 0,017 | 
| итого | - | 2,778 | 0,897 | - | 2,492 | 0,769 | - | 2,597 | 0,784 | 
По данным таблицы 2.4 для данного предприятия характерна сезонность в работе. Рассчитанные коэффициенты сезонности подтверждают сделанные выводы. Так как предприятие обслуживает питанием школьников городского округа Жигулевск , то его деятельность напрямую зависит от режима работы образовательных учреждений, поэтому в период каникул объем реализации продукции снижается. Исключение составляет июнь месяц. Это время каникул, но практически при всех школах организуются летние лагеря, где предусмотрено двух разовое горячее питание, поэтому и не происходит снижения объема реализации продукции в этот каникулярный месяц. Самое маленькое значение этого коэффициента за три исследуемых года приходилось на июль и август.
Коэффициент вариации определяем по формуле:
                              
Размах вариации, как показатель сезонности, характеризует разность между наибольшим и наименьшим значениями месячных коэффициентов сезонности.
Изобразим на рисунке 2.3 динамику коэффициента сезонности в МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг. (приложение 3).
Как видно на рисунке 2.3 предприятие имеет сезонную волну в реализации продукции, которая вызвана объективными причинами и не зависят от предприятия, но вместе с тем предприятию необходимо осваивать дополнительные рынки, чтобы не снижать объема реализации продукции в течение месяца.
Все показатели, характеризующие сезонность реализации продукции в МУПОП «Школьник», систематизируем в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Показатели сезонности реализации продукции в МУПОП «Школьник» за 2009-2011 гг.
| № п/п | Показатели | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 
| 1 | Размах вариации | 0,770 | 0,748 | 0,806 | 
| 2 | Среднелинейное отклонение | 0,232 | 0,208 | 0,216 | 
| 3 | Среднеквадратическое отклонение | 0,139 | 0,132 | 0,134 | 
| 4 | Коэффициент вариации, % | 13,9 | 13,2 | 13,4 | 
По данным таблицы 2.6 в 2009 г. отклонение максимального объема производства от минимального составляло 13,9 %, в 2010 г. уже 13,2 %, а в 2011 году 13,4 % от среднемесячного объема реализации продукции.
При условии сглаживания сезонности возможно получение дополнительного объема реализации продукции, который можно определить по формуле:
∆Осез = Оф * Кв                            
Дополнительный объем 
2009 год: ∆Осез = 1210,1 * 13,9 / 100 = 168,2 (тыс. руб.)
2010 год: ∆Осез = 1241,4 * 13,2 / 100 = 163,9 (тыс. руб.)
2011 год: ∆Осез = 1232,9 * 13,4 /100 = 165,2 (тыс. руб.)
Для сглаживания сезонных колебаний спроса на продукцию предприятия необходимо эффективное управление товарным ассортиментом, включающее в себя: пересмотр выпускаемого ассортимента, снятие с производства нерентабельных позиций, внедрение новых продуктов и расширение рынков сбыта. Реализация мероприятий, направленных на сглаживание сезонных колебаний спроса, позволит увеличить объем реализации только за 2011 год на 165,2 тыс. руб.
Рассчитанный коэффициент 
Таким образом, в результате анализа объемов реализации продукции в МУПОП «Школьник» установлено, что объем реализации в стоимостном выражение имеет колебательную динамику. Для данного предприятия характерна сезонность в реализации, на это оказывают влияние объективные факторы, такие как особенности работы образовательных учреждений, связанных с наличием каникулярного времени.
2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов МУПОП «Школьник»
Целью  данного анализа является 
изучение обеспеченности предприятия 
работниками различных 
Таблица 2.6
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами в МУПОП «Школьник» за 2009-2010 гг.
| №п/п | Категории работающих | Среднесписочная численность, чел. | Изменения 2010 г.к 2009 г. | Изменения 2011г.к 2010г. | ||||
| 2009г. | 2010г. | 2011г. | ||||||
| чел. | % роста | чел. | %роста | |||||
| 1 | Рабочие, в т.ч. | 34 | 35 | 35 | 1 | 102,9 | 0 | 100,0 | 
| -основные | 18 | 18 | 18 | 0 | 100,0 | 0 | 100,0 | |
| -вспомог. | 16 | 17 | 17 | 1 | 106,3 | 0 | 100,0 | |
| 2 | Служащие, в т.ч. | 15 | 15 | 13 | 0 | 100,0 | -2 | 86,7 | 
| -руководители | 3 | 3 | 3 | 0 | 100,0 | 0 | 100,0 | |
| -специалисты | 8 | 8 | 7 | 0 | 100,0 | -1 | 87,5 | |
| - прочие служащие | 4 | 4 | 3 | 0 | 100,0 | -1 | 75,0 | |
| Всего | 49 | 50 | 48 | 1 | 102,0 | -2 | 96,0 | |
По данным таблицы 2.6 предприятие полностью обеспечено кадрами. Ежегодно происходит изменение в кадровом составе предприятия. В 2010году численность работающих увеличилась на 1 чел, по сравнению с 2009г. что составило 2,0%, а в 2011году по сравнению с 2010годом произошло сокращение численности на 2 чел, или 4,0%.
Оценим изменение численности работающих в 2010 годом по сравнению с 2009 годом. Численность рабочих увеличилось на 1 чел. или 2,0 %, в том числе основные рабочие увеличились на 1 чел. или 2,9%. Численность вспомогательных рабочих осталась без изменения. Численность служащих также осталась на уровне 2009 года.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом как уже было отмечено выше общая численность работающих сократилась на 2 человека. Численность рабочих не изменилась. На изменение общей численности оказало влияние изменение численности по всем категории служащие. Произошло сокращение численности специалистов на 1 человека или 12,5% и прочих служащих также на 1 человека или 25,0%. Численность руководителей по-прежнему не изменилась и осталась на уровне 2009 года.
В процессе анализа состояния и использования трудовых ресурсов необходимо проанализировать динамику показателей структуры персонала на предприятии за период 2009-2011гг.
Таблица 2.7
Структура численности работающих в МУПОП «Школьник» по категориям
| №п/п | Категории работающих | Структура численности в % | Изменения 2010г.к 2009г. | Изменения 2011г.к 2010г. | ||
| 2009г. | 2010г. | 2011г. | ||||
| Списочная численность, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - | - | |
| 1 | Рабочие, в т. ч. | 69,4 | 70,0 | 72,9 | -0,6 | 2,9 | 
| -основные | 36,7 | 36,0 | 37,5 | -0,7 | 1,5 | |
| -вспомогательные | 32,6 | 34,0 | 35,4 | 1,4 | 1,4 | |
| 2 | Служащие, в т.ч. | 30,6 | 30,0 | 27,1 | -0,6 | -2,9 | 
| -руководители | 6,1 | 6,0 | 6,3 | -0,1 | 0,3 | |
| -специалисты | 16,3 | 16,0 | 14,6 | -0,3 | -1,4 | |
| -прочие служащие | 8,2 | 8,0 | 6,2 | -0,2 | -1,8 | |
По данным таблицы 2.7 в структуре произошли изменения по всем категориям персонала. МУПОП «Школьник» является производственным предприятием, поэтому наибольший удельный вес в структуре персонала занимает категория рабочих. В 2010 году по сравнению с 2009 годом на 0,6% снизился удельный вес численности рабочих, в том числе основных на 0,7%, но доля вспомогательных рабочих увеличилась на 1,4%. Удельный вес руководителей, специалистов и прочих служащих сократился соответственно на 0,1%, 0,3% и на 0,2%. В целом удельный вес группы служащих сократился на 0,6% за счет снижения доли всех подгрупп.
В 2011году по сравнению с 2010годом доля рабочих увеличилась на 2,9%, в том числе за счет увеличения удельного веса основных рабочих на 1,5%, а вспомогательных рабочих на 1,4%.Удельный вес служащих уменьшился соответственно на 2,9%, в том числе за счет снижения доли специалистов и прочих служащих соответственно на 01,4% и 1,8%. Доля руководителей возросла на 0,3%. Изменения по составу кадров предприятия и их структуре не соответствуют. Это можно объяснить изменением общей численности персонала предприятия. Так как удельный вес рабочих находится в пределах от 69,4% до 72,9%, то структуру персонала МУПОП «Школьник» можно признать рациональной.
Динамика численности в МУПОП «Школьник» в разрезе отдельных категорий представлена на рис. 2.4 (приложение 4). Данная структура рациональна и создает предпосылки для эффективной работы предприятия.
Существенное влияние на использование трудовых ресурсов оказывает характер и уровень движения кадров на предприятии. Проведем анализ состояния и движения персонала на предприятии. Все расчеты систематизируем в таблицу 2.8.
Таблица 2.8
Анализ движения кадров в МУПОП «Школьник» за 2009-2011гг.
| № | Показатели | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Изменения | |
| 2010 г. к 2009 г. | 2011 г. к 2010 г. | |||||
| 1 | Среднесписочная численность, чел - в т.ч. рабочих | 49 34 | 50 35 | 48 35 | 2 1 | -2 0 | 
| 2 | Принято на работу всего, чел - в т.ч. рабочих | 15 13 | 16 14 | 12 10 | 1 1 | -4 -4 | 
| 3 | Уволено с работы, всего, чел - в т.ч. рабочих | 14 12 | 18 14 | 12 10 | 4 2 | -6 -4 | 
| 4 | Уволено по причинам текучести всего, - в т.ч. рабочих | 1 1 | 2 2 | 1 1 | 1 1 | -1 -1 | 
| 5 | Коэффициент приема кадров всего - рабочих | 0,31 0,38 | 0,32 0,40 | 0,25 0,29 | 0,01 0,02 | -0,07 -0,11 | 
| 6 | Коэффициент выбытия кадров всего - рабочих | 0,29 0,24 | 0,36 0,28 | 0,25 0,29 | 0,07 0,04 | -0,11 0,01 | 
| 7 | Коэффициент оборота кадров всего - в т.ч. рабочих | 0,59 0,74 | 0,68 0,80 | 0,50 0,57 | 0,09 0,06 | -0,18 -0,23 | 
| 8 | Коэффициент текучести кадров всего - в т.ч. рабочих | 0,02 0,03 | 0,04 0,06 | 0,02 0,03 | 0,02 0,03 | -0,02 -0,03 |